Программа кружка "Бабушкин сундучок"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Белоусова Эльвира Мансуровна

Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok3.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации программы.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации программы

1.2 Планируемый результат освоение программы.

II. Содержательный раздел

2.1 Описание деятельности

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

III. Организационный

3.1. Материально-техническое оснащение программы.

3.2. График проведения кружка.

3.3. Перечень нормативных документов и нормативно-методических документов.

IV. Краткая презентация программы.

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Секреты бабушкиного сундука» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

  1. Цель  и задачи программы:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы:
-Формировать у детей общее представление о природе, об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане 


- Формировать в растущем человеке начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира личности 


- Формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу в целом. 


- Формировать основы гражданственности, уважения к правам человека. 

1.1.2.. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы.

- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

-Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

-Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

-Принцип сочетания научности и доступности исторического материала с учётом приоритета ведущей деятельности дошкольника-игры

-Принцип постепенности усложнения материала

-Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач

-Принцип приоритетности регионального культурного компонента

1.2 Планируемый результат освоение программы.

Имеют представление (элементарное)

- о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда;

- о труде скотовода, пчеловода;

- о разных жанрах фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- о жанре башкирских сказок – сказки о животных;

- о некоторых народных этикетных традициях – уважение к старшим.



Знают и называют:

- улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;

- предметы домашнего обихода, их названия;

- традиционные блюда башкирской кухни;

- элементы национальной одежды, характерные их детали;

- колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- произведения (стихи, рассказы) башкирских писателей, поэтов;

- названия народных игр;

- предметы народного декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан;

- свое имя и фамилию;

- имя, отчество родителей;

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;

- отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- описывать предметы быта;

- играть в народные, подвижные игры;

- организовывать и играть в дидактические игры с региональным содержанием;

- полученные художественные умения отражать в рисунках, аппликациях;

- отличать звучание курая от других музыкальных инструментов;

- проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан. 


II Содержательный раздел

2.1. Описание деятельности.

Программа кружка «Бабушкин сундучок»" определяет содержание и организацию образовательной деятельности воспитателя и детей во второй младшей группе детского сада.  Она направлена на обогащение знаний дошкольников о культуре и традициях своей малой родины. Способствует развитию чувства гордости и бережного отношения к родному селу.

      Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

Физическое развитие

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, воспитание ценности здорового образа жизни, как приоритетного направления политики образования в Республики Башкортостан.

Задачи:

- способствовать становлению у детей ценности здорового образа жизни;

- развивать физические качества детей в играх народов Республики Башкортостан;

Познавательно - речевое развитие

Цель: знакомство с литературными произведениями, авторами Республики Башкортостан.

Задачи: 
-расширять представления об этнических особенностях народов Республики Башкортостан; 
-развивать коммуникативные навыки общения; 
- воспитывать чувство гордости за культурное наследие Республики Башкортостан; 
- воспитывать бережное отношение к природе. 

Социально - личностное

Цель: включение детей в систему социальных отношений

Задачи: 
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении; 
- формировать собственное отношение к явлениям общественной жизни; 
- формировать первичные представления о труде взрослых; 

Художественно - эстетическое развитие 

Образовательная область «Художественное творчество» 
соответствует художественно-эстетической линии, так как формирует знания о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, способствует включению детей в совместную деятельность с детьми и взрослыми.

Цель: воспитание ребенка как носителя культурных ценностей народов Республики Башкортостан, бережное отношение к ним.

Задачи: 
- обогащение музыкально-художественного и интеллектуального опыта ребенка; 
- расширение представлений о различных видах искусства Республики Башкортостан; 
- воспитание духовно богатой, творческой личности. 


Методы:


Практические 


Словесные 


Наглядные 


1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.


1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Подвижные игры.

7. Наблюдения.


1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

Тематическое планирование

I– блок

Семья. Мой дом

1.Беседа «давайте познакомимся» Игра –упражнение «Обратись по имени»

2.Беседа «Моя семья»

3. Беседа «В гостях у    Айгуль»

4. Коллективная аппликация «Дом в котором я живу»

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 5

Р.Х. Гасанова «Развитие образной речи средством художественной литературы» стр. 29

Р.Х. Гасанова «Развитие образной речи средством художественной литературы» стр.31

Изобразительная деятельность детей 3-5 лет

Методическое пособие Ильгам стр.44

8 сентября

15 сентября

22 сентября

29 сентября

II – блок

«В гостях у бабушки»

1.Рассматривание иллюстрации «Корова домашнее животное»

2.Чтение стихотворение «Зухра и цыплята». К. Киньябулатовой.

3.Беседа «Что получают из молока»

4.Досуг. «В гостях у бабушки»

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 16

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 20

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 25

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 22

6 октября

13 октября

20 октября

27 октября

III – блок

Посуда

1.«Путешествие в прошлое посуды»

2.Дидактическая игра «Накроем стол к обеду»

3.Знакомство с трудом повара «Кто нас кормит»

4. Аппликация «Украсим чашку башкирским орнаментом»

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 24

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 17

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 28

3 ноября

10 ноября

17 ноября

24 ноября

IV–блок

«Одежда»

1.Рассматривание иллюстрации «Одежда девочки»

2.Дидактическая игра «Оденем куклу»

3.Развивающая игра «Составь башкирскую одежду»

4. Аппликация «Украсим тюбетейку»

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 31

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 7

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 32

1 декабря

8 декабря

15 декабря

22 декабря

V– блок

«Предметы быта»

1.Рассматривание картины «жилище башкир»

2.Беседа о предметах быта башкир.

3. «Рассматривание полотенца и коврика»

Л.Р. Агишева «Я познаю Башкортостан»

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 51

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 30

12 января

19 января

26 января

VI– блок

«Музыкальные инструменты»

1.Рассматривание музыкального инструмента курай

2.Рассказывание башкирской сказки «Кураист»

3.Слушание мелодии курая. Имитация игры на курае

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 37

Р.Х. Гасанова «Развитие образной речи средством художественной литературы» стр.39

2 февраля

9 февраля

16 февраля

VII – блок

«В здоровом теле здоровый дух»

1.Беседа о лечебных напитках и травах

2.Чтение башкирской сказки «Медведь и пчелы»

3.Чтение рассказа Г.Зайцева «Пчелиный доктор»

4. Социально-коммуникативная игра «Медведь и пчелы»

Р.Х. Гасанова «Развитие образной речи средством художественной литературы» стр.49

Р.Л. Гасанова Р.Х. Гасанова

«Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа» стр. 27

Р.Л. Гасанова Р.Х. Гасанова

«Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа» стр. 30

Р.Л. Гасанова Р.Х. Гасанова

«Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа» стр. 31

2 марта

16 марта

23 марта

30 марта

VII – блок

«Блюда национальной кухни»

1.Беседа «Какие блюда готовят из молока»

2.Лепка «Чак-чак»

3. Чтение стихотворение  Р.Ураксина «Баурсак»

4. Рассматривание альбома «Национальные блюда»

Р.Х. Гасанова «Я Родину хочу свою познать» стр. 31

Р.Л. Агишева Фольклор и литература Башкортостана стр.131

6 апреля

13 апреля

20 апреля

27 апреля

IX – блок

Закрепление

Мониторинг. Повторение пройденного.

Развлечение «Едим в гости к бабушке»

2.2 Взаимодействие с семьей воспитанников.

Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.

Формы и методы включения семьи в совместную работу:

-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.

-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины,

-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,

-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.


III Организационный

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Гасанова Р.Х. Этноэтикет . -Уфа, БИРО, 2003 (метод. рекомендации)

Гасанова Р.Х. «Фольклорная педагогика»- Уфа, БИРО, 2004 (метод. рекомендации)

Гасанова Р.Х. Синтез искусств. - Уфа, БИРО, 2005 (пособие)

Гасанова Р.Х. Я Родину свою хочу познать. - Уфа, Биро, 2007 (метод. пособие)

Загитова З.А. Человек – творец рукотворного мира. - Уфа, 2004 (учебное пособие и демонстрационный материал)

Загитова З.А. Знакомство детей с культурой башкирского народа - Уфа, 2004 (учебное пособие и демонстрационный материал)

Загитова З.А. Фольклор и литература Республики Башкортостан. - Уфа, 2004 (учебное пособие и демонстрационный материал)

Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан.- Уфа, БИРО, 2006 (учебная хрестоматия)

Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан.- Уфа, БИРО, 2008 (учебно-методическое пособие)

АгишеваР.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан»- Уфа, БИРО, 2005 (учебно - практическое пособие)

3.2. График работы кружка

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 12 (20 мин в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий.

График работы кружка.

День недели

Время проведения

Кол-во детей

пятница

15.30-15.50

25

3.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.

. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи             от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от             02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

IV. Краткая презентация программы

Программа ориентирует родителей на информацию о предоставления образовательных услугах, что в свою очередь способствует обеспечению реализации право родителей на выбор образовательных услуг, право на гарантию их получения.

Современная жизнь нашего общества диктует необходимость возвращения к приоритетам-любви к Отечеству, духовному возрождению. Воспитание чувств патриотизма-задача очень сложная, особенно в работе с детьми дошкольного возраста.

Одной из задач воспитательно -образовательной деятельности является знакомство дошкольников с народной культурой, традициями, богатейшей историей родного края, формирование патриотических и духовно-нравственных качеств. Народные игры , сказки,  пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Обобщая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основу культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческому наследию своего народа.

Кружок «Бабушкин сундучок» призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Цель кружка сформировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

                                 Утверждаю:

Заведующий МАДОУ № 6 г. Туймазы

                                                                ______________Хазиева Г.А.

                              Принято

                                                            на педагогическом совете

                                                          протокол №___от 2017 г

ПРОГРАММА КРУЖКА

«БАБУШКИН СУНДУЧОК»

Для детей младшего дошкольного возраста

                                                      Руководитель:

Белоусова Э.М.

2017-2018 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

Программа "Волшебный сундучок" 4-5 лет

Пояснительная записка.Обьем образовательной нагрузки.Содержание психоло-педагогической работыПерспективно-тематическое планированиеСоциальное партнерство с родителями.Система мониторинга достижения де...

Образовательная парциальная программа "Бабушкин сундучок" (приобщение детей к быту семейских)

Программа расчитана на один год старший возраст в программе три больших блока...

Рабочая программа "Кукольный сундучок"

Материал, который поможет воспитателю более глубоко познакомить детей с  народной куклой...

Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение)

Конспект занятия, котрый поможет воспитателю познакомить детей сразновидностями народнй куклы. Консультация дляродителей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"....

Рабочая программа "Кукольный сундучок" (приложение) 2

Консультация дляродитетей и педагогов "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"...

Программа "Волшебный сундучок"

Программа  по  творческому и декоративно-прикладному искусству для  детей дошкольного возраста...