Игра - викторина "С чего начинается Родина?"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Комарова Августа Владимировна

 Цель: Закреплять знания детей о нашей стране. Продолжать знакомить  детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о чувашском орнаменте, с его цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-викторина32.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»

 города Новочебоксарска Чувашской Республики

Методическая разработка игры - викторины в подготовительной к школе группе

Тема:«С чего начинается Родина?»

Разработала:

Воспитатель МБДОУ« Детский сад №10«Сказка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Комарова Августа  Владимировна

Новочебоксарск: 2018г

 Никто не учит маленького человека: 

 «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, 

 попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
 Все дело в одной, в очень важной закономерности 
нравственно-патриотического воспитания.           
Если человека учат добру - учат умело, умно, 
 настойчиво, требовательно, в результате будет добро. 
 Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
в результате будет зло.       
 Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, 
 потому, что и человеком его надо воспитать». 
  В.А. Сухомлинский 

 Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

 Актуальность: Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

 Цель: Закреплять знания детей о нашей стране. Продолжать знакомить  детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о чувашском орнаменте, с его цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

Задачи:

Образовательные: Учить созерцать красоту окружающего мира. Формировать бережного отношения к природе и всему живому.

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (одежде).
Учить ритмично располагать узор.

Развивающие:  Развивать интерес к традициям и промыслам России.

Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны

 Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране, малой Родине. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность в работе.

      Планируемые результаты:

Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (изобразительную деятельность).

  Материал к занятию:

Д/и "Собери целое из частей", д/и "Кто где живет", листы в форме народной одежды: женские платья и мужские рубашки.  

  Оборудование:

  • Гуашевые краски;
  • Кисти;
  • Салфетки;
  • Подставки для кисточек, мольберт.

     Предварительная работа:

1. Беседа на тему: «Моя Родина».

2.Изучение государственной символики (герб, гимн, флаг РФ, Чувашской республики).

3. Просмотр презентации «Чувашская вышивка»: (изучение чувашского орнамента).

Методы и приемы:

1. Ритуальный момент - чтение стихотворения В. Котеневой "Придумано кем-то просто и мудро" .

2. Игровая мотивация «Незнайка в гостях у ребят».

3. Приветствие команд.

4. Чтение стихотворения Т. Боковой "Необъятная Россия".

 5. Конкурс 1"Разминка".

6. Конкурс  2 "Собери целое из частей".

7. Конкурс 3 "Стихи о Родине".

8. Физкультминутка "Пусть всегда будет мир!"

9. Конкурс 4 " Составь слово".

10. Конкурс пятый "Помоги найти домик животным".

11. Пальчиковая гимнастика "Деревья".

12. Конкурс шестой "Роспись одежды чувашским орнаментом".

9. Выставка работ. Подведение итогов викторины.

Ход викторины:

Дети и педагог заходят в групповую комнату и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое нам прочтет Настя!(Настя читает стихотворение В. Котеневой "Придумано кем-то просто и мудро").

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...

Воспитатель: О чем это стихотворение? К чему призывает автор?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нужно быть добрыми, вежливыми и приветливыми со всеми! (Стук в дверь)

Воспитатель: Ой, я ,кажется, слышу, что кто-то стучится в нашу дверь! Пойду, посмотрю!

В группу заходит Незнайка.

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, поздороваемся с Незнайкой!  Незнайка, а как ты к нам попал?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я заблудился! Помогите мне, пожалуйста, отыскать место, где я живу!

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы предложили много интересных вариантов! А как вы думаете, поможет ли Незнайке рассказ о нашей Родине?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично! Нам поможет викторина. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Для начала я предлагаю рассказать Незнайке, кто примет участие в нашей викторине. В ней будут участвовать две команды: "Васильки" и "Ромашки".

Приветствие команды «Васильки»:
Ветерок качает тонкие осинки,
Луг, облитый солнцем, сказочно красив.
Васильки России, васильки России,
Словно крошки неба на полях Руси.
автор: Колмаков Александр

Приветствие команды «Ромашки»
Ромашки, ромашки – цветы полевые,
Вы символом стали российских полей.
Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,
Вы светлый денёчек России моей.
автор: Людмила Бурденко

Воспитатель: Итак, мы начинаем нашу викторину. А нашего гостя Незнайку мы попросим быть жюри и оценить работу команд.

(Педагог читает стихотворение Т. Боковой).

 Необъятная страна.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это стихотворение о Родине. Что такое Родина?

Дети: Это место, где мы родились, где мы живем, растем, ходим в садик.

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию первый конкурс нашей викторины, которая будет посвящена нашей Родине.

Конкурс первый "Разминка"

1. Как называется наша республика? (Чувашия)

2. Как называется наша страна? (Россия)

1. Как называется столица России (Москва)

2. Как называется столица нашей республики? (город Чебоксары)

1. Как называют жителей России? (Россияне)

2. Как называют жителей нашей республики? (Чуваши)

1. Какие цвета присутствуют на Российском флаге? (белый, синий, красный)

2. Какие цвета присутствуют на флаге нашей республики?  (желтый и пурпуровый)  

 Воспитатель: Ребята, у меня в руках конверт, в нем задание для следующего конкурса нашей викторины.

Конкурс второй  "Собери целое из частей"

Воспитатель: Молодцы, отлично постарались. А теперь расскажите, пожалуйста, о символике флагов.

От каждой команды выступают по двое детей: (на флаге Республики Чувашия изображен щит, в центре которого эмблема "Древо Жизни", листья и шишки хмеля, эмблема "Три Солнца". На российском флаге изображены три полоски: белый цвет в нашей стране - бескрайних снегов, белостволых берез, облаков в небе, ромашек( означает мир, чистоту). Синий цвет - цвет неба, воды в реках( символ правды и верности). Красный цвет - цвет солнца и огня (Символ доблести и отваги).

Воспитатель: Ребята, вы все правильно рассказали! Давайте прочтем Незнайке стихи.

 Конкурс третий "Стихи о Родине"

1.Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)

2.

Хороша Чувашия родная!

Мой большой и очень светлый край,

Где щебечут соловьи ,не замолкая,

Где цветет сиренью добрый май.

Широки поля – души моей отрада.

Я люблю республику свою!

И весенний цвет ее - награда.

О любви леса ее поют.

Горделивы стройные березы,

Грациозны ивы, тополя!

Слаще всех напитков в мире – слезы

Из чувашского простого родника.

А чудесней звуков всех на свете-

Серебристый сказочный напев,

Звонкий, словно смех веселый детский, -

Песни бабушек-чувашек на заре.

Хороша Чувашия родная!

Ты цвети! Из года в год, в весну,

Чтоб душа гордилась, восхваляя

Родины просторной красоту!
Тая Еж

3.  Родина 

«Родина»  – слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком, 
И на щечке родинка  –
Это тоже Родина.
                                                  (Т. Бокова)

4.  Здравствуй, Родина моя 

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: 
– Здравствуй, улица моя!

Я пою,  и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы прочли замечательные стихи о Родине! А теперь я предлагаю немного поиграть!

Физкультминутка "Пусть всегда будет мир!"

Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой).

Пусть всегда будет небо! (Развести руки  в стороны над головой).

Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой).

Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя).

Пусть всегда поют песни! (Сделать наклоны головы в стороны).

Пусть всегда будут танцы! (Сделать присядку).

Пусть всегда будут птицы! (Наклоны в стороны, отводя руки назад).

Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой).

Воспитатель: А теперь я объявляю следующий конкурс ! Дорогие участники нашей викторины, на столах разложены буквы, вам необходимо собрать из них слова.

Конкурс четвертый "Составь слово"

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! Назовите, пожалуйста, слова, которые вы составили (Россия, Родина).

Воспитатель: Ребята, готовы к следующему конкурсу?

Дети: Да!

Конкурс пятый "Помоги найти домик животным". (Приложение 1)

Воспитатель: На  ваших столах разложены карточки. Каждой команде необходимо указать стрелочкой, где и какое животное живет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы немного поиграем и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.

Пальчиковая гимнастика "Деревья"
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)

Воспитатель: Ребята, наша страна с давних времен славится своими умельцами, которые изготавливали своими руками: игрушки, посуду, кухонную утварь, шили и вышивали одежду. Мы с вами сейчас превратимся в искусных мастериц и мастеров и раскрасим национальные  чувашские костюмы. Мальчики будут раскрашивать  низ и рукава мужских рубашек . А девочки  будут раскрашивать низ и рукава платьев.

Конкурс шестой "Роспись одежды чувашским орнаментом". (Приложение 2,3)

 Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились отлично! Давайте, узнаем результаты викторины у Незнайки: какая команда победила?

Незнайка: В этой викторине победила дружба, поэтому обе команды получают сладкие призы (всем по шоколадному медальону).

Незнайка: Спасибо, вам ребята, вы - такие замечательные, дружные  и воспитанные , многое знаете о своей Родине. Теперь и я найду дорогу домой! До свидания!

Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем Незнайкой и пожелаем ему счастливого пути до дома!

Используемая литература:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье».

4. http://portal2011.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»

Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра «Из чего суп?», «Из чего компот?», «Из чего салат?», «Из чего сок?».

Развитие навыков словообразования  относительных прилагательных. Расширение словарного запаса у дошкольников....

Игра - викторина" С чего начинается Родина". (старшая группа)

Продолжать расширять представления детей о том, как в годы войны  храбро сражалась и защищала  нашу страну от врагов защитники Отечества....

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...

Квест - игра "С чего начинается Родина?"

Закрепление знаний о малой Родине....

Деловая игра "С чего начинается Родина..."

Данная  игра представлена для педагогов, предлагаем использовать на педагогическом совете в рамках реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников....

Квест-игра "С чего начинается Родина" (для детей 3-4 лет)

Квест-игра - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО, так как они способствует развитию активной, деятельной...