интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованием «Знакомство с национальной одеждой бурят»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кокорина Наталья Юрьевна

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект интегрированного

занятия

        в         

в старшей  группе

Тема:

«Знакомство с национальной

                              одеждой бурят»

                                       

                                                                Воспитатель

                                                               МАОУ Прогимназия №108

Кокорина Наталья Юрьевна

                                                           Бурятия город Улан-Удэ

Программное содержание

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Воспитывать желание закончить начатое дело до конца .Воспитывать любовь к родному краю.

Активизация словаря: дэгэл ( халат), гуталы ( сапоги), малгай ( шапка).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Чтение бурятских сказаний, участие в бурятских играх,

Материалы к занятию: плоскостная фигура девочки с набором одежды, бумажные формы дэгэла, на каждого ребенка, разных цветов, пластилин

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.

– Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций.

Послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы”(юрта).

– Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались.

Вот и мы давайте соберем юрту и поиграем.

Игра « ЮРТА»

Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Назовите мне их.

Игра « Верблюд ловит верблюжонка»

- Ребята, бурятская одежда отличается от русской? А как вы думаете почему?

Потому, что у каждого народа есть свой костюм. А еще, ребята, бурятский костюм приспособлен к тому, чтобы ездить верхом на лошадях, ведь буряты пасли овец в холодной степи. И кроме того, у бурят есть свои обычаи, свои традиции.

Давайте поиграем в игру «Угадай и назови», вспомним название бурятской одежды. Воспитатель показывает детям иллюстрации с бурятской одеждой, а дети называют.

А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

Сначала они одевают гуталы (сапоги), затем (дэгэл), причем застегиваются с нижней пуговицы. Завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того. Чтобы жизнь была долгой-долгой. Правда интересный обычай?

-Ребята, давайте пригласим Туяну и нарядим ее. И конечно, по бурятскому обычаю. У вас на столе лежит бурятская одежда вы мне покажите, что нужно одеть? Гуталы (сапоги).

Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху?

Дети.(чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке.)

Воспитатель. Ребята, какую одежду мы наденем на Туяну. Следующей? Дэгэл (халат).

Воспитатель. Посмотрите; какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов. Для чего это?

Дети. (чтобы было теплее).

Воспитатель: Правильно, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим занимаются и мужчины и женщины.

Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.

А что означает верхняя пуговица?

Дети: (верхние пуговицы приносят прибыль).

В. Средние пуговицы? (символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек).

Дети: (чтобы было много детишек крепких и здоровых).

В. Н и ж н и е пуговицы? (это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят).

Дети: (чтобы много было скота).

В. Молодцы ребята, все знаете!

А какой предме6т одежды будет следующим?

Дети: (п о я с).

Воспитатель. Он бывает очень-очень длинным – целых две длины руки. Покажите ребята, какой длины бывают пояса?

Дети встают парами, берутся за руки и показывают. Затем снова усаживаются на свои места.

Воспитатель надевает пояс кукле.

Сейчас, ребята, я вам расскажу про интересный бурятский обычай. Буряты в знак дружбы. Менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями, и всегда помогали друг другу. А вот девушки, когда выходили замуж, пояса уже не носили.

- Ребята скажите, а для чего нужен пояс?

Дети: (чтобы было тепло; на дэгэлах небыло карманов и буряты носили все необходимое за поясом.)

- А что надевают в последнюю очередь?

Дети: (м а л г а й – шапку).

Воспитатель: Ребята, головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно. При встрече гостей бурят всегда надевал шапку.

Воспитатель: Туяна принесла вам рукавичку – догадайтесь для чего?

Ответы детей.

Подвижная игра: «Рукавичку гнать».

Воспитатель. Как весело мы с вами поиграли. А какой сейчас праздник?

Дети: (Сагаалган)

Воспитатель: А в праздники положено дарить подарки! Усаживайтесь поудобнее , украсьте дэгэл элементами бурятского орнамента. Для Туяны и ее подружек.

Анализ работы. Похвалить успешно справившихся с работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»         Конспект занятияОзнакомление с окружающим:...

Интегрированное занятие "Ознакомление с окружающим и развитие речи по теме Одежда"

Это интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи ставит следующие цели и задачи перед логопедом и воспитателем:уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,в ф...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы (3-5 лет). Тема: "Бурый и белый медведи"

Цель занятия:Закрепление в активной речи знаний о внешних признаках медведя.Задачи:Развивать память, воображение, речь, умение сравнивать, обобщать.Воспитывать интерес к диким животным.Учить вниматель...

Конспект занятия по окружающему миру+рисование "Знакомство с золотой рыбкой"

Конспект интегрированного заянятия по окружающему миру и рисованию...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе.Тема: "Одежда"

Занятие предназначено для младших групп,с целью ознакомления детей с признаками и свойствами одежды.Развитию мышления,внимания....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема "Одежда"

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема "Одежда" Цель: Расширение и уточнение знаний детей об одежде.Образовательные зада...