Методическая разработка по Петербурговедению для детей старшего возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Содержание образовательной деятельности включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца. В рамках Концепции воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца  XXI  века» в группе  реализуется образовательная программа «Первые шаги. Воспитание петербуржца-дошкольника»  (авт. Г.Т. Алифанова).

Цели:

1)Воспитание положительно-созидательного отношения ребенка ко всему окружающему и к себе;

2)Сведение в целое общего, частного, отдельного;

 3) Осознание ценности памятников культуры и искусства;

4) Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;

Задачи:

1) Формирование умения адекватно оценивать поступки;

2) Развитие стремления к добру;

3) Развитие культуры общения;

4) Углубление представления о доме-жилище человека;

5)                 Классификация домов по назначению

6)                 Расширение представлений об улице, городе;

7)Формирование понятия «петербуржец».

Тематика образовательной деятельности

Срок

Тема

Сентябрь

«Люди – дети неба и земли»

Октябрь

 

«Здесь будет город заложен»: царь Петр 1 (Великий), основание города, причины, имя города, выбор места.

Ноябрь

«Символы города»: герб, гимн, флаг, символы.

Декабрь

«Все флаги в гости будут к нам»: география города, карта, понятие «остров», создание флота, Андреевский флаг.

Январь

«Никто не забыт, ничто не забыто»: подвиг Ленинграда в дни блокады.

 

Февраль

«Мы - горожане»: профессии, транспорт, зоопарк, ботанический сад, цирк, музеи, правила поведения

Март

«По Неве на корабле»: первые постройки – домик Петра 1, Петропавловская крепость, адмиралтейство, Меньшиковский дворец, Летний сад, понятие «архитектор»

Апрель

«Мой город родной…»: жизнь города, центр и окраина, мой район, город и природа, «живой город», богатства Санкт-Петербурга – музеи, дворцы, заводы, люди; понятие «я-петербуржец»

Май

«День рождения»: новая столица России, Петропавловская крепость, возраст города, «блистательный Санкт-Петербург».

 

                                             Формы  образовательной деятельности

Совместная деятельность                          с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

1 квартал

1.НОД

2.Чтение художественной литературы: «Урок вежливости» С. Я. Маршак; «что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский;

«Царевна лягушка»; «Мы гуляем по Летнему саду» М. Борисова.

3.Рассматривание картин:  И.И.Шишкин «Утро в сосновом саду»; И.И.Левитан «Золотая осень».

4.Художественно-творческая деятельность: « Дары природы»-лепка; « Осенний ковёр»-аппликация; «Осенний парк»-рисование»; « Улица города»-конструирование;

5.Беседа с детьми: «Что может случится если ты промочишь ноги на улице»; «Твои любимые фрукты»;

6.Ситуация: «Узнаем друг о друге»; «Где ты живёшь».

7.Общение: «Наша группа»; «Наша Родина – Россия».

8.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».

 

 

1 квартал

1.Рассматривание фотографий «Мой район».

2.Рисование «Мой дом», «Моя улица».

3.Постройки из строительного материала.

1 квартал

1.Прогулка на ближайший проспект.

2.Экскурсия по нашему району.

3.Конкурс на лучший фотоальбом по городу.

4. Посещение музеев и театров.

2 квартал

1.НОД 

2. Чтение  художественной литературы: «Двенадцать месяцев» С. Маршак; «Кем быт?» В.Маяковский;  «Мы идём по Ленинграду» М. Басина;

3.Рассатривание картин: «Зимний пейзаж» И.Э.Грабарь; «Масленица» Б.М. Кустодиев;

4.Художественно-творческая деятельность: «Конь   (каргопольская игрушка)» - лепка; «Посуда(гжель)»-аппликация; «Наша Армия»-рисование»; « Катер»-конструирование.

5. Беседа с детьми: «Что может случится если ты не будешь чистить зубы»; «Что может случится если возьмёшь без спроса спички»;

6.Ситуация: «Как поступить» «Узнай возраст людей по картине(фотографии)»;

7.Общение: «Кто твой друг»; «Кем я буду».

8. Игры: «Больница», «Пароход»

2 квартал

 

1.Рассматривание

иллюстраций.

2.Рассматривание картин.

3.Постройки из строительного материала.

2 квартал

1.Экскурсия по Невскому проспекту.

2.Макет моста.

3.Составление фотоальбома «Моя семья».

4.Посещение музеев и театров.

3 квартал

1.НОД

2.Чтение художественной литературы: песенка «Как на масленной неделе»; «Цветик-семицветик» В.Катаев; «Стихи о Петербурге для детей».

3.Рассматривание картин: «Март» Л.И. Бродская; А.К. «Грачи прилетели».

4.Художественное творчество: «На строительной площадке»-лепка; «На космодроме»-аппликация; «Портрет мамы»-рисование; «Городок для любимых игрушек»-конструирование».

5.Беседы: «Что может случится если ты перебежишь улицу, не посмотрев на красный свет»; Что может случится , если ты ударишь своего друга»;

6.Ситуация: «На чём я путешествию»; «Дорожные знаки».

7.Общение: «Праздник 8 Марта в нашей семье»; «Любимый город — Санкт—Петербург».

8.Игры: «Космическое путешествие»; «Уличное движение».

 

3 квартал

1.Рисунки детей «Где я был на празднике» (день города).

2.Постройки из строительного материала

3.Рассматривание иллюстраций.

 

 

3 квартал

1.Экскурсия на Дворцовую площадь.

2Прогулка по праздничному городу.

3.Составление фотоальбома «Мы отдыхаем.

4. Проект на тему

«Любимый город»

 

 

 

 

 

 

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по Петербурговедению для детей старшего возраста

Содержание образовательной деятельности включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца. В рамках Концепции воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание петербуржца  XXI  века» в группе  реализуется образовательная программа «Первые шаги. Воспитание петербуржца-дошкольника»  (авт. Г.Т. Алифанова).

Цели:

1)Воспитание положительно-созидательного отношения ребенка ко всему окружающему и к себе;

2)Сведение в целое общего, частного, отдельного;

 3) Осознание ценности памятников культуры и искусства;

4) Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;

Задачи:

1) Формирование умения адекватно оценивать поступки;

2) Развитие стремления к добру;

3) Развитие культуры общения;

4) Углубление представления о доме-жилище человека;

  1. Классификация домов по назначению
  2. Расширение представлений об улице, городе;

7)Формирование понятия «петербуржец».

Тематика образовательной деятельности

Срок

Тема

Сентябрь

«Люди – дети неба и земли»

Октябрь

«Здесь будет город заложен»: царь Петр 1 (Великий), основание города, причины, имя города, выбор места.

Ноябрь

«Символы города»: герб, гимн, флаг, символы.

Декабрь

«Все флаги в гости будут к нам»: география города, карта, понятие «остров», создание флота, Андреевский флаг.

Январь

«Никто не забыт, ничто не забыто»: подвиг Ленинграда в дни блокады.

Февраль

«Мы - горожане»: профессии, транспорт, зоопарк, ботанический сад, цирк, музеи, правила поведения

Март

«По Неве на корабле»: первые постройки – домик Петра 1, Петропавловская крепость, адмиралтейство, Меньшиковский дворец, Летний сад, понятие «архитектор»

Апрель

«Мой город родной…»: жизнь города, центр и окраина, мой район, город и природа, «живой город», богатства Санкт-Петербурга – музеи, дворцы, заводы, люди; понятие «я-петербуржец»

Май

«День рождения»: новая столица России, Петропавловская крепость, возраст города, «блистательный Санкт-Петербург».

                                             Формы  образовательной деятельности

Совместная деятельность                          с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

1 квартал

1.НОД

2.Чтение художественной литературы: «Урок вежливости» С. Я. Маршак; «что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский;

«Царевна лягушка»; «Мы гуляем по Летнему саду» М. Борисова.

3.Рассматривание картин:  И.И.Шишкин «Утро в сосновом саду»; И.И.Левитан «Золотая осень».

4.Художественно-творческая деятельность: « Дары природы»-лепка; « Осенний ковёр»-аппликация; «Осенний парк»-рисование»; « Улица города»-конструирование;

5.Беседа с детьми: «Что может случится если ты промочишь ноги на улице»; «Твои любимые фрукты»;

6.Ситуация: «Узнаем друг о друге»; «Где ты живёшь».

7.Общение: «Наша группа»; «Наша Родина – Россия».

8.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».

1 квартал

1.Рассматривание фотографий «Мой район».

2.Рисование «Мой дом», «Моя улица».

3.Постройки из строительного материала.

1 квартал

1.Прогулка на ближайший проспект.

2.Экскурсия по нашему району.

3.Конкурс на лучший фотоальбом по городу.

4. Посещение музеев и театров.

2 квартал

1.НОД  

2. Чтение  художественной литературы: «Двенадцать месяцев» С. Маршак; «Кем быт?» В.Маяковский;  «Мы идём по Ленинграду» М. Басина;

3.Рассатривание картин: «Зимний пейзаж» И.Э.Грабарь; «Масленица» Б.М. Кустодиев;

4.Художественно-творческая деятельность: «Конь   (каргопольская игрушка)» - лепка; «Посуда(гжель)»-аппликация; «Наша Армия»-рисование»; « Катер»-конструирование.

5. Беседа с детьми: «Что может случится если ты не будешь чистить зубы»; «Что может случится если возьмёшь без спроса спички»;

6.Ситуация: «Как поступить» «Узнай возраст людей по картине(фотографии)»;

7.Общение: «Кто твой друг»; «Кем я буду».

8. Игры: «Больница», «Пароход»

2 квартал

1.Рассматривание

иллюстраций.

2.Рассматривание картин.

3.Постройки из строительного материала.

2 квартал

1.Экскурсия по Невскому проспекту.

2.Макет моста.

3.Составление фотоальбома «Моя семья».

4.Посещение музеев и театров.

3 квартал

1.НОД

2.Чтение художественной литературы: песенка «Как на масленной неделе»; «Цветик-семицветик» В.Катаев; «Стихи о Петербурге для детей».

3.Рассматривание картин: «Март» Л.И. Бродская; А.К. «Грачи прилетели».

4.Художественное творчество: «На строительной площадке»-лепка; «На космодроме»-аппликация; «Портрет мамы»-рисование; «Городок для любимых игрушек»-конструирование».

5.Беседы: «Что может случится если ты перебежишь улицу, не посмотрев на красный свет»; Что может случится , если ты ударишь своего друга»;

6.Ситуация: «На чём я путешествию»; «Дорожные знаки».

7.Общение: «Праздник 8 Марта в нашей семье»; «Любимый город — Санкт—Петербург».

8.Игры: «Космическое путешествие»; «Уличное движение».

3 квартал

1.Рисунки детей «Где я был на празднике» (день города).

2.Постройки из строительного материала

3.Рассматривание иллюстраций.

3 квартал

1.Экскурсия на Дворцовую площадь.

2Прогулка по праздничному городу.

3.Составление фотоальбома «Мы отдыхаем.

4. Проект на тему

«Любимый город»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Сценарий развлечения для детей старшего возраста "Космическое путешествие"

Сценарий развлечения для детей старшего возраста "Космическое путкшествие", фотографии "Ракета,  оформление центральной стены зала", "Звездочет"....

Методическая разработка по валеологии для детей старшего возраста «Я и мой организм» «Безопасность жизни и здоровья».

Методическая разработкапо валеологиидля детей старшего возраста «Я и мой организм»- получить детям знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы орган...

Методическая разработка: сценарий развлечения для детей старшего возраста "В гостях у сказки"

Сценарий развлечения для детей старшего возраста "В гостях у сказки" разработан и опробирован в летне-оздоровительный период с целью воспитания у дете взаимопониманиия, чувства ответственнос...

Методическая разработка: сценарий развлечения для детей старшего возраста "Прощай лето".

Сценарий был разработан для детей старшего возраста с целью обобщения представлений детей о лете.В процессе проведения данного мероприятия педагогам удалось создать положительный эмоциональный настрой...

Методическая разработка образовательного мероприятия для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи: «Путешествие на поезде» /с использованием современных педагогических технологий/

Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР: " Путешествие на поезде" с использованием современных педагогичес...

Методическая разработка образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему : « Деревья и кустарники нашего двора. Рисование по замыслу»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникати...