Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Хейро».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Киреева Марина Михайловна

Формировать у детей представления: об окружающей природной среде (климатические особенности); о культурном наследии народов Крайнего Севера. Создавать положительное эмоциональное настроение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_heyro.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Праздник Хейро».

Задачи: Формировать у детей представления: об окружающей природной среде (климатические особенности); о культурном наследии народов Крайнего Севера.
Продолжать знакомить детей с национальными играми жителей Таймыра, песнями.
Закреплять знания о явлениях природы, характерными для местности, в которой мы  проживаем и с народами, населяющими Север и Красноярский край. Обогащать двигательный опыт детей. Создавать положительное эмоциональное настроение.

Материал и оборудование: бубен-барган, диски с записями музыки, чум (оформление), разноцветные обручи для подвижной игры, северные костюмы, костюм шамана.
Ход праздника.
Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы познакомиться с традициями, играми, песнями, плясками жителей нашего родного края – Таймыра, и вместе встретить праздник «Хейро» восходящего солнца после долгой зимы – знаменитый праздник у народов крайнего севера.
Дети:
На севере зимою солнца не бывает
И в сумраке за днем приходит день.
Луна на небе ледяном не тает,
Звенит морозно прозрачная тень.
Так холодно, что в небе стынут птицы
И звери леденеют на бегу.
А небо, словно пепел от кострища
Ждет ветра и холодную пургу.
Ведущий: Так давайте споем песню о северном ветре.
Песня «Северный ветер» (музыка и слова М.Подоляк).
Дети:
Опять и опять пурга завывает
Пурга – это буйство ветра и снега.
В пургу ни земли, ни огромного неба –нет ничего.
(В зал залетает Пурга).
Пурга: Ну что сидите? Солнца ждете? А его не будет!
Я здесь хозяйка полярной ночи и снегов холодных!
Девочка: Ишь ты, расшумелась. Хозяйка она полярной ночи! Придет на нашу землю тепло и солнце.
Пурга: Не надо света, не надо тепла!
Пусть будет ночь, пусть будет тьма.
Правда дети?
Дети: Нет.
Пурга: Как нет? Ночью темно, все спит, отдыхает, делать ничего не надо. Хорошо. Покой!
( Проводится игра «День-ночь». Цель: снятие психоэмоционального напряжения).Включается северное сияние.
Девочка: Смотри пурга, какая красота! (Пурга кружась убегает).
Дети:
1.И правда, чудо-чудеса, загорелись небеса!
Вот горит, пылает пламя, над сверкающими льдами!
2.Вот горит большой костер, выше леса, выше гор.
Мерзнут горы и леса, коченеют небеса.
3.Он как радуга красивый, разноцветный, шаловливый.
Им любуются и ждут, Сияньем Северным зовут. 
(исполняется танец «Север» музыка народная)
Ведущий: Ну, развеселились, а ведь Пурга еще может вернется. Боится она света, но ведь свет северного сияния не надолго, вот уж и погасло. Не легко прогнать пургу и вызвать солнце. Мне нужна, дети, ваша помощь. Нужно пройти много испытаний и трудностей в тундре и добраться до чума Шамана. Ребята, вы мне поможете?
Ведущий: А вот и первое испытание! В тундре жители севера охотятся на оленей.
Проводится игра «Ловля оленей» (дети: 3-4 оленя и 12 охотников, звучит музыка народов севера ).
Ведущий: Вторым испытанием станет игра «Льдинки, ветер и мороз» (звучит музыка народов севера)
(уточняются правила игры: на слово «ветер» - дети поднимают руки и кружатся, на «слово» мороз- съеживаются, обхватив себя руками, на слово «льдинки» -как будто «тают» расслабляются. 
Ведущий: И последнее испытание нужно пройти.
(проводится игра «Рыбаки и рыбки». Дети- рыбаки приглашаются в 4 разноцветных обруча-проруби, которые меняются местами пока рыбки плавают, рыбаки ждут сигнала).Ведущий: Молодцы, ребята! Все вы ловкие, быстрые, помогли мне пройти через все препятствия в тундре. Вот мы пришли к Шаману.
Выходит с песней Шаман:
Чум, чум, круглый дом, побывайте в доме том:
В нем всегда одна стена, очень круглая она.
До того она кругла, ни единого угла.
В чуме нашем круглый год гости водят хоровод.
В нем звучит для нганасан звонкий бубен и барган.
Гостю доброму почет в круглом доме, круглый год.
Ведущий: Благодарим тебя Шаман, скорее солнце вызвать нам.
Шаман: Вот ударю в звонкий бубен, говорить я с духом буду.
Злым и добрым духом тундры. «Солнце вы верните людям!»
(начинает бить колотушкой в бубен).
Ведущий: Мы Шамну помогаем, солнышко мы вызываем –Хейро, Хейро!
Солнце, солнышко вставай! Светом Тундру заливай - Хейро, Хейро!
Чистый чум и все вокруг Солнце яркое зовут - Хейро, Хейро!
Едущий приглашает всех на хороводную игру «Хейро».
Мальчик-солнце: Вы звали солнце, вот и я. Со мною лучики, друзья!
Что вокруг произошло? Солнце первый раз взошло.
Озарились даль и снег. Озарило светом всех!
Ведущий: Давайте споем песню про наш северый город.
Шаман: Я рад, что вы побывали у меня в гостях, прошли все испытания и теперь многое знаете о жизни наших северных народов, в знак дружбы я хочу подарить вам всем подарки.
(Шаман бьет в бубен, бегает вокруг чума, заходит в него и выносит угощения).
Шаман: Я подарки вручаю, всем здоровья вам желаю!
Ведущий и все гости прощаются с Шаманом, благодаря за солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста ко Дню снятия блокады Ленинграда.

Сценарий для проведеня занятия,посвещённого памяти о снятии Блокады, в старшей группе....

Комплексное тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное творчеству П.И.Чайковского

НОД "Музыка" проводится в местном краеведческом музее, что позволяет погрузить детей в атмосферу старины. Звучат музыкальные произведения из "Детского альбома", из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского. ...

Сценарий тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живы, пока память жива»

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны. Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже 70 лет, но мы помним и знаем, имя победителя – народ...

Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29комбинированного вида Московского района Санкт-Петербург «Вечер развлечений для детей старшего дошкольного возраста»Подготовил...

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный космос» (социально – коммуникативное развитие)

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный космос» (социально – коммуникативное развитие)...

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Трагедия в Беслане"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4«Родничок»      Конспект тематического занятия«Трагедия в Беслане»Для детей с...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «ПОГОВОРИМ О ТЕАТРЕ»

Цель: формирование у дошкольников основы общечеловеческой и музыкальной культуры.Задачи: Развивать у дошкольников музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств...