Проект по духовно-нравственному воспитанию "Музыкальная шкатулка"
проект на тему

Богомолова Татьяна Леонидовна

Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что поведать им о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой нашей малой Родины - Смоленщины. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Нельзя забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Крепыш»

Музейная экспозиция патриотической направленности

русских народных инструментов

Автор: Богомолова Татьяна Леонидовна

Музыкальный руководитель

Педагогический стаж: 30 лет

Контактный телефон +7 910 719 10 35

г. Гагарин 2017 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что поведать им о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой нашей малой Родины - Смоленщины. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Нельзя забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Приобщая детей дошкольного возраста к музыкальному искусству, в образовательной деятельности я обращаюсь к лучшим образцам русской народной музыки. В рамках этой работы дети не только слушают музыку, но и знакомятся с народными обычаями и обрядами, праздниками, костюмами, играми, танцами, устным творчеством.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея создания мини-музея «Музыкальная шкатулка» (Приложение №1), который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных инструментов! Мини-музей находится в музыкальном зале ДОУ. Площадь, занятая под экспозицию 10 квадратных метров.

Открытие мини-музея русских народных музыкальных инструментов «Музыкальная шкатулка» состоялось на районном методическом объединении «Организация работы коллектива ДОУ по внедрению метода музейной педагогики в условиях реализации ФГОС» в апреле 2014 года. Немногим более чем за год он стал частью предметно-развивающей среды нашего детского сада, помогая более полно и интересно реализовывать направление художественно-эстетического развития детей. Участниками экскурсий в музей являются педагоги, дети среднего и старшего возраста нашего детского сада, родители наших воспитанников. Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и краткого рассказа недостаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать инструмент, услышать его «живой звук».

Создание мини-музея направлено на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к русской культуре. Мини-музей обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий. Нашими социальными партнерами являются:

1. Интерактивная экспозиция Изба-чайная (отдел Мемориального музея Ю. Гагарина)

2. Районная музыкальная школа.

3. Народный коллектив «Хор ветеранов труда «Былинушка».

Художественный руководитель хора «Былинушка» Смирнов Александр Леонидович - удивительный музыкант, «человек-оркестр» виртуозно играет почти на всех русских народных инструментах является частым гостем на наших мероприятиях. Именно в его исполнении дети услышали «живой звук» гармони, балалайки, флейты.

Экспозиция музея постоянно обновляется, видоизменяется, пополняется. В организации музея большое участие приняли родители наших воспитанников. Были проведены Мастер-классы по изготовлению шумовых инструментов из подручного материала (Приложение №4)

Экспонаты мини-музея мы используем на занятиях во время слушания музыки, а также в работе музыкального кружка «Гжатские ребята», где одаренные дети играют в оркестре.                

В своей работе постоянно внедряю инновационные технологии и помогаю детям закреплять полученные знания с помощью ИКТ. Мною созданы презентации «Русские народные инструменты» (Приложение №5), «Народные праздники в детском саду», «Нет родины краше, чем сторонка наша».

Уже три года работает наш музей! И каждый раз при посещении музея в глазах наших детей я вижу неподдельный интерес, желание активно музицировать. Этому способствует разнообразная тематика экскурсий. (Приложение №3). Особенно детям подготовительной группы нравится быть самим экскурсоводами и проводить экскурсии для детей средних и старших групп (Приложение № 2).

Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Музыкальная шкатулка», является возможность увидеть и потрогать редкие инструменты. А также использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности, что помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку и музыкальные инструменты самим.

Таким образом, включаясь в различные виды музыкально-художественной деятельности, накапливая положительный эмоциональный опыт, наши дети проникаются национальной гордостью, у них формируется ценностное отношение к русской народной музыке, к русской культуре. Немалая роль в этом принадлежит нашему мини-музею музыкальных инструментов.


ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ: познавательный.

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

Аспекты музейной деятельности

Мини-музей в детском саду предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития музыкальных способностей детей.


ЭКСПОНАТЫ МИНИ-МУЗЕЯ: Основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки, шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 50 видов.

Экспозиции фонда музея подразделяются на ударные, струнные, клавишные, язычковые, духовые, шумовые, нетрадиционные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки.

ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ:

  1. аккордеон;

  1. баян;
  2. гармонь;
  3. балалайки;
  4. гитара;
  5. скрипка;
  6. цимбалы;
  7. губная гармошка;
  8. маракасы;
  9. барабан;
  10. бубен;
  11. бубенцы;
  12. треугольники;
  13. трещотки;
  14. деревянные ложки;
  15. колокольчики;
  16. ксилофон;
  17. металлофоны;
  18. погремушки;
  19. дудочка;
  20. свистульки;
  21. флейты;
  22. гармошки детские;
  23. свирель;
  24. кларнет.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: «шумелки», «гремелки», «жужжалки».

ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК:

  1. саксофон;
  2. шарманка;
  3. гитара;
  4. пианино;
  5. музыкальная шкатулка;
  6. гармошки с мелодией;
  7. музыкальный микрофон;
  8. синтезатор.

В МУЗЕЕ СУЩЕСТВУЕТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФОНД:

  • «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки;
  • иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
  • «Музыкальная азбука» - музыкально-дидактические игры
  • «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
  • раскраски с изображением музыкальных инструментов;
  • поделки и рисунки детей;
  • портреты композиторов;
  • диски и кассеты;
  • иллюстрации к музыкальным произведениям.

Занятия и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал. С детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп, по подгруппам (7-10 человек). Для этого разработаны темы занятий и сценарии праздников.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ - МУЗЕЕ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ЗАНЯТИЯ

ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

I квартал

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ» (познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения

В ГОСТЯХ У МУЗЫКИ» (создать радостное настроение от инструментального музицирования, познакомить с новыми музыкальными инструментами)

II квартал

«ПОИГРАЕМ-КА, НЕМНОЖКО МЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ» (рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа)

«ИСТОРИЯ

ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (в занимательной форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)

III квартал

«В ГОСТЯХ У БАРАБАНА»

(дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»)

«СОЛНЕЧНЫЙ ОРКЕСТР» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра; уточнить приемы звукоизвлечения на ДМИ)


СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

ЗАНЯТИЯ

ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

I квартал

«КОЛОКОЛЬЧИКИ И КОЛОКОЛА» (рассказать об устройстве, многообразии и назначениях колоколов и колокольчиков)

«ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ» (объяснить происхождение слова «музыкант»; сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты; заинтересовать дошкольни-ков, рассказать им об известных исполнителях, композиторах, дирижерах)

II квартал

«ИГРАЙ, ГАРМОНЫ» (познакомить детей с гармонью, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека)

«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (викторина)

III квартал

«ОРКЕСТР» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра, познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и народного (балалайка, трещотка, свирель, треугольник) оркестра)

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАСТЕРА И НАША МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» (научить изготовлению из «бросового материала» самодельных музыкальных инструментов)


ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ – МУЗЕЯ

Проведение экскурсий, занятий и развлечений в мини-музее «Музыкальная шкатулка» предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.



Перспективный план работы мини-музея «музыкальная шкатулка»

Месяц

Образовательная деятельность с детьми

Мероприятия

с родителями

Мероприятия

с педагогами

Конкурсы,

выставки

Экскурсии

Дидактичес-кие  игры

Интеграция с другими образовательными областями

Сентябрь

1

экскурсия

Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные.

Д/и «Найди похожий звук»,

Д/и  «Шумовые коробочки»,

Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков

Анкетирование родителей:

«Музыкальное развитие в ДОУ»

Организация музыкального уголка в группе

Выставка фотографий из семейного альбома «Посещение музея»

2

экскурсия

История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов.

Д/и «Музыкаль-ные лоскутки»

Изготовление шумового инструмента «Барабан»

«Бубен»

(ручной труд)

Русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я». Импровизация

Октябрь

3

экскурсия

«Деревянные истории» и «Металлические фантазии».

Д/и «Стучалки».

Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок»  (развитие речи)

Выступление на родительском собрание «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»

Консультация для педагогов

«Игра на металлофоне и ложках».

Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ

Конкурс на лучшее изготовление шумового инструмента

«Поющие овощи».

4

экскурсия

«Что в тебе вызывает интерес – можно превратить в оркестр»

Д/и

1.«Пуговицы – жужжалки»

Ритмодекламация «Жужжалки и фырчалки»

Игра на шумовых инструментах.

Ноябрь

5

экскурсия

Знакомство с русским народным инструментом «Балалайка»

Д/и  «Балалайка, заиграй-ка»

Дети рисуют балалайку.

Показ авторской презентации

«Русские народные инструменты»

Беседа «История создания балалайки»

Музыкально  – игровая  программа

«Мама и я – музыкальные друзья»

6

экскурсия

Знакомство со струнной  смычковой группой инструментов

Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент»

Разучивание песни «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко

Декабрь

7

экскурсия

Знакомство с духовой группой инструментов

Упражнение на дыхание «Легкий ветерок»

Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка»

Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО)

Изготовление самодельных свистулек и колокольчиков для новогодних праздников

Создание  музыкальных книжек – малышек для музыкального уголка

-

8

экскурсия

Знакомство с духовой группой инструментов

Д/и «Назови инструмент»

Жалейка, рожок, свирель

Прослушивание звучания народных духовых инструментов в аудио записи

Январь

9

экскурсия

Знакомство с ударной группой музыкальных  инструментов.

Д/и  «Музыкальный инструмент»,

Разучивание русской народной песни «Как под горкой»

Отгадываем вместе с детьми «Музыкальные головоломки»

Изготовление в совместной деятельности ударного инструмента

Выставка детских работ

«Мой самый любимый инструмент.

Я так хочу на нем научиться играть»

10

экскурсия

Д/и  «Бубен»,

Игра на детских ударных инструментах Русская народная песня «Как под горкой» (бубен, коробочка, рубель)

Февраль

11

экскурсия

Знакомство с клавишной  группой музыкальных  инструментов.

Д/и  «Веселый оркестр»

Показ презентации

«Из истории клавишных»

Провести с детьми музыкальную игру «Веселый оркестр»

12

экскурсия

Знакомство с симфоническим оркестром

Д/и «Собери оркестр», «Дирижер»

Выступление  детей ДМШ (струнные, клавишные)

Март

13

экскурсия

Оркестр русских народных инструментов.

Д/и  «Работа и забава»

Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка»

Семейный праздник для старших дошкольников и их родителей

«Веселые  ложкари»

Организация и проведение праздника, участие педагогов в детском оркестре.

Конкурс на лучшую книжку – малышку «Мой музыкальный инструмент»

14 экскурсия

Знакомство с русскими народными инструментами.

Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».

Разучивание русского народного танца с ложками «Смоленский гусачок»

Апрель

15

экскурсия

Знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Д/и  «Угадай, на чем играю», «Вспомни название инструмента»

Прослушивание в записи оркестра и солирующих инструментов.

Папка – передвижка «Шумный концерт со Скоморохами»

Рассматрива-ние иллюстраций

-

16

экскурсия

Упражнение на дыхание «Ветерок», Д/и «А+Б»

Показ презентации «Юмор и шутка в серьезной музыке»

Май

17

экскурсия

Знакомство с инструментами народов мира.

Д/и «Лото», «Карнавал».

Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты)

Семейная викторина

«Мы музей наш посещали, очень много узнали»

18

экскурсия

«Инструментальный калейдоскоп»

Концерт Музыкального кружка «Гжатские ребята».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!

Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...