Проект по духовно-нравственному воспитанию "Музыкальная шкатулка"
проект на тему
Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что поведать им о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой нашей малой Родины - Смоленщины. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Нельзя забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_muzykalnaya_shkatulka.docx | 420.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Крепыш»
Музейная экспозиция патриотической направленности
русских народных инструментов
Автор: Богомолова Татьяна Леонидовна
Музыкальный руководитель
Педагогический стаж: 30 лет
Контактный телефон +7 910 719 10 35
г. Гагарин 2017 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что поведать им о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой нашей малой Родины - Смоленщины. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Нельзя забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Приобщая детей дошкольного возраста к музыкальному искусству, в образовательной деятельности я обращаюсь к лучшим образцам русской народной музыки. В рамках этой работы дети не только слушают музыку, но и знакомятся с народными обычаями и обрядами, праздниками, костюмами, играми, танцами, устным творчеством.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения русских музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться русской музыкой, возникла идея создания мини-музея «Музыкальная шкатулка» (Приложение №1), который позволит ввести ребенка в огромный мир русских народных инструментов! Мини-музей находится в музыкальном зале ДОУ. Площадь, занятая под экспозицию 10 квадратных метров.
Открытие мини-музея русских народных музыкальных инструментов «Музыкальная шкатулка» состоялось на районном методическом объединении «Организация работы коллектива ДОУ по внедрению метода музейной педагогики в условиях реализации ФГОС» в апреле 2014 года. Немногим более чем за год он стал частью предметно-развивающей среды нашего детского сада, помогая более полно и интересно реализовывать направление художественно-эстетического развития детей. Участниками экскурсий в музей являются педагоги, дети среднего и старшего возраста нашего детского сада, родители наших воспитанников. Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и краткого рассказа недостаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать инструмент, услышать его «живой звук».
Создание мини-музея направлено на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к русской культуре. Мини-музей обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий. Нашими социальными партнерами являются:
1. Интерактивная экспозиция Изба-чайная (отдел Мемориального музея Ю. Гагарина)
2. Районная музыкальная школа.
3. Народный коллектив «Хор ветеранов труда «Былинушка».
Художественный руководитель хора «Былинушка» Смирнов Александр Леонидович - удивительный музыкант, «человек-оркестр» виртуозно играет почти на всех русских народных инструментах является частым гостем на наших мероприятиях. Именно в его исполнении дети услышали «живой звук» гармони, балалайки, флейты.
Экспозиция музея постоянно обновляется, видоизменяется, пополняется. В организации музея большое участие приняли родители наших воспитанников. Были проведены Мастер-классы по изготовлению шумовых инструментов из подручного материала (Приложение №4)
Экспонаты мини-музея мы используем на занятиях во время слушания музыки, а также в работе музыкального кружка «Гжатские ребята», где одаренные дети играют в оркестре.
В своей работе постоянно внедряю инновационные технологии и помогаю детям закреплять полученные знания с помощью ИКТ. Мною созданы презентации «Русские народные инструменты» (Приложение №5), «Народные праздники в детском саду», «Нет родины краше, чем сторонка наша».
Уже три года работает наш музей! И каждый раз при посещении музея в глазах наших детей я вижу неподдельный интерес, желание активно музицировать. Этому способствует разнообразная тематика экскурсий. (Приложение №3). Особенно детям подготовительной группы нравится быть самим экскурсоводами и проводить экскурсии для детей средних и старших групп (Приложение № 2).
Отличительной чертой и преимуществом мини-музея «Музыкальная шкатулка», является возможность увидеть и потрогать редкие инструменты. А также использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности, что помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Создание мини-музея предполагает не только информационную деятельность в ходе знакомства с русскими народными инструментами, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку и музыкальные инструменты самим.
Таким образом, включаясь в различные виды музыкально-художественной деятельности, накапливая положительный эмоциональный опыт, наши дети проникаются национальной гордостью, у них формируется ценностное отношение к русской народной музыке, к русской культуре. Немалая роль в этом принадлежит нашему мини-музею музыкальных инструментов.
ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ: познавательный.
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей в детском саду предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития музыкальных способностей детей.
ЭКСПОНАТЫ МИНИ-МУЗЕЯ: Основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки, шумовые инструменты, коллекция которых насчитывает около 50 видов.
Экспозиции фонда музея подразделяются на ударные, струнные, клавишные, язычковые, духовые, шумовые, нетрадиционные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки.
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ:
- аккордеон;
- баян;
- гармонь;
- балалайки;
- гитара;
- скрипка;
- цимбалы;
- губная гармошка;
- маракасы;
- барабан;
- бубен;
- бубенцы;
- треугольники;
- трещотки;
- деревянные ложки;
- колокольчики;
- ксилофон;
- металлофоны;
- погремушки;
- дудочка;
- свистульки;
- флейты;
- гармошки детские;
- свирель;
- кларнет.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: «шумелки», «гремелки», «жужжалки».
ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК:
- саксофон;
- шарманка;
- гитара;
- пианино;
- музыкальная шкатулка;
- гармошки с мелодией;
- музыкальный микрофон;
- синтезатор.
В МУЗЕЕ СУЩЕСТВУЕТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФОНД:
- «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки;
- иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
- «Музыкальная азбука» - музыкально-дидактические игры
- «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
- раскраски с изображением музыкальных инструментов;
- поделки и рисунки детей;
- портреты композиторов;
- диски и кассеты;
- иллюстрации к музыкальным произведениям.
Занятия и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал. С детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп, по подгруппам (7-10 человек). Для этого разработаны темы занятий и сценарии праздников.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ - МУЗЕЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ЗАНЯТИЯ | ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ | |
I квартал | МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ» (познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения | В ГОСТЯХ У МУЗЫКИ» (создать радостное настроение от инструментального музицирования, познакомить с новыми музыкальными инструментами) |
II квартал | «ПОИГРАЕМ-КА, НЕМНОЖКО МЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ» (рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа) | «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (в занимательной форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов) |
III квартал | «В ГОСТЯХ У БАРАБАНА» (дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад») | «СОЛНЕЧНЫЙ ОРКЕСТР» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра; уточнить приемы звукоизвлечения на ДМИ) |
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ
ЗАНЯТИЯ | ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ | |
I квартал | «КОЛОКОЛЬЧИКИ И КОЛОКОЛА» (рассказать об устройстве, многообразии и назначениях колоколов и колокольчиков) | «ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ» (объяснить происхождение слова «музыкант»; сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты; заинтересовать дошкольни-ков, рассказать им об известных исполнителях, композиторах, дирижерах) |
II квартал | «ИГРАЙ, ГАРМОНЫ» (познакомить детей с гармонью, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека) | «В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (викторина) |
III квартал | «ОРКЕСТР» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра, познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и народного (балалайка, трещотка, свирель, треугольник) оркестра) | «МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАСТЕРА И НАША МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» (научить изготовлению из «бросового материала» самодельных музыкальных инструментов) |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ – МУЗЕЯ
Проведение экскурсий, занятий и развлечений в мини-музее «Музыкальная шкатулка» предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.
Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.
Перспективный план работы мини-музея «музыкальная шкатулка»
Месяц | Образовательная деятельность с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами | Конкурсы, выставки | |||||
Экскурсии | Дидактичес-кие игры | Интеграция с другими образовательными областями | |||||||
Сентябрь | 1 экскурсия | Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные. | Д/и «Найди похожий звук», Д/и «Шумовые коробочки», | Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков | Анкетирование родителей: «Музыкальное развитие в ДОУ» | Организация музыкального уголка в группе | Выставка фотографий из семейного альбома «Посещение музея» | ||
2 экскурсия | История возникновения ударных, струнных и духовых инструментов. | Д/и «Музыкаль-ные лоскутки» | Изготовление шумового инструмента «Барабан» «Бубен» (ручной труд) Русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я». Импровизация | ||||||
Октябрь | 3 экскурсия | «Деревянные истории» и «Металлические фантазии». | Д/и «Стучалки». | Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок» (развитие речи) | Выступление на родительском собрание «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?» | Консультация для педагогов «Игра на металлофоне и ложках». Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ | Конкурс на лучшее изготовление шумового инструмента «Поющие овощи». | ||
4 экскурсия | «Что в тебе вызывает интерес – можно превратить в оркестр» | Д/и 1.«Пуговицы – жужжалки» | Ритмодекламация «Жужжалки и фырчалки» Игра на шумовых инструментах. | ||||||
Ноябрь | 5 экскурсия | Знакомство с русским народным инструментом «Балалайка» | Д/и «Балалайка, заиграй-ка» | Дети рисуют балалайку. | Показ авторской презентации «Русские народные инструменты» | Беседа «История создания балалайки» | Музыкально – игровая программа «Мама и я – музыкальные друзья» | ||
6 экскурсия | Знакомство со струнной смычковой группой инструментов | Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент» | Разучивание песни «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко | ||||||
Декабрь | 7 экскурсия | Знакомство с духовой группой инструментов | Упражнение на дыхание «Легкий ветерок» Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка» | Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО) | Изготовление самодельных свистулек и колокольчиков для новогодних праздников | Создание музыкальных книжек – малышек для музыкального уголка | - | ||
8 экскурсия | Знакомство с духовой группой инструментов | Д/и «Назови инструмент» Жалейка, рожок, свирель | Прослушивание звучания народных духовых инструментов в аудио записи | ||||||
Январь | 9 экскурсия | Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов. | Д/и «Музыкальный инструмент», | Разучивание русской народной песни «Как под горкой» | Отгадываем вместе с детьми «Музыкальные головоломки» | Изготовление в совместной деятельности ударного инструмента | Выставка детских работ «Мой самый любимый инструмент. Я так хочу на нем научиться играть» | ||
10 экскурсия | Д/и «Бубен», | Игра на детских ударных инструментах Русская народная песня «Как под горкой» (бубен, коробочка, рубель) | |||||||
Февраль | 11 экскурсия | Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов. | Д/и «Веселый оркестр» | Показ презентации «Из истории клавишных» | Провести с детьми музыкальную игру «Веселый оркестр» | ||||
12 экскурсия | Знакомство с симфоническим оркестром | Д/и «Собери оркестр», «Дирижер» | Выступление детей ДМШ (струнные, клавишные) | ||||||
Март | 13 экскурсия | Оркестр русских народных инструментов. | Д/и «Работа и забава» | Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка» | Семейный праздник для старших дошкольников и их родителей «Веселые ложкари» | Организация и проведение праздника, участие педагогов в детском оркестре. | Конкурс на лучшую книжку – малышку «Мой музыкальный инструмент» | ||
14 экскурсия | Знакомство с русскими народными инструментами. | Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов». | Разучивание русского народного танца с ложками «Смоленский гусачок» | ||||||
Апрель | 15 экскурсия | Знакомство с инструментами симфонического оркестра. | Д/и «Угадай, на чем играю», «Вспомни название инструмента» | Прослушивание в записи оркестра и солирующих инструментов. | Папка – передвижка «Шумный концерт со Скоморохами» | Рассматрива-ние иллюстраций | - | ||
16 экскурсия | Упражнение на дыхание «Ветерок», Д/и «А+Б» | Показ презентации «Юмор и шутка в серьезной музыке» | |||||||
Май | 17 экскурсия | Знакомство с инструментами народов мира. | Д/и «Лото», «Карнавал». | Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты) | Семейная викторина «Мы музей наш посещали, очень много узнали» | ||||
18 экскурсия | «Инструментальный калейдоскоп» Концерт Музыкального кружка «Гжатские ребята». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей"
Проектная леятельность по духовно - нравственному воспитанию....
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей!
Главная цель проекта формирование духовно-нравственных качеств личности через общение детей к семейным традициям и ценностям....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....