Зима
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кожевникова Ирина Геннадиевна

Конспект по обучению детей чувашскому языку для русскоязычных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx337.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района ЧР

конспект по обучению детей чувашскому языку

для детей старшей группы

Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Кожевникова И.Г.

Программное содержание. Ввести в словарь детей:  ςулталăк, ςулла, ςу, хěл, ςур.

Формировать умения и навыки слушания, понимания и говорения по теме «Зима»

Закрепить лексические единицы:  хěлле, кěркунне, ςуркунне, сивě, кěрěк, алсиш, тутăр.

Упражнять в произношении звука «ς в скороговорке

 Словарь: ςулталăк, ςулла, ςу, хěл, ςур, хěлле, кěркунне, ςуркунне, сивě, кěрěк, алсиш, тутăр.

Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулке

Ход  занятия
                Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

В. -Давайте мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» 

Кěркунне – ςуркунне;

Сулахай – сылтам;

Пысăк – пěчěк.

В.- Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила девочку Анюк и мальчика Ванюк.  Они  были одеты тепло.  

- Ачасем, менле шутлатар? Мěншěн вěсем ăшă тумланнă?

Ответы детей на чувашском языке (хел ςитре, сивě)

 В.- Эпе те ςапла шутлатăп (слайд №1-Волшебница Зима).
Анюк и Ванюк   подарили нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

В.- Сначала давайте ответим на вопросы

 – Назовите все времена года на русском, а потом на  чувашском языках. (кěркунне, хěлле, ςуркунне, ςулла)

 
В. - Как мы назовем одним словом осень, зима, весна и лето?

Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, ответ воспитателя.

В.- Вместе все времена года мы одним словом называем годом.

На чувашском языке керкунне, хелле, суркунне тата сулла перле ςулталăк теςςě. На чувашском языке  эти  времена года иногда называют в краткой форме. Давайте и мы их назовем с вами, чтобы лучше запомнить:

Кěр (керкунне) - осень

Хěл (хелле) - зима

Çур (суркунне) - весна

Çу (сулла) – лето.

 Закрепить признаки зимы
   Стали дни короче,
   Солнце светит мало.
   Вот пришли морозы-
   И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. 

 Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная). 
 Что бывает зимой? (метель, ветер, лед, мороз). 
 Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю).
Молодцы, хорошо описали зиму!
3.  Развитие связной речи (работа по мнемотаблице)

Рассказ воспитателя «Хěл ςитрě»   Хěл ςитрě. Вăл ςěре шурă юрпа  хупларě. Питě ςăмал, ςемςе юр пěрчи ςурě. Вăл сывлăшра вěςсе майěпен тутăр, кěрěк, алсиш ςине ÿкрě.

Первичное восприятие детьми рассказа воспитателем: - Кто пришел к нам в гости?  - Чем зима накрыла землю? – Какие снежинки кружатся  на воздухе?  -  Куда падают снежинки?.

4.  Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

 

5.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице: 

 

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о  зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

В сундуке у Анюка и Ванюка много загадок про одежду, которые мы одеваем зимой.

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) (Алсиш)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)(
Çăматă)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет -

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек -

Повяжи себе... (платочек)(Тутăр)

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (Шубку)(Кěрěк)

7.Произношение звука «ς»  в скороговорке.

Çитăр  Çимун  ςыру  ςырнаă

 Çыру  ςине  ςапла ςырнă:-

 Çирěм  ςиччěмěшенче   ςăмах  ςиме  ςитмелле,

 Çăмах  ςиме  ςитмесен,

 Çупкă  ςиме  ςитмелле.

Ребята благодарят Анюка и Ванюка за подарок.

Итог занятия:

- О чём говорили, о каком времени года.

- Какие новые слова на чувашском языке запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....