Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сотникова Светлана Юрьевна

Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм».   Содержание направлено на интерес к традиционным ценностям коми народа, этнокультуре.  Отражено знакомтсво с 

образцами  традиционной одежды народа коми.  Познвательно-речевая деятельность по этнокультурному направлению, использование речевых оборотов на коми языке на бытовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в старшей группе «Коми народный женский костюм».

Образовательные области: познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Составила:  Сотникова С.Ю.

Цель:  вызвать интерес к традиционным ценностям коми народа, этнокультуре.

Задачи:

  1. Познакомить с образцами  традиционной одеждой народа коми.
  2. Активизировать познавательную деятельность детей.
  3. Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми языку.
  4. Поощрять использование речевых оборотов  коми языка на бытовом уровне.
  5. Создать положительный настрой, уважение, дружелюбие.
  6. Приобщать к народной культуре (песни, музыка, игры, танцы, сказки).

Словарная работа: сос, сера чулки, партук, сарапан, баба юр, чышьян, руч,  кöч.  

Материал: комплект женского костюма для ведущей, элементы одежды для детей (мальчика и девочки), игрушки в национальной одежде (заяц и лиса), аудиозапись музыки, шаблоны, сундучок, конверт с игрой.

Ход занятия

примечания

Предполагаемые ответы детей

Видзаоланныд, дона гостьяс! Ребята, вы поздоровались с гостями? На каком языке? Как еще можно поздороваться?

я вас удивила? Чем?  Я часто в таком наряде прихожу? А у вас такая же одежда? Почему такую одежду встречаем не очень часто? Можно ли такую одежду купить в магазине? Где ее можно увидеть? Понравился вам костюм? Чем понравился?  Предлагаю игру  «Скажи какой? Какая?»

Это старинная народная коми одежда. Это костюм, он состоит из отдельных элементов.

Вот, например, кофта называется сос.  Это сарафан, на коми языке сарапан.  Передник-партук. Чулки- сера чулки. Кокошник- баба юр. Платок – чышьян.  

Я  знаю чистоговорку  Ышьян, ышьян, ышьян- менам мича чышьян.  

Ребята, у меня для вас есть еще сюрприз.

Достаю лису и зайца.  Предлагаю детям познакомиться с лисой и зайцем, используя речевые обороты по шаблону:  Я-имя, я девочка (мальчик).

А у наших гостей одежда похожа на вашу?  

Какой орнамент использован на костюмах? Какие элементы вы еще знаете?

Где вы видели элементы коми орнамента?

Дети мы с вами знаем песню на коми языке, порадуем гостей?

А еще наши заяц и лиса принесли подарки, чтобы получить их, отгадайте загадки.

-Дуйся не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой! (Рубаха)

Я на плечиках держусь,

Повернешься, я кружусь. (Сарафан)

Я на поясе держусь

И на кухне пригожусь. (Передник)

Не сшиты, не скроены,

нА спицах связаны. ( носки, коми чулки)

В нашем сундучке разная одежда коми народа, предлагаю разделиться на команды и нарядиться в красивую одежду!

Девочкам будем завязывать не платок (чышьян), а ленточку.  Потому что платком женщины голову покрывали, а девочки и молодые девушки завязывали ленточки – называется ныв юр. Мальчикам завязываем вонь (пояс).

Рассмотреть нарядных детей, уточнить название одежды, что одето на мальчике? На девочке?  

Игра «Руч да кэч».   Игра подвижная, нужно много места.  Где можно поиграть в такую игру?   Подарок от лисы и зайца.

Шаблоны рубахи и сарафана.  Предлагаю украсить их коми орнаментом аппликацией.  Порадовать своими работами лису и зайца.

Дети садятся на скамеечку.

Повторяем 3-4 раза

Приглашаю пройти на ковер.

Дети делятся на команду девочек и мальчиков.  Нывьяс  да Зоньяс.

Наряжаем девочку и мальчика.

Поздоровались.   На коми языке.

Одеждой.

В музее, у бабушек, на артистах.

 Дети называют

 качество, цвет, форму деталей одежды.

Дети повторяют.

Дети знакомятся с лисой и зайцем.

Менэ шуоны Макар, ме зонка.

В альбомах, на домах нашего города и т.д.

Выходят в круг, танцуют «Коч йекто».

Дети повторяют отгадку на коми языке.

Дети наряжают одного из детей, выбранного считалкой  (или договориться),  в национальную одежду из 3-х частей (рубаха, чулки, пояс; сарафан, кофта,  фартук, чулки, ленточка).  Музыка «Паськыд гажа улича».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

"Конспект занятия "Заглянем в бабушкин сундук. Женский костюм и головной убор."

Конспект занятия  кружковой работы по программе «Народная культура» для детей 5-7 лет"Заглянем в бабушкин сундук.  Женский костюм и головной убор."...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа

Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....