Главные вкладки

    Рабочая программа "Мы - юные кемеровчане"
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Борисова Лидия Николаевна

    Программа «Мы – юные кемеровчане», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе парциальной программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

    Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_my-yunye_kemerovchane.docx36.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 116

    «Детский сад комбинированного вида»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Заведующая МБДОУ № 116

    «Детский сад комбинированного вида»

    ______________ Т.Г. Тушкова

    «___» ____________ 2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

    Мы – юные кемеровчане

    Составитель:

    Борисова Лидия Николаевна,

    старший воспитатель МБДОУ № 116

    «Детский сад комбинированного вида»

    Кемерово, 2016

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Оглавление                                                                                                                               2

    Пояснительная записка                                                                                                  3

    Примерное содержание по ознакомлению с родным городом, Кемеровской областью 5

    Планируемые результаты освоения дошкольниками программы

    - Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести дошкольник в процессе образовательной деятельности                                                      10

    -  Качества личности, которые могут быть развиты у дошкольников в результате реализации программы                                                                                                        11

    Формы подведения итогов                                                                                       Приложение                                                                                                                           12

    "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребёнка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

    С. Харрисон

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Мы – юные кемеровчане», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе парциальной программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

    Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.

    Цель программы.

    Развитие духовно-нравственной культуры ребёнка, формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, детского сада, города; формирование целостных представлений о родном крае.

    Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

    -    приобщать к истории возникновения родного города;

    - способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;

    - формировать представления о достопримечательностях родного города, его государственных символах;

    - формировать и развивать познавательный интерес к народному творчеству и миру ремёсел в родном городе;

    - формирование представлений о животном и растительном мире родного края, города. 

    - содействовать сплочению коллектива ДОУ с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;

    • ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, детского сада, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
    • формировать дружеские отношения;
    • обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, беседы и другую деятельность, речь;
    • расширить кругозор детей.

    Для решения этих задач используются наиболее эффективные формы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста: игры – путешествия; экскурсии; конкурсы; посещение с родителями музеев, театров города и др.

    Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной программы МБДОУ.

    Программа рассчитана на три года и ориентирована на детей средней, старшей и подготовительной групп. Работа с детьми проводится как на организованных занятиях, так и в свободное время. Мероприятия рассчитаны при полном взаимодействии с родителями.

    Образовательная деятельность организуется 1 раз в неделю, продолжительностью для детей средней группы не более 20 минут, старшей группы не более 25 минут, подготовительной группы не более 30 минут.

    Программа состоит из 9 тематических блоков:

    Каждый блок программы направлен на формирование нравственных отношений и жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др.

    Данная программа реализуется воспитателями групп.

    Разработанная программа осуществляет интеграцию образовательных областей.

    Ожидаемые результаты освоения детьми программы:

    - сформированность первичных представлений о своей семье, родном крае, природе Кемеровской области;

    - проявление заботы о своей семье;

    - приобретение первичных представлений об истории родного края;

    - знание государственной символики Кузбасса и города Кемерово;

    - знание представителей растительного и животного мира Кемеровской области;

    - формирование бережного отношения к природе, памятникам архитектуры, искусства;

    - формирование активной позиции, ответственности за результаты своей деятельности.

    Примерное содержание по ознакомлению с родным городом,

    Кемеровской областью

    Тема

    Средняя

    группа

    Старшая

    группа

    Подготовительная группа

    Формы работы с детьми

    1.

    Здравствуй, детский сад!

    Знакомство с новой группой, уголками.

    Экскурсия по детскому саду: кухня, прачечная, медицинский кабинет.

    Знакомство с групповой площадкой.

    Знакомство с новой группой, уголками.

    Экскурсия по детскому саду: кухня, прачечная, медицинский кабинет, методический кабинет.

    Знакомство с групповой площадкой, площадками соседних групп, спортивной площадкой.

    Знакомство с новой группой, уголками.

    Экскурсия по детскому саду: кухня, прачечная, медицинский кабинет, методический кабинет, кабинет заведующего, кабинет логопеда.

    Знакомство с групповой площадкой, площадками соседних групп, спортивной площадкой, территорией детского сада.

    • беседы;
    • экскурсия по детскому саду, по территории;
    • выставка рисунков, фотоальбома;
    • игры;
    • рисование плана детского сада, изготовление макета

            

    2.

    Страницы истории родного города.

    историческое прошлое города.

    Раньше было село Щеглово, сейчас город Кемерово, в котором я живу. Улица, на которой находится детский сад.  

    Некоторые достопримечательности города.  

    Современные и старинные постройки.

    Знакомство с русской избой, кухонной утварью.

    Понятия «Родина», «малая родина».

    Путешествие в прошлое родного края.

    Исторические памятники города. Крестьянские и городские постройки.

    Храмы.  

    Символика России и города Кемерово.

    Функциональное предназначение предметов русского быта.

    Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники, фольклор.

    Культурно-историческое наследие родного города.

    Особенности городской и сельской местности. Каменное и деревянное зодчество. Главная улица города.

    Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, сёла, реки Кемеровской области.

    Народная культура.

    Традиционные обрядовые праздники, особенности их празднования в Кемеровской области.

    • игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город»;
    • рассматривание иллюстраций;
    • составление рассказов «Моя улица»;
    • коллективные работы (рисование, аппликация) «Улица города»;
    • экскурсия в краеведческий музей (с родителями);
    • беседа «Вырастает, расцветает город с каждым днём…»;
    • рассказ воспитателя об истории города;
    • заучивание стихотворений о родном городе;
    • посещение мини – музея детского сада «Русская изба».

    3.

    Семь + я.

    Я, моя семья

    Понятия «семья». Члены семьи.

    Место ребёнка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка).

    Семейные обязанности.

    Понятия «семья», «родной дом». Семья – группа, живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость»

    Различные уклады семейного быта. Семейные традиции.

    Понятие «предки».

    Несколько поколений составляют «род».

    Родословная.

    Генеалогическое древо.

    • рассказы о семье;
    • рассматривание семейных фотоальбомов;
    • беседы «Где я живу, в каком доме, на какой улице?»;
    • конкурс рисунков «Моя семья»;
    • совместные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья»;
    • семейные праздники;
    • рассказы дедушек, бабушек о городе, о себе, встречи за круглым столом;
    • «Моя семья» (знакомство с родословным древом);
    • придумывание герба семьи (совместно с родителями);
    • беседы о труде детей в семье, об их обязанностях как членов семьи.

    4.

    Город будущего.

    Где трудятся жители города Кемерово.

    Где трудятся мои родители.

    Как и где отдыхает семья.

    Труд взрослых в магазине, больнице, на почте и др.

    Место работы родителей.

    Труд взрослых: издательство, аэропорт, вокзал, больница, почта и др.

    Новостройки города.

    Здания бывают разными.

    Место работы и должность родителей.

    Трудовые будни кемеровчан.

    Знакомство с промышленными предприятиями города.

    Архитектура родного города.

    • поездки с родителями к зданию областной больницы, ателье, почты;
    • целевые прогулки с родителями в аэропорт, издательство «Кузбасс», вокзал и др.;
    • экскурсия к новостройкам города;
    • рассматривание иллюстраций промышленных предприятий;
    • посещение с родителями выставок;
    • беседы «Расскажи, где трудятся твои родители»;
    • чтение произведений о профессиях (рассматривание иллюстраций, картин);
    • занятие – беседа «Об архитектуре родного города»;
    • рассказ – беседа «О трудовых буднях кемеровчан»;
    • викторина «Много есть профессий разных».

    5.

    Культурное наследие.

    Знакомство с культурными учреждениями города: кукольный театр, цирк.

    Бульвар Строителей, Парк Чудес.

    Знакомство с культурными учреждениями города: кинотеатры, различные театры, филармония, краеведческий музей.

    Главная площадь города.

    Знакомство с культурными учреждениями города: музыкальный, драматический театр им. Луначарского, Театр оперетты, Музей изобразительного творчества.

    Памятники города.

    Памятник воинам – кузбассовцам, улица Весенняя. Знакомство с творчеством В. Фёдорова.

    • автобусная экскурсия по городу;
    • посещение Парка Чудес с родителями;
    • экскурсия с родителями в Музей изобразительных искусств;
    • беседы с детьми о совместном отдыхе с родителями;
    • литературная гостиная (творчество В. Фёдорова);
    • экскурсия, целевая прогулка с родителями к памятнику А.С. Пушкина, по улице Весенней, к драматическому театру им. Луначарского, театру оперетты им. А. Боброва;
    • посещение кукольного театра;
    • рассматривание открыток, фотоальбома «Достопримечательности г. Кемерово;
    • «Встреча с прекрасным» (художественные музеи родного города);
    • Игра «Узнай, где я нахожусь» (закрепление знаний о достопримечательностях родного города).

    6.

    Старшее поколение.

    Героические подвиги воинов – земляков.

    Понятие «земляки».

    Слава героям войны, труда.

    Понятие «земляки».

    Кемеровчане - герои Великой отечественной войны.

    Наши современники - земляки, прославившие наш город.

    • экскурсия в музей Военной Истории (экспозиция «Кузбасс в годы войны»);
    • экскурсия с родителями к Вечному огню, на аллею героев, целевые прогулки по улицам героев;
    • беседа – рассказ о герое Советского Союза А.А. Леонове и других героях;
    • праздник для мальчиков, пап, дедушек «День защитников Отечества»;
    • поздравительные открытки ветеранам войны и труда;
    • рассматривание фотоальбома «Они сражались за Родину»;
    • беседы о памятниках родного города людям, прославившим родной город, страну (М. Волков и др.).

    7.

    Мы - будущее нашего города.

    Мы - кемеровчане.

    Что мы можем сделать, чтобы родной город, детский сад был красивым.

    Деятельность жителей города для того, чтобы он был красивым.

    Названия улиц, где расположен детский сад, где живут дети.

    Бережное отношение ко всему, что окружает.

    Река Томь – главная водная артерия Кузбасса.

    • беседа «Как называют жителей родного города. Что они делают, чтобы родной город был красивым, что могут сделать дети»;
    • вспомнить название улиц, где находится детский сад и где живут дети;
    • беседы «Кем я хочу быть?»;
    • игра со строительным материалом «Строим город будущего»;
    • совместная выставка изобразительного творчества детей и родителей «Наш город в будущем»;
    • беседа о том, как горожане весной стараются сделать город красивым;
    • беседа и рассматривание иллюстраций, фотографий о реке Томь;
    • целевая прогулка с родителями на реку Томь (загадки, стихи);
    • конкурс плакатов «Берегите воду»;
    • районный музыкальный конкурс «Золотой петушок»;
    • фестиваль литературного творчества «Свой голос. Кемерово».

    8.

    В гармонии с природой.

    Растения сада, огорода, цветника, характерные для Кемеровской области.

    Домашние и дикие животные, среда их обитания.

    Растительный и животный мир Кемеровской области.

    Охрана природы Кемеровской области.

    Зелёная аптека (лекарственные растения).

    Красная книга Кузбасса.

    Особенности ландшафта Кемеровской области.

    • рассматривание картин, иллюстраций животных нашего края;
    • конкурсы, викторины, КВН «Животные нашего края»;
    • чтение занимательных рассказов;
    • экскурсия с родителями в Ботанический сад, сосновый бор;
    • рассматривание гербариев;
    • знакомство с Красной книгой Кузбасса, составление правил поведения на природе;
    • конкурс рисунков «Наша природа»;
    • дидактические игры.

    9.

    С любовью к городу.

    Закрепление знаний о районе, городе, где живут дети.

    Что значит для кемеровчан, всех людей День Победы. Улицы, названные в честь героев.

    Закрепление знаний о дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и улицах города.

    Благоустройство города.

    • конкурс рисунков;
    • беседа о районе, в котором живут дети;
    • изготовление макета своего микрорайона;
    • беседа о памятниках, названиях улиц;
    • экскурсия с родителями к Вечному огню;
    • беседа о празднике Дня Победы;
    • знакомство с дорожными знаками, безопасность в городе, как вести себя на улицах города;
    • целевая экскурсия на бульвар Строителей, проспект Химиков (труд взрослых по благоустройству города);
    • составление фотоальбома «С любовью к городу»;
    • рассказы детей о городе.

    10.

    С пользой для города.

    Организация трудовых акций по благоустройству групповых участков, организация цветников, огорода.

    • разбивка клумб, посадка цветов;
    • организация огорода, посадка семян овощей;
    • труд в цветниках, огороде, участке.

    2.   Планируемые     результаты     освоения     дошкольниками     программы

    после трёхгодичного обучения)

    2.1.  Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести дошкольник в процессе образовательной деятельности.

    Знать:

    - памятники культуры в районе, городе;

    - правила вежливого поведения в детском саду и общественных местах;

    - о роли труда в жизни человека;

    - различные профессии;

    - правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до   детского сада;

    - правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);

    - сказки, стихи, песни.

    Понимать:

    - необходимость соблюдения правил;

    - необходимость изучения своих истоков;

    - являюсь жителем Кемерово, Кузбасса, России;

    - различие хороших и плохих поступков;

    - значимость правильного поведения в обществе;

    - соответствие своего поведения требованиям детского коллектива;

    - необходимость трудиться;

    - что начатое дело нужно доводить до конца;

    - необходимость сохранности красоты природы;

    - важность занятия физкультурой для здоровья;

    - значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок».

    Уметь:

    - рассказать о семейных традициях;

    - контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

    - признавать собственные плохие поступки;

    - разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

    - мыть игрушки, протирать пыль с полок, поливать цветы;

    - проявлять чувства (восторг, радость и т.д.);

    - слушать художественные произведения, детскую литературу;

    - участвовать в концертах, представлениях и т.д.

    Делать:

    - соблюдать режим дня, правила личной гигиены и правила безопасности на дороге и в быту;

    - вести подвижный образ жизни;

    - посещать с родителями музеи, библиотеки, театры;

    - добровольно участвовать в экологических акциях (помощь птицам зимой, благоустройстве детского сада и др.);

    - ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), детского сада;

    - рисовать плакаты о сохранности природы (можно совместно с родителями);

    - соблюдать порядок у себя в комнате, в детском саду;

    - осуществлять что-то полезное для себя и своих родных;

    2.2.   Качества   личности,  которые  могут   быть   развиты  у  дошкольников

     в результате реализации программы

    Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет дошкольника.

    Нравственный портрет идеально воспитанного старшего дошкольника:

    • Любящий свою семью, свой народ, свой край и свою Родину.
    • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
    • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
    • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
    • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед сверстниками и семьей.
    • Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
    • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    2.3. Формы подведения итогов

    Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

    • Участие в конкурсах, организованных в ДОУ.
    • Участие в социальных акциях.

    Приложение

    Старший возраст

    Я оцениваю себя

    вместе с родителями

    Меня оценивает

    воспитатель

    Итоговый балл

    1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

    * мне интересно узнавать новое

    * я люблю мечтать

    * мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

    2. ТРУДОЛЮБИЕ:

    * я старателен на занятиях

    * я внимателен

    * я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

    * мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

    * мне нравится дежурить в детском саду

    3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

    * к земле

    * к растениям

    * к животным

    * к природе

    4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ:

    * я выполняю правила поведения со сверстниками и взрослыми

    * я добр в отношениях с близкими, друзьями, людьми

    * я участвую в делах группы и детского сада

    5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

    * я аккуратен в делах

    * я опрятен в одежде

    * мне нравится все красивое вокруг меня

    * я вежлив в отношениях с людьми

    6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

    * я управляю собой

    * я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

    * у меня нет вредных привычек

                         

     Оценка результатов проводится по пятибалльной системе:

    5 – всегда                                                      

    4 – часто                                                        

    3 – редко                                                      

    2 - никогда

    1. я думаю по-другому, не так

    По каждому качеству (критерию) выводится один среднеарифметический балл.

    В результате каждый воспитанник имеет 6 баллов.

    Затем 6 баллов складываются и делятся на 6.

    Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.

    Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень,

    4, 4 – 4 – хороший уровень,

    3, 9 – 2,9 – средний уровень,

    2,8 – 2 – низкий уровень.

    Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

    дошкольников старшего возраста

    № п/п

    Фамилия, имя ребёнка

    Любознательность

    Трудолюбие

    Бережное отношение  к природе

    Мое отношение к  детскому саду

    Красивое в моей жизни

    Как я отношусь к себе

    Средний балл

    Уровень

    воспитанности

    В группе _______ воспитанников

                             ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                             ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                             ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                             ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

    Дата ________________                 Воспитатель _____________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа"Юный экспериментатор"

     В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...

    Рабочая программа "Юное дарование"

    Данный материал направлен на работу с детьми младшего дошкольного возраста и включае в себя весь необходимый перечень для интеллектуального равзвития детей....

    Рабочая программа "Юный исследователь"

    Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в  детском саду....

    Рабочая программа "Юный книголюб"

    В возрасте 6-7 лет взаимоотношения детей  с взрослыми и сверстниками усложняются, богаче становятся содержание и формы детской деятельности.Развивается способность анализировать и обобщать воспри...

    Рабочая программа "Юные мыслители"

    Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.       В ходе решения задач на см...

    Рабочая программа "Юные инспектора дорожного движения"

    Рабочая программа занятий кружковой деятельности (военно-патриотическое направление) для воспитанников старшей/подготовительной разновозрастной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

    Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"

    Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...