Конспект занятия по региональному компоненту. Чувашский язык. Тема: «Ача сачě» – «Детский сад»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Яковлева Алёна Владимировна

Программное содержание

Учить образовывать и употреблять сочетания со словами: нумай, сахал, строить предложения с союзом «е», познакомить с глаголом «кăтарт».

Продолжать учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя пройденную ранее лексику и вновь введенные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка»

г. Козловка Чувашская Республика

Конспект занятия по региональному компоненту. Чувашский язык.

Тема: «Ача сачě» – «Детский сад»

Подготовила и провела:

Мишуткина А. В.

Воспитатель 1 к.к.

МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

2017 год

Программное содержание

Учить образовывать и употреблять сочетания со словами: нумай, сахал, строить предложения с союзом «е», познакомить с глаголом «кăтарт».

Продолжать учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя пройденную ранее лексику и вновь введенные слова.

Закрепить слова: кун, калаç, сочетание ырă кун пултăр, звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в слове «сахал», звука «ă» в словах.

Материал: игрушки, телефон, ящик с игрушками (автан, йытă, лаша, пукане).

Ход занятия:

−Ырă кун, ачасем!

−Ырă кун, Алёна Владимировна!

−Ребята, давайте поговорим с вами по телефону. Оля, подойди к телефону (воспитатель разговаривает с Олей).

−Ырă кун пултăр!

−Ырă кун.

−Кам калаçать? (Кто говорит?)

−Оля калаçать.

−Ача сачěнче эсě мěн тăватăн?

−Вылятăп.

−Мěнпе вылятăн?

−Теттепе вылятăп.

−Теттепе аван вылятăн-и?

−Аван.

−Сывă пул.

Воспитатель предлагает детям по желанию распределяться парами и поговорить по телефону. Дети ведут диалог.

−Вот и поговорили по телефону и узнали кого как зовут, кто чем занимается.

−Ачасем, килěр кунта вăйă вылятпăр. (На столах разложены игрушки: на одном − много, на другом − много).

−Кунта нумай тетте. Нумай (много).

−Нумай (хор., инд.).

−Вова, кала ăçта нумай тетте? (Таким образом вводится слово «сахал»).

−Вова, ыйт Сашăран, ăçта нумай тетте?

−Âçта нумай тетте? (Сахал тетте?)

−Кăтарт (покажи). Кăтарт.

−Кăтарт (хор., инд.).

−Света, Вовăна кала: кăтарт (дети друг другу говорят покажи – кăтарт где много, а где мало игрушек).

Воспитатель показывает на мячи и спрашивает: «Ку пысăк е пěчěк мечěк? Какое короткое слово по-чувашски «е» (или) «е».

−Е (хор., инд.).

−Коля, ку пысăк е пěчěк мечěк?

−Оля, ыйт Светăран, кунта пысăк е пěчěк тетте?

−Маттур, пěлтěр.

Таким образом закрепляется слово «кăтарт».

−Лена, кил ман панта. Лена позовет Валю, Валя – Галю и т.д.

−Ачасем, теттесем нумай-и?

−Мěнле теттесем пур?

−Света, хăмăр упа ил, тархасшăн.

−Сережа, хěрлě пысăк мечěк ил. (Таким образом все дети получают игрушки).

−А сейчас будьте внимательны. Поднимите те игрушки, в названии которых живет чувашский звук «ě» (ěне, мечěк, тилě).

Воспитатель предлагает рассказать о своих игрушках.

Ситуативные высказывания об игрушках: «Ку мулкач. Мулкачăн хăлхисем, куçăсем пур. Вăл шурă».

После игры воспитатель подзывает к себе детей и предлагает поставить игрушки.

Игра «Чěрчунсен ячěсене пěл, вěсем мěнле кăшкăрнине кала».

Дети садятся полукругом. Воспитатель из ящика вынимает игрушки (автан, ыйтă, лаша, качака).

−Ачасем, ку мěн?

−Ку автан.

−Вăл мěнле сасă кăларать?

−Вăл «Ки-ки-ки-ри-кки» тет.

−Ку лаша. Вăл «а-а-а-а» тет.

−Ку качака. Вăл «ме-ме-кек» тет.

−Маттур, ачасем, сывă пулăр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий по Региональному Компоненту на тему: " Навруз" для старшей группы

Конспект занятий по Региональному КомплексуДля детей старшей группыНа тему : « Навруз»/ Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются возле стульчиков. Ведущая в национальном костюме/И...

Конспект занятия по региональному компоненту "Моя малая Родина"

Продолжение знакомства с символикой Бурятии, элементами народного костюма, орнаментом....

конспект занятия по региональному компоненту "Моя Феодосия", презентация

Представляю свой конспект посвященный моему родному городу Феодосия. В рамках проведения проекта "Моя малая родина - Феодосия", я разработала конспект для старшей группы.Буду рада если вам п...

конспект занятия по региональному компоненту "Семь чудес Башкортостана"

Конспект занятия для подготовительной группы, по реализации регионального компонента....

Конспект занятия с региональным компонентом «путешествие в родной край».

Расширить кругозор детей. Пополнить знания о животных родного края...

Конспект занятия по региональному компоненту " Деревья зимой в моем городе"

Конспект занятия по региональному компоненту " Деревья зимой в моем городе"...

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"...