Конспект образовательной деятельности по Региональному компоненту "Традиции эвенков"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Иванова Светлана Геннадьевна

Познакомить с культурными традициями и духовным богатством эвенкийского народа,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ivanova-traditsii_evenkov.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие: познавательного, художественно-эстетического и физического направления.

«Этнокультурные традиции эвенков». Подготовительная группа.

ФИО  работника дошкольного образования

    Иванова Светлана Геннадьевна

Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №3 «Снежинка» г. Нерюнгри, ул. Мира дом19 корпус 3

Возрастная группа

 Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

Тема  образовательной деятельности

«Этнокультурные традиции эвенков».

Предварительная работа с воспитанниками

Беседы о дружбе народов Саха (Якутия) о быте, культуре, традициях, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, знакомство с основными понятиями.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Презентация «Этнокультурные традиции эвенков»,  карточки с полезными ископаемыми, картинки с костюмами народа Саха, маски к подвижной игре, чум, фото эвенкийского быта;

для коллективной аппликации на ткани: ткань темного цвета размером 60-130см, геометрические фигуры из ткани разной фактуры  размеров, клей;  разноцветные ленточки из ткани.

Структура занятия

Цель: Познакомить с культурными традициями и духовным богатством эвенкийского народа,

Образовательные:

Познакомить детей с красотой родного края, природными богатствами, малочисленными коренными народами, их занятиями и бытом, народными играми.

Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Малочисленные народы Якутии-Эвенки»;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к изучению родного края.Развивать внимание, образную память, мелкую моторику рук.

Воспитательные:Воспитывать дружеские отношения, толерантность между детьми разными национальностей.

Воспитывать любовь к родному краю, беречь и уважать народные традиции эвенков.

План занятия:

I.Орг.момент

II.Основная часть

  1. Беседа с детьми о Якутии
  2. Дидактическая игра «Драгоценности Якутии»
  3. Дидактическая игра «Найди коренных жителей Саха»
  4. Беседа об Эвенках
  5. Сюрпризный момент.
  6. Практическая коллективная работа
  7. Физ.минутка

III.Заключительная часть

      8.Рефлексия

      9. Итог занятия

Этапы работы

Вводная часть

Оргмомент.

(Дети входят в группу, здороваются с гостями

- Ребята, вы умеете дружить? Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебная дружилка »

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись,

Тому, кто справа, руку дай.

Тому, кто слева, руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Но вот, закончилась игра,

И снова дружат все! Ура!

 

 

  1. Основная часть.

1. Беседа с детьми о Якутии:

-Воспитатель: Посмотрите на карту. Какая огромная наша страна.

-Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как наша страна называется?

-Воспитатель: А в какой республике мы  проживаем?  Покажите её на карте.

-Воспитатель: Ребята, отправляемся в путешествие по нашей огромной Республике Саха Якутии. Она не только огромная, но и богата полезными ископаемыми

2.Дидактическая игра «Драгоценности Якутии»

-Воспитатель: Вспомните, назовите, а теперь найдите богатства, которые, относятся нашей республике

3.Дидактическая игра «Найди коренных жителей Саха»

 -Воспитатель:  Обратите внимания, на национальные костюмы Предлагаю вспомнить и найти и назвать коренные  народы Саха(Якутии).

-Воспитатель: На территории республики живут люди разных национальностей единой семьей: якуты, юкагиры, эвенки, долганы, эвены, русские,  и многие другие.  

4. Беседа об Эвенках 

- Воспитатель: Сегодня, предлагаю познакомиться с эвенкийским народом и его праздниками и  бытом.

Эвенки – малочисленный народ Крайнего Севера России. Называли эвенков также орочонами, что следует понимать как «оленный».

Эвенки – единственный народ Севера, который освоил не только огромные пространства тайги, но и проник далеко на север, достигнув лесотундры.

Эвенки-тунгусы разделялись по формам своего хозяйства на «пеших» или «сидящих» - охотников и рыболовов, «оленных» - охотников и оленеводов. Эвенки говорят на эвенкийском языке. У эвенков есть свои национальные обрядовые праздники.

Бакалдын – летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов».

Проводиться он в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы, когда всю ночь напролет кукует кукушка, а впереди все лето. Начало лета означает у эвенков начало нового года.

День оленевода

«День оленевода» эвенки отмечают с наступлением весны. На определенное место съезжаются кочевые эвенки со всех окрестностей. Устраивают праздник по случаю встречи с родственниками, друзьями. На празднике идет оживленный обмен новостями, звучат шутки. Знакомятся молодые девушки и парни. Извлекаются самые красивые национальные одежды и украшения. Кульминация праздника – гонки на оленьих нартах.

5. Сюрпризный момент.

-Ребята,  я эвенкийская мастерица ( в национальном костюме), приглашаю вас в чум.

-Проходите, гости дороги, рассмотрите, пожалуйста, моё жилище.

-Скажите, пожалуйста, как называется жилище эвенок?  

-Посмотрите, на посуду. Из чего её изготавливали?

 - Эвенкийские мастерицы в долгие зимние вечера, изготавливали интересные "кумаланы" (коврики). Скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужны были "Кумаланы"?

 

 - Из чего изготавливали "Кумаланы"?

- Что вы ещё можете рассказать про коврики?

- Вы всё  правильно рассказали про  «кумаланов».  

Размеры они имеют от 60-80 см в ширину до 130-170 см в длину. Кумалан настолько отражает национальные особенности, что даже на флаге эвенкийского национального округа он находит себе место, имеет вид восьмилучевого солнца.

6. Практическая коллективная работа

 -Воспитатель: Ребята, а вы хотите тоже изготовить "кумаланы"-коврики? Обратите внимания на различные геометрические фигуры. Мы сейчас попробуем их сделать. И предложим его оставить в чуме.

- Молодцы, какой у вас замечательный получился "кумалан". Дорогая мастерица мы дарим его вам в чум, вы будете им накрывать и или постелете на пол.

7. Физ.минутка: 

- Воспитатель: Каждый праздник сопровождался национальными играми. Вспомните национальные игры.

-Мы с вами многого узнали про эвенкийский народ, потрудились. А теперь давайте поиграем  и мы в эвенкийские подвижные игры:

 «Олени и пастухи», «Ловкий оленевод»

 

Дети: Россия

Дети: Республика Саха (Якутия

Дети находят и называют подходящие богатства: уголь, газ, драгоценные камни, пушнину

На столе предлагается ряд национальных костюмов разных национальностей России и Якутии.  Дети выполняют задание

Показ слайдов. По ходу просматривания  презентации воспитатель и дети беседуют, отвечают на вопросы.

Ребят встречает в национальном костюме эвенкийская мастерица около чума

Дети : Чум

Дети: Из бересты, эвенки кочевали с места на место, чтобы легко передвигаться у них была лёгкая и удобная посуда

Дети: "Кумаланами" покрывали вьюки при транспортировке на оленях, укрывали вещи, их подстилали в чумах.

Дети: Шили коврики из двух или четырех шкур оленя или лося. И использовали  кусочки меха рыси, лисицы, медведя.

Дети:  Мастерицы использовали геометрические фигуры для орнамента ковриков, готовые украшали бисером

Дети практически выполняют коллективную работу, аппликацию на ткани.

Дети: Бросание маута, перетягивание палки, борьба хапсагай, прыжки через нарты, «Бой быков», Солнце (Хейро)

1)Все игроки – олени. На головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них (аркан) маут (картонное кольцо или длинная верёвка с петлей). Игроки олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат на руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

2)Участники игры, «оленеводы», располагаются  на площадке для игры, шеренгой лицом к поставленной в 3-4 м от них фигуре оленя. Они по очереди бросают в оленя мяч. За каждое попадание «оленевод получает флажок. Выигрывает тот, кто сделает больших метких бросков.

Заключительная часть:

 8.Рефлексия:

-Воспитатель: И в конце нашего знакомства с эвенкийским народом проведем Обряд «Улгани» (обряд очищения). Как, вы думаете, зачем нужен обряд очищения? (Дети: Чтобы предстать перед духами с чистой душой, без злых помыслов. Костер сжигает все дурное, а дым очистит ваши души. А когда завязываем полоски ткани на дерево, то соединяем свою жизнь с жизнью деревьев)  (Имитация огня, дети проходят под аркой и завязывают ленточки на веточках)  

9.Итог занятия:

- Воспитатель: Вот и подошло время путешествия по Якутской земле пора возвращаться в детский сад и подготовиться к следующим путешествиям к народам Саха.

-Воспитатель: Что вы нового узнали?

- Воспитатель: С какими новыми праздниками и обрядами познакомились?

Развитие долговременной памяти и воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "По звериной тропинке" по ФЦКМ в подготовительной к школе группе (региональный компонент).

Воспитание у детей любви к природе родного края, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников....

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)

v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских  гор,  с животным миром....

Конспект образовательной деятельности « Познание» региональный компонент в средней группе «Моё село»

Цель: Знакомство с родным селом Самбург.Задачи:Образовательная:формировать представление детей о селе, в котором они живут; датьпредставление о социуме села.Развивающая:Развивать диалогическую речь, п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по региональному компоненту на тему: «Беседа «Моя мама – лучше всех!»

воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к Родине, чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме....

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"

Конспект образовательной деятельности по реализации регионального компонента "казачество" "Профессии казаков"...

Конспект образовательной деятельности по региональному компоненту «Зелёный патруль»

конспект по экологии с опорой на региональный компонент...