Конспект по познанию "Ненецкие орнаменты" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Воробьева Мария Анатольевна

Конспект интегрированного занятия: познание+рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1konspekt_po_poznaniyu.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало - Ненецкий автономный округ

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г.Надыма

Конспект интегрированного занятия

Образовательная область: художественное творчество + познание

Форма работы с детьми: Тема: «Ненецкие орнаменты»

Интегративные образовательные области: коммуникация, социализация

Виды детской деятельности: продуктивная

Подготовительная группа «В»

Составила воспитатель 1 квалификационной категории:

Воробьёва М.А.                                                

2016-2017гг.

Программное содержание.

Задачи:

  1. Обобщить представления детей об образе жизни ненцев, их быте.
  2. Уточнить знания детей об особенностях ненецкой одежды, ее назначением и отличием.
  3. Выявить знания детей об определении орнамента и его характерных черт(геометрическая последовательность каждого рисунка).
  4. Выявить умение рисовать всей кистью и ее концом, располагать изображение на широкой полосе (орнаменте).
  5. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям и обычаям.

Словарная работа: малица, ягушка, кисы, нарты, чум.

Материал и оборудование: иллюстрации о быте, образе жизни ненцев, открытки «Ненецкие орнаменты», фотоальбом – книга ненецкой писательницы Ядне Нины Николаевны, кукла в ненецкой одежде, кукла в русской одежде, экспонаты (детские кисы, женская сумочка, женские украшения, выполненные из бисера, налобники), трафареты «ягушек» с незакрашенными орнаментами, кисточки, салфетки, подставки для кисточек, гуашь.

Предварительная работа.

Беседы по познавательной деятельности по теме «Родной Ямал», «Мой дом – Надымский район», «В краю полярного сияния», «Люби и знай родной свой край», рассматривание фотоальбомов, экскурсия в Дом природы ( стойбище ненцев), экскурсия в Центр национальных культур, чтение ненецких сказок И.Истомина, Л.Лапцуя.

Ход занятия. Игровая мотивация.

Перед занятием проводиться этическая зарядка на установление дружеских взаимоотношений, «Давай дружить» (мимика, жесты, взгляд передаются по кругу).

В.- Ребята, скажите мне кто такие ненцы? Чем они занимаются? (Коренные жители  нашего округа,  занимаются оленеводством, охотой, рыбалкой, сбором дикороросов).

В.- Где живут ненцы? (в тундре- чумах, в посёлках –домах).

В.- Как называется дом ненцев? (чум)

В.- Из чего собирается чум? (из шестов –длинных палок и покрывается оленьими шкурами).

В.- Что находится внутри чума? (Посредине стоит печка с выхлопной трубой наружу, на шестах –перекладинах сушится одежда и обувь; по обе стороны от печки находятся постели; есть низкий столик для приёма пищи, священный ящик с культовыми принадлежностями; есть умывальник, в чуме есть небольшое окно, имеется несколько керосиновых ламп для освещения).

В.- Какие средства передвижения есть у ненцев? (ненцы ездят на оленях, запряженных в нарты).

В.- для чего нужен олень ненцу? (для еды, передвижения, для пошива одежды, обуви, для меховых покрытий на чум).

В.- Чем питается олень? (ягелем, грибами).

В.- Какое домашнее животное помогает ненцам выпасать оленей?( собака, она предупреждает человека об опасности и загоняет оленей в стадо).

В.- Молодцы, ребята, я рада что вы многое знаете о ненцах. А теперь поиграем в ненецкую игру «Ярколава» (ловля оленей).

Цель игры: совершенствовать пространственную ориентацию детей, продолжать учить метанию, способствовать формированию положительных эмоций при попадании в цель.

Игровые действия: на расстоянии 1,5 – 2 м от детей лежат «рога» оленей; дети должны набросить аркан на «рога» (3-4раза).

В.- Дети, сегодня в гости к вам пришли две девочки: русская и ненка. Показывает кукол в зимней одежде.

В.- Чем похожи эти девочки? (обе тепло одеты, в меховую одежду).

В.- Присмотритесь и подумайте, чем не похожи эти шапки, шубы, обувь? (из разного меха, по- разному пришиты рукава, разная аппликация и вышивка).

В.- Правильно. Эти вещи отличаются не только внешне, но и называются по- разному: кожаные сапоги –кисы; шуба – ягушка; шапка –«савак».

В.- Ребята, а что такое орнамент? (определенный  узор, который пришивается на одежду, один рисунок повторяется много-много раз).

В.- Какая особенность у ненецкого орнамента? (строгая последовательность геометрических форм, сложность узора).

В.- Какие названия ненецкого орнамента вы знаете? («чумики, заячьи ушки, рога оленя, след медведя»).

В.- Молодцы, дети. Ребята, а ведь девочка – ненка пришла к вам с одной просьбой. У нее в тундре есть подружки, но их мамы не успели пришить на « ягушки» орнаменты. Давайте им поможем закончить вышивку красками. Вы согласны?

В.- Посмотрите, на столах лежат незаконченные «ягушки» с орнаментами.

В.- Ребята, подумайте, какие два цвета вы выберете для орнамента. Они должны сочетаться, чтобы получилось красиво.

Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму и приступают к работе. После занятия,  воспитатель вместе с детьми обсуждает все работы, отмечает каждую работу вне зависимости от результата.

Воспитатель благодарит детей от имени «гостей» (куколок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...