Главные вкладки

    Картотека Кубанских народных игр
    картотека (подготовительная группа) на тему

    Ибрагимова Елена Александровна

    Огромную роль на Кубани всегда играли казаки, поэтому мы воспитываем  у детей интерес к кубанским народным играм и желание играть в них, формируем умение соблюдать правила  игры. Народные игры передаются из поколения в поколение, поэтому некоторые из них я собрала в картотеку  игр: диагностических, театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных и хороводных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kubanskie_igry.docx19.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кубанские народные игры

    Составила воспитатель МБДОУ д /с № 9 Ибрагимова Елена Александровна

    Цель: Воспитывать у детей интерес к кубанским народным играм, прививать любовь к родному краю.

    Задачи: Формировать умение подчиняться правилам игры, воспитывать выдержку, смекалку, творческую выдумку. Ввести понятие подвижные игры и хороводные.

     Подвижные игры:

    1.«Калачи»

    Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

    Бай – качи - качи!

    Глянь - баранки ,калачи1

    С пылу, с жару, из печи.

     По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

    2.«Ляпка»

    Первый вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, старается кого нибудь из них осалить и приговаривает «На тебе ляпку, отдай её другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.

    Второй вариант. Водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает:

    - У кого был?

    - У бабки.

    - Что ел?

    - Оладки.

    - Кому отдал?

    Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот становится водящим. Игра повторяется.

    3.«Мельница»

    Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

    Мели, мели, мельница!

    Жерновочки вертятся!

    Мели, мели, засыпай

    И в мешочки набивай!

    Крутись, крутись, жернов!

    Съеден хлеб наш чёрный,

    Съеден белый хлебик.

    Мели новый мельник!

    На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остаётся в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

    4.«Хлибчик»

    Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец) – становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

    - Пеку, пеку, хлибчик!

    -А выпечешь?

    - Выпеку!

    - А убежишь?

    - Посмотрю!

    С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют  пару, взявшись за руки. Тот ребёнок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется по желанию детей.

    «Капуста»

    Рисуется круг – огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поёт:

    Я на камушке сижу,

    Лозу тешу,

    Лозу тешу-

    Плетень горожу,

    Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

    Коза с козлятами,

    Свинья с поросятами,

    Утка с утятами,

    Курица с цыплятами.

    Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.

    «Достань платок!»

    Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные), на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под весёлую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладёт шаль её на плечи подходит к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.

    «Курень»

    В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять – десять человек. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают её (крыша).

    «Заря -заряница»

    Один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

    Заря-заряница,

    Казачка-девица

    По полю ходила

    Ключи обронила.

    Ключи золотые,

    Ленты голубые.

    Раз, два – не воронь,

    А беги, как огонь!

    С последними словами водящий дотрагивается до кого- нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Ко первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

    «Пень»

    Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребёнок в середине круга прыгает на одной ноге. Дети поют:

    Пень, Пень, Пень,

    Дай конопель,

    Трошку горошку,

    Масла ложку.

    При последнем слове мальчик встаёт впереди какой- нибудь пары. Ребёнок, стоящий сзади, становится ведущим.

    «Лень»

    Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.

    Дети. Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

    Лень. Не тепло.

    Дети.

    Не одеть ли нам его,

    Не обуть ли нам его?

    Как с молодца кафтан,

    Со старушки сарафан,

    С молодицы-то платок,

    С красной девушки венок.

    Изображают, как его одевают.

    Дети. Что ты, лень, сидишь?

    Лень. Пить хочу.

    Дети. Что же тебе надобно?

    Лень. Яства боярские,

    Питья государские.

    Дети. Кто спину не гнёт,

    Тому ложка не в рот,

    А где гнулась спина,

    Тому рожь густа и колосиста,

    Колосиста, ядрениста.

    С зерна- то пирог,

    С колоска - весь мешок.

    Лень догоняет детей, они убегают.  Пойманный ребёнок становится ленью.

    «Баба Яга»

    В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

    Бабка Ёжка, костяная ножка,

    С печки упала, ножку сломала!

    А  потом и говорит: «У меня нога болит!»

    Пошла на улицу – раздавила курицу,

    Пошла на базар – раздавила самовар,

    Вышла на лужайку – испугала зайку!

    Дети разбегаются, а Баба Яга,  прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесёт в круг.

    Хороводные игры

    «Селезень и утка»

    Один из игроков выбирается селезнем, другой – уткой. Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то в одну , то в другую сторону, и поют:

    На горе-горе петухи поют,

    Под горой-горой озеро с водой,

    А у озера в лесу бел ручей течёт,

    По тому ручью селезень плывёт.

    Да селезень плывёт, ко мне весь несёт,

    Он мне весь несёт, в хоровод зовёт!

    После слов «в хоровод зовёт!» селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, пытаются не выпустить его. Если селезню удаётся выскочить из круга, он старается поймать утку.

     Если это ему удаётся, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается.

    «Игровая»

    Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре – ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:

    У казака Трифона

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей,

    Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели,

    Разом делали, как я!

    Ведущий показывает разные  движения, а все играющие  повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.

    «Во садике царевна»

    Дети идут по кругу в одну сторону, девочка-царевна в другую и поют (движения выполняются согласно тексту).

    Во садике царевна, царевна, царевна.

    Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья.

    По садику ходила, ходила, ходила,

    Златым кольцом звенела, звенела, звенела,

    Царевича манила, манила, манила:

    - Иди сюда поближе, поближе, поближе

    И кланяйся пониже, пониже, пониже,

    Ещё того пониже, пониже, пониже.

    Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,

    Ещё  того покрепче, покрепче, покрепче.

    В конце хоровода обнимаются.

    «Козёл»

    Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

    Шёл козёл дорогою,

    Дорогою широкою.

    Нашёл козёл безрогую,

    Безрогую козу.

    Выходит мальчик – «козёл», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».

    Давай, коза, попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем,

    Печаль-тоску размыкаем,

    Размыкаем тоску.

    Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остаётся в роли козы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

    Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

    Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

    Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

    Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

    В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

    Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

    Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

    «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

    Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....