Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"
    план-конспект занятия (младшая группа) на тему

    Чёрная Тамара Павловна

    На занятии дети смогут познакомится с убранством русской избы, узнать назначение и способ использования некоторых предметов утвари, обогатить словарь новыми словами... 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izba.doc 40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    по познавательному развитию

    с детьми второй младшей группы

    «Знакомство с русской избой»

       

                               Подготовила и провела воспитатель

    МДОУ №98 «Сказка» г. Петрозаводска Черная Т.П.

                               

     Цель: 

    Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

    Задачи:

    - Дать представление о русской избе.

    - Обогатить словарь детей новыми словами (изба, сундук, кочерга, ухват, чугунок, лапти).

    - Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька и др.) и русскому фольклору.

    Предварительная работа: иллюстрация.

    Ход занятия. 

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в карельскую деревню.

    Кто из вас был в деревне?

    Какие там дома?  (Ответы детей).

    Правильно, разные. Выставляются  иллюстрации сегодняшней деревни. А вот раньше дома были только деревянные. Выставляются иллюстрации.

    Воспитатель: Давным-давно на Руси и у нас в Карелии люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И вот сейчас мы с вами отправимся в эту самую русскую избу (Карельский уголок, оборудованный в группе)

    Звучит русская народная песня.

    Дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.

    Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в карельской избе. Скажите, что вы здесь видите? (ответы детей).

    А как вы думаете, что самое главное в избе? Правильно, самое главное в деревенской избе - это печь.

    Послушайте загадку:

    Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. Что это?

    «Дом без печки – нежилой дом» - говорили в народе. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь, ведь она и в самом деле кормила людей. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили щи и кашу, пекли хлеб и пироги, около печи сушили одежду, спали на печке. Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

     Печь топили дровами, в печь ставили чугунок, в котором варили щи, кашу. Чугунок ставили с помощью ухвата, дрова в печи поправляли кочергой. Как вкусны и каша и щи, да и пироги, приготовленные в русской печи.

    А в каких сказках встречается русская печь: Давайте вспомним.

    («Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»…)

    Мы видим стол, за который садилась вся большая семья. Садились на лавки вокруг стола и ели вместе из одной чашки. Дети рассматривают посуду. Деревянную и глиняную (горшки, ложки).

    Отгадайте-ка загадку:

    - И шипит, и кряхтит

    Воду быстро кипятит,

    Он наелся угольков,

    Вот для нас и чай готов.

    Кран на брюхе открывает,

    Кипяточек разливает.

    Правильно. На столе самое главное - это самовар. Вот он, какой красивый, блестящий. Посмотритесь в него. Что вы там видите? (свое отражение). Вот и наши бабушки смотрелись в самовар, или в воду. Ведь зеркал раньше не было.

    А это, что за штука?

    - Стоит Парашка –
    Держит чашку,
    Голову склонила,
    Носик опустила,
    А из носика струится.

    В чашку чистая водица.

                          (ответы детей… )

     Раньше в избах не было водопровода, а был вот такой рукомойник. Из него и умывались. (Рассматриваем рукомойник, пробуем помыть руки…)

    - Мы видим сундук для хранения вещей:

    И стоит, покрыт ковром

    Ларь с хозяйственным добром.

    - Раньше шкафов для одежды не было, и одежду аккуратно складывали в сундуки. Давайте заглянем в сундук; посмотрим, что же там хранится?  (достаю сарафан, рубаху, платок, бусы).

    Какая красота. Давайте наденем сарафаны и платки. (несколько девочек наряжаются в карельскую одежду). А на ноги обували лапти, которые плели из лыка. (Рассматриваем лапти…)

    Посмотрите, ребята, что это? (люлька) В карельской деревне ее называли зыбкой. Для чего она? (ответы детей). (Рассматриваем деревянную люльку)

    А взрослые спали вот на таких лавках и на печи.

    Воспитатель:  Ну, вот побывали мы в избе. Все рассмотрели. Ребята, я попросила печку-кормилицу приготовить для нас угощение. Посмотрите, что она для нас приготовила…  пироги. Ставим на большой стол самовар. Будем пить чай.

    Дети садятся за стол, едят пироги.

    Позже предлагаю детям поделиться своими впечатлениями от увиденного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.

    Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приоб...

    Конспект зянятия "Экскурсия по мини-музею"Русская изба""

    Экскурсия по мини-музею "Русская изба"...

    конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с русской избой"

    Конспект совместной деятельности с детьми от 3 до 4 лет по социокультурным истокам....

    Познавательно-творческий проект "Русская изба"

    Тип проекта: познавательно -творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйЯнварь – март 2017 г.Участники: дети старшей  группы, воспитатель, родители.У...