Организованная образовательная деятельность познавательное развитие природный мир "Мой любимый город Канск"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тимохина Ирина Ивановна

Конспект образовательной деятельности разработан с учетом парциональной программы для детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город Канск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyy_i_prirodnyy_mir_krasnoyarskogo_kraya.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

занятие в  подготовительной группе

Тема: «Животный и природный  мир Красноярского края»

Цель: создание условий дляформирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма  и чувства сопричастности к культурно-историческому и природному наследию города Канска.

Задачи:

  1. Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района.
  2. Расширять  представления  детей  о  том,  что  делает город Канск красивыми, развивать  способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  3. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.

Тимохина И.И.

воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ-27

Образовательные области: приоритетная – познавательное развитие, в интеграции: речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма  и чувства сопричастности к культурно-историческому и природному наследию города Канска.

Обучающая задача: углублять и расширять  представления  детей  о  том,  что  делает город Канск красивыми, развивать  способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

Воспитательная задача: воспитывать интерес, положительное отношение к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района.

Развивающая задача: способствовать развитию чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.

Ход образовательной деятельности

№ п/п

Методы и приемы

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

ППРС

І. Организационный этап.

1.

Приветствие друг друга

Психогимнастика «Доброе утро».

Беседа

В: Ребята здравствуйте! Какое сегодня хорошее настроение! Посмотрите, друг другу в глаза подарите свои улыбки. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже дарю свою улыбку. Я вам предлагаю встать в круг, я буду говорить, и показывать, а вы за мной повторять:

Здравствуй, солнце золотое! – (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! – (разводят руки в стороны)

Здравствуйте мои друзья! – (все берутся за руки)

Очень рада вас видеть я! – (раскачиваем руками)

В:Присаживайтесь на свои места, ребята скажите, в какой стране мы живем? (Мы живем в России.)

В: Значит, мы все кто? (Мы Россияне)

В: Как называется наш край?

(Наш край называется Красноярский)

В: Наш край относится к Сибири. Значит, мы все кто? (Мы Сибиряки)

Дети стоят в кругу.

Дети сидят на стуле, ведут диалог с воспитателем.

2

Чтение стихов

В: Я знаю, что Наташа и Матвей выучили  стихи о нашем крае, прочтите ребята.

Дети читают стихи.

Наташа:

Мы живем в Сибири, Красноярском крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

В нашем крае много и лесов и речек.                       Родиной гордится каждый человечек.

Красота природы и степей просторы,

Чистые озера, и леса, и горы. В заповедных зонах соболи, лисицы,Средь высоких елей сойки и синицы.

Матвей:                              Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

Сотни километров ни одной избушки.

Край у нас богатый, даже дети знают

Что Сибирь в России щедрой называют.                        Щедрой на богатства, что дает природа,

На добро и чуткость нашего народа.

Все это сибирский край родной чудесный. И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе. Обеспечение мотивации, принятие цели детьми

1

Рассматривание карты.

В: Ребята,  посмотрите на карту и  покажите,  где мы живем с вами?

В: Правильно, наш Красноярский край очень большой и разнообразный. На его территории есть всё – и суровые арктические пустыни, и непроходимая тайга, и могучие реки, и сухие горные степи. Мы живем в большом и богатом в Красноярском крае, здесь много лесов. Значит, мы живем в лесной зоне. Здесь живут животные леса.

Дима указкой показывает на карту

Гиперссылка

ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).

1

Беседа. Нацеливание детей на предстоящую работу

Слушание музыкального произведения

 "Шум леса"

рассматривание картины

 «Муравейник»

Посмотрите на картину и давайте назовем животных, которых вы видите.

(Бурый медведь, волк, лиса, заяц, олень, рысь)

В: Ребята, с наступлением весны все устремляются в лес, на природу. Вам нужно вспомнить и назвать правила поведения в лесу. (Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости)

Д:Бурый медведь, волк, лиса, заяц, олень, рысь.

В:Ребята, с наступлением весны все устремляются в лес, на природу. Вам нужно вспомнить и назвать правила поведения в лесу.

(Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.Мы в этом жилище – гости)

В:А как следует вести себя  в гостях?

В:Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса.(воспитатель показывает картину на которой изображен муравейник)

Д:Нельзя шуметь в лесу,        нельзя оставлять мусор.

 В:Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу?

В: Назовите, каких вы знаете  животных и растения, которые попали в «Красную Книгу Красноярского края».

В: Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу?

В: Назовите, каких вы знаете  животных и растения, которые попали в «Красную Книгу Красноярского края».

В:Мир, достойный того, чтобы его сохранить!

Многие животные, обитающие в лесах Красноярского края, попали в   «Красную книгу», т.к. их осталось на земле очень мало, или они уже совсем    исчезли. Поэтому в лесах нашего края много заповедников, где эти животные охраняются. На них запрещена охота, за их жизнью наблюдают ученые. И мы  все должны беречь и охранять животный мир и всю природу на земле.

         А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

В:Многие животные, обитающие в лесах Красноярского края, попали в   «Красную книгу», т.к. их осталось на земле очень мало, или они уже совсем    исчезли. Поэтому в лесах нашего края много заповедников, где эти животные охраняются. На них запрещена охота, за их жизнью наблюдают ученые. И мы  все должны беречь и охранять животный мир и всю природу на земле.

Воспитатель предлагает

детям закрыть глаза и внимательно послушать музыку.

Воспитатель: 

Ребята, что вы сейчас слышали? Скажи Даша.

Воспитатель: 

Да, конечно это шум леса, а лес – это богатство нашего Красноярского  края.

Я приглашаю вас совершить путешествие в волшебный мир леса, в растительный мир, а поможет нам в этом поможет «Чудо дерево», обратите внимание на необычные листочки на нем. Но сначала скажите, что есть у дерева?(У дерева есть корень, ствол)

Дети: Аккуратно! Нечего, не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.

Нельзя разводить огонь в лесу, может начаться пожар  и животные, растения погибнут. Нельзя разорять гнезда птиц, муравейники.

Д: В лесу будет грязно, будет неприятный запах, животные могут поранить себе лапы, цветы, растения, кусты и молодые деревья погибнуть.

Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Заново они не вырастут.

Ребёнок: 

Охраняется Красною Книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий,

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи.

Охраняются даже цветы.

дети называют животных и растения Красноярского края, и вставляют в карман нарисованного заповедника.

гиперссылка

гиперссылка

гиперссылка

гиперссылка

гиперссылка

2

Работа в группах. Составление разрезной картинки.

3

Физ. минутка

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка: «зрительная гимнастика»

Физминутка: «зрительная гимнастика»

Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять,

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем?

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Даша:

Я слышала шум леса, ветерок дул, а листья деревьев шумели.

4

рассматривание картины  березы

рассматривание кедра и шишки

Практический метод поделка аппликация из ниткографии

прослушивание релаксационной  музыки,

- Правильно, у каждого дерева есть корень, с помощью него дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева. У дерева есть ствол, ветви, маленькие веточки, листья и плоды. А теперь давайте сорвем листочек с нашего «Чудо-дерева». Дерево предлагает разгадать загадки и о его друзьях-деревьях.

Воспитатель: срывает листочек,

(березы)

В: Что есть у березы?

Дети:(Кора белая, черные черточки, через них береза дышит, их называют черевички.)

В: В лесу растут одни березы, как называется такой лес?  

Дети:Такой лес называют березовая роща.

В: Срываем второй листочек,ребенок читает.

В: Что вы можете рассказать о елочке?

Дети:Верхние ветви у нее молодые, а снизу старые, длинные, кора темная.        

В: Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется Ельником. Срываем  третий листочек,Какой ствол у сосны?

Дети:Светлый, старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

В: Лес, где растут одни сосны, называют сосновый бор или сосняк.

Срываем четвертый листочек,

В: Лес, в котором растет один кедр, называется кедрачом.  Что общего у ели, сосны, кедра? (иголки)

(Эти деревья зеленые круглый год, и у них есть иголки)

В: Да, правильно, лес, в котором растут ели, сосны, кедр называется хвойным, так как у них есть хвоя, иголки.

В: Ребята, а вы знаете, что в лесу есть тоже этажи, как у наших домов.

1 этаж -  трава,  мхи.

2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.

3 этаж – деревья такие, как сосна, кедр.

Подвал – в нем находятся корни. 

В:Для чего корни дереву? Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются. Нужно беречь наш лес, так как это наше богатство.

Воспитатель вносит куклу - Лесовичка.

 Лесовичок: Здравствуйте, Как вы думаете кто я? (ответы детей)

В: Здравствуйте, ребята сегодня к нам в гости пришел, как вы догадались, лесной житель, как его зовут?

(Лесовичок)

Л:Да, я лесовичок, живу в лесу и знаю каждое дерево, слышал, что вы говорили о том, какие деревья растут в лесу. Я пришел к вам не с пустыми руками, а принес вам красивую картину, (выставляется картина), она вам знакома?

- А кто помнит, как она называется?

Дети:Эта картина называется «Золотая Осень»

Л:И кто же ее автор?

Дети:Исаак Левитан.

Л:Молодцы, это картина известного художника Левитана и называется она «Золотая Осень». А хотите вместе со мной создать свою собственную картину?

Дети отвечают хором:

        Да, хотим.

Л:Посмотрите, я принес с собой заготовку полянки. Но я смотрю, и мне кажется, что здесь чего-то не хватает? А вы как думаете? Дети:

        Здесь нет деревьев, одна поляна.

Л:Я с вами согласен. Давайте мы посадим на этой поляне березы, но я не могу придумать как.

Воспитатель: давайте я вам подскажу, а

 мастерить вы  будете березки, сами,

используя технику «Ниткография».

-Давайте вспомним технику

«Ниткография», она вам знакома?

Л:Хорошо, начинаем мы с

трафарета, прикладываем и обводим его,

а затем вырезаем, после чего пластину

дерева намазываем тонким слоем клея и щепотками помещаем на клей нити, заполняя

 все область листвы, за исключение

ствола. Вспомнили? А теперь можем

приступать к работе, думаю у вас все

получится. (в процессе работы звучит

фоновая музыка).

- Вот какие молодцы, посмотрите,

пожалуйста, на свое творчество, очень

красиво.  Сейчас прошу каждого из вас

поместить свое дерево на нашу поляну, так

как он считает нужным.

- Ребята, как вы думаете, может ли наш лес

называться ельником?

Дети:Нет, потому, что здесь нет елок, тут только березы.

Дети:Нет, потому, что здесь нет елок, тут только березы.

Л:Конечно же, в нашем лесу растут только березы, а значит это березовая роща. У каждой картины есть свое название, пусть и у нашей картины будет оно. «Березовая роща».Ну, спасибо, ребята, что помогли мне вырастить столько красивых березок.А теперь мне пора возвращаться в свои владения, До свидания!

Дети:До свидания!

В:До свидания, Лесовичок! Ребята, от нас с вами зависит, будут ли красивыми наши деревья в лесах, и будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

        (До свидания!)

В:До свидания, Лесовичок! Ребята, от нас с вами зависит, будут ли красивыми наши деревья в лесах, и будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

Дети:Да будут, мы знаем как вести себя в лесу, а также будем учить других детей.

ребенок читает.

Стоит Аленка

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

Ребенок читает загадку  

ЕЕ всегда в лесу найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Ребенок читает загадку  

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке,

Ветви только на опушке. (Сосна)

(рассматривание  картины сосны)

Ребенок читает загадку  

Орехи есть, да высоко лесть.

(Кедр)

        Ниткография -  выкладывается с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити

Картинка березы, картинка ели

гиперссылка

гиперссылка

гиперссылка

гиперссылка

гиперссылка

Ватман на нем нарисована трава.

Простые карандаши, трафарет

ІV. Итог. Рефлексия. Подведение итогов и оценка результатов.

1

В-ль: ребята, скажите, что вам понравилось на нашем занятии? Какие трудности вы испытывали на занятии?

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме «Мой город» (старший дошкольный возраст)

В документе представлен конспект занятия по закреплению знаний о своем городе с детьми подготовительной группы....

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательская деятельности в подготовительной к школе группе. Тема «Путешествие в город Здоровья».

Уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в средней группе «Мамочка – любимая моя!»

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: в доступной и увлекательной форме расширять знания детей о празднике «День Матери». Формировать ...

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке «Вылепи свою любимую игрушку» в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке «Вылепи свою любимую игрушку» в старшей группеПрограммные задачи:1. Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки.2...

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке «Вылепи свою любимую игрушку» в старшей группе.

Конспект организованной образовательной деятельности по лепке «Вылепи свою любимую игрушку» в старшей группе.Программные задачи:1. Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки....

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...