«Цветочная считалка и новые знакомые»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Воспитание в детях духовно-нравственных и патриотических чувств через знакомство с произведениями чувашских писателей (рассказ-сказка В. Чаплиной «Цветочная считалка и новые знакомые»). Закрепление представлений о многообразии мира цветов родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetochnaya_schitalka_i_novye_znakomye.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия

«Цветочная считалка и новые знакомые» 

Программное содержание: 

- Воспитывать в детях духовно-нравственные и патриотическое воспитание через знакомство с произведениями чувашских писателей (рассказ-сказка В. Чаплиной «Цветочная считалка и новые знакомые»).

- Закреплять представление о многообразии мира цветов родного края.

- На примере рассказа-сказки расширять представления об уникальных свойствах растений: предвещать погоду, положительно влиять на здоровье человека и др.

- Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе (в частности, при общении с миром цветов).

Словарная работа: закрепить названия цветущих трав и цветов, растение – барометр, растение - верхолаз, лекарственные растения, цикорий.

Предварительная работа: 

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением садовых и полевых цветов; чтение стихотворений, рассказов; разучивание загадок; знакомство с лекарственными растениями и способами их применения; дидактическая игры: «Садовые и полевые цветы», «Найди пару», «Кто быстрее соберет цветок» и др.; экскурсия в цветочный павильон; беседы об особенностях и полезных свойствах растений; ознакомление с правилами сбора и хранения лечебных трав и цветов.

Материал: картинки с иллюстрациями цветов и цветущих растений; цветущего и увядшего луга (для магнитной доски), атрибуты к играм «Растения-барометры», «Найди свой цветочный домик», атрибуты к чаепитию «Ромашковый чай», «Молочный чай с цикорием», фонограмма музыкального произведения П. Чайковского «Вальс цветов».

Ход мероприятия:

Воспитатель: читает считалку:

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, а какие считалки знаете вы? (ответы детей). Сегодня мы с вами познакомимся с новой считалкой, а вы догадайтесь, о чем будет наша беседа.

Одуванчик, лютик, кашка.

Маргаритка, василек,

Колокольчик и ромашка,

Гладиолус и вьюнок,

Мак, цикорий и репей,

Выходи да поскорей.

Дети: мы сегодня будем говорить о цветах.

Воспитатель: правильно, мы сегодня с вами поговорим о цветах, растущих в наших дворах. А все ли цветы из считалки вам знакомы? (ответы детей). А вот о каких цветах говориться в рассказе-сказке чувашской писательницы Валентины Чаплиной «Цветочная считалка и новые знакомые».

Воспитатель рассказывает детям рассказ-сказку (в сокращении); по ходу текста выкладывает картинки на магнитную доску с изображением цветов.

Воспитатель: 

- Какие лекарственные растения повстречались Юле во дворе? Как их использовать?

- Что значит растения-барометры и как они предсказывают погоду?

- Почему Репей назвал Вьюнка верхолазом?

Воспитатель: Молодцы ребята! вы внимательно слушали рассказ-сказку, а теперь давайте поиграем (дидактические игры между командами: «Растения-барометры», «Найди свой цветочный домик»).

Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением цветущего луга.

  - Ребята, что здесь изображено?

Дети: Цветущий луг.

Воспитатель: Правильно, это цветущий луг, он радует нас своим многоцветьем, своей красотой. Но мы часто не задумываемся, гуляя по двору, лугу, лесу, рвем цветы, а потом их выбрасываем за ненадобностью. И вот что может произойти. (воспитатель показывает картинку). Как вам кажется, что это?

Дети: Это увядший луг.

Воспитатель: Правильно ребята, это погибший луг. Он вам нравиться?

Дети: нет.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы луг не стал таким.

Дети: Не рвать цветы, не топать их и т.д.

 Воспитатель: Да, он может стать таким, если мы не будем беречь природу родного края. Я желаю вам быть добрыми, отзывчивыми к природе, ведь благодаря им мы имеем возможность дышать чистым воздухом, насладиться красотой, улучшить самочувствие.

Воспитатель: Мы тоже можем воспользоваться волшебными силами растений родного края, я приглашаю вас отведать вкусный ромашковый и цикорный чай (воспитатель включает фонограмму музыкального произведения П. Чайковского «Вальс цветов» и все дружно вместе пьют чай).

В. Чаплина «Цветочная считалка и новые знакомые». (в сокращении)

        Юлька стояла во дворе и большущими глазами смотрела на девочек, которые играли в пряталки. Ее они в игру не брали, потому что Юлька была маленькая. Девочки считались.

Одуванчик, лютик, кашка.

Маргаритка, василек,

Колокольчик и ромашка,

Гладиолус и вьюнок,

Мак, цикорий и репей,

Выходи да поскорей.

        Юльке очень нравились эти слова. Какие-то из них она уже слышала, а многие были незнакомы. Юлька подошла к девочкам.

- А… где они все?

- Кто?

- Лютик, ромашка… репей.

- Ты что, не знаешь? Удивились девочки.

Юлька так замотала головой в разные стороны, что красный бант сидевший на макушке, съехал набок. Девочки засмеялись, но не из-за банта. Им стало смешно, что Юлька не знает простых вещей.

- Да вот же они!

- Где?..

- Ну вот, кругом, разве не видишь?

И убежали прятаться.

Юлька повертела головой, посмотрела вокруг себя, но никого не увидела. Она подумала, что над ней посмеялись. Надула губы и ушла домой.

Мама варила обед. В открытое окно ей был виден весь двор.

- Никто над тобой не смеялся, - сказала она Юльке, - и нечего зря губы надувать. Девочки называли цветы. Это была цветочная считалка.

- У каждого цветка есть имя, - говорила мама. - Тебя зовут Юля, меня Вера. Цветов очень много и называются они по-разному. Некоторые растут у нас во дворе. Иди познакомься с ними.

Юлька пулей вылетела во двор.

Во дворе никого не было. Девочки уже играли в другом месте. Юлька в один миг облетела двор и опять надула губы. А мама смотрит на нее из окна.

- Не бегай сломя голову. Цветы любят, чтобы их разглядывали внимательно.

        Но ведь стоять на одном месте неинтересно. Юлька вздохнула. И вдруг ей показалось, что на не кто-то смотрит. А рядом никого не было. Юлька обернулась

        Во дворе стояла скамейка. Сейчас тут никто не сидел. Около деревянной скамейкиной ноги Юлька увидела веселый кустик. Она каждый день раз сто здесь пробегала и не обращала на него внимания. А сейчас поняла, что именно он-то и смотрит на нее. Круглыми желтыми глазами. Вокруг каждого глаза белые язычки, как реснички. Во дворе было тихо-претихо, и она ясно услышала незнакомый тихий голос:

Здравствуй! Я зовусь РОМАШКА.

Я везде-везде расту.

Видишь, я не замарашка,

Соблюдаю чистоту.

        Это говорил… кустик. Да, да именно он. Юлькины глаза стали огромными. Она присела на корточки. Кустик шевельнулся, видно, обрадовался, и снова заговорил:

- Здравствуй.

И правда, кустик был такой чистый, аккуратный. Юлька глянула на свое платье. Около кармашка сидели два пятна от компота. Ей стало стыдно. Она подумала: «Ой, а я как замарашка» И сказала:

- Я тоже буду аккуратная. Вот честное детсадское.

Меня зовут Юля. А ты цветок, да?

Ромашка закивала.

- Какая ты красивая! – удивилась Юлька.

- Я для этого и живу.

- Для чего «для этого»?

- Для красоты. И еще для вашего здоровья. Из меня лекарство делают.

- И не только из тебя. Говоришь так, будто одна ты лекарственная!

Юлька услышала голос чуть погрубее ромашкиного. У другой скамейкиной ноги тоже сидел кустик: цветы крупные и все целиком золотые.

- Ой, сколько солнышек! А тебя как зовут?

- Одуванчик. Из меня тоже лекарство делают. И из листьев, и из корней.

- Да-в?

- А ты салат любишь?

- Люблю. Я манную кашу не люблю.

- Разве? Гм…- когда мама будет делать салат, сорви мои молодые листочки и отнеси ей.

- Зачем?

        Одуванчик замолчал и потупился.

- Его листья вкусные и полезные, только пусть мама сначала положит их на пол-часа в соленую воду. Чтоб не горчили.

-Юлька открыла рот от удивления.

- Ты что-то хочешь спросить?

- А…а… - а ты не можешь говорить, как Ромашка?

- Как это?

- Стихами, что ли?

        Одуванчик приосанился, откашлялся и произнес:

Я под солнцем вырастаю

С головою золотой,

А промчатся дни, и стану,

Словно дедушка седой.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему как дедушка седой? (ответы детей, потому что вместо желтых цветочков мы увидим белые пушистые шарики). Молодцы!

- Эти пушинки – мои семечки. Я скоро поседею. Приходи тогда на меня подуть. Ладно?

Юля кивнула.

- Ты почаще приходи. Только до трех часов дня. А то я в три уже спать ложусь.

- Спать ложишься?

- Ну да, зажмуриваюсь вот так и сплю. А ты во сколько?

- Я? – Юля немножко растерялась. – Я… после «Спокойной ночи, малыши», сказала она, а про себя подумала: «Правда, не всегда сразу ложусь. Бывает еще покапризничаю. Но больше не буду. Хочу вовремя ложиться, как Одуванчик».

        До чего интересно разглядывать, что растет во дворе.

Юля сама подбежала к высокому кустику с голубыми цветами.

- Как тебя зовут?

А зовут меня – ЦИКОРИЙ.

Это ты запомнишь вскоре.

И во все, во все глаза

Я гляжу на небеса.

И вопрос задам тебе я,

Отвечай-ка, не тая:

Кто сегодня голубее –

Наше небо или я?

- Вы одинаковые! Сказала Юля.

Цикорий остался очень доволен. Юльке имя этого цветка показалось очень знакомым. И вдруг вспомнила и радостно закричала:

- Папа всегда говорит: «Мне кофе только с цикорием».

- Да, я тот самый Цикорий.

-Ой, какие вы все… - Юлька хотела что-то сказать, но никак не могла найти подходящего слова. И тут почувствовала, что кто-то энергично тянет ее сзади за подол платья.

- Пусти, ты чего?

- Не пущу, - прохрипел незнакомый голос. И еще сильнее потянул за подол

- Почему не пустишь?

- Потому что дождь будет.

Юлька не могла понять, причем тут дождь. Но хрипловатый голос все объяснил:

Я привязчивый РЕПЕЙ,

Пррилипаю, будто клей.

Если выставлю колючки

Так что мимо не прройдешь,

Это значит, что из тучки

Непрременно хлынет дождь.

Вот! - сказал он и замолчал.

Вдруг все цветы стали зажмуриваться. Вот уже не видно небесно-голубых глаз Цикория. И одуванчики сложились в недлинные зеленые трубочки.

- Вы спать уже легли, да?

        Цветы закачались.

- Нет-нет, что ты! Спать рано. Это мы с тобой заговорились и не заметили, что дождь собирается.

        А хриплый голос добавил:

- Мы баррометры!

        Юля уже слышала это слово, папа рассказывал, что барометр — это прибор, который предсказывает погоду. Его на стену вешают.

- Запомни Юля сказал Цикорий, если ты с утра увидишь меня, Одуванчик или Вьюнок с закрытыми цветами, значит, скоро дождь пойдет. А если мы смотрим в первой половине дня дождя не будет.

-Да-а? А… Вьюнок это кто?

- Это я.

Голос прозвучал где-то у самой пятки. Но никакого цветка там не было. Опять заговорил Репей:

Погляди у самых ног

Вьется маленький ВЬЮНОК.

Много раз видала ты

Граммофончики – цветы.

- А где они?

Репей сердито сказал Вьюнку:

- Разжмурься на минутку, чтобы Юля тебя увидела.

        И на тонком стебельке, который стелился по земле, вдруг раскрылись бело-розовые граммофончики. Юлька почувствовала очень приятный запах, но он быстро улетучился, потому что граммофончики тут же закрылись. А Репей опять заговорил. – Если бы тут был забор, вьюнок быстро залез бы на него.

Он у нас

Верхолаз.

        … Девочка стояла в траве и улыбалась. Вдруг почувствовала, что кто-то щекочет ей ногу в самом низу… Ой-ой-ой! Даже смеяться хочется. Цветок очень понравился Юле.

-Ой какой ты хороший! – Воскликнула Юля.

- Я – МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК

Цвету я в июле,

Но в июне и в августе тоже могу.

Жить я очень люблю на зеленом лугу.

-- А где луг? Спросила Юлька.

- Далеко, - быстро ответил Репей.

- А там на луге…

- На лугу, - поправил он девочку.

- На лугу… тоже растут цветы?

- Полно! В сто раз больше, чем здесь. И рвут их охапками.

- Кто?

- Хулиганы.

- Зачем?

- Просто так. Это же хулиганство – рвать цветы просто так.

         Репей говорил сердитым голосом и очень убедительно.

Юля сразу поняла – просто так цветы рвать нельзя.

         Она бросилась к маме, чтобы идти скорее на луг. Но в это время как-ак линет из тучи дождь. Веселый –превеселый. Весь двор сразу намок. Тут и там заблестели лужицы. Правильно «барометры» предсказали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - тренинг для новых сотрудников ДОУ "Здравствуйте - это я! Давайте знакомиться!"

Цель: психологическая поддержка новых сотрудников в период адаптации к условиям  ДОУ.Задачи:·        знакомство участников группы;·...

Интегрированное занятие в старшей группе «Пингвин новый знакомый Умки».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая....

"Наши новые знакомые - насекомые"

Расширить и закрепить знания детей о насекомых....

Выступление «Новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Цветочная фантазия»

В своем выступлении я описываю новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Как нам уже давно известно, что мелкая моторика способтвует развитию интеллекта. Также развитие мелкой моторики...

«Вот такие наши новые знакомые-насекомые».

Юные исследователи на прогулке изучали мир вокруг нас, рассматривая под лупой насекомых, которых видели на картинках. Занятие оказалось познавательным и увлекательным....

Квест – прогулка: «Новые знакомые»

Развитие познавательной активности, закрепление знаний о насекомых....