Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "В гости к рыбакам"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Рандымова Лидия Ивановна

Взаимодействие воспитателя с детьми осуществляется с помощью сюжетно-ролевой игры, во время которой общение происходит на хантыйском языке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_rybakam.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к рыбакам».

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Познание» (формирование элементарных математических представлений),  «Физическая культура», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель.  Продолжаем знакомить детей с хантыйским языком; учим понимать хантыйский язык и обучаем говорить по-хантыйски.

Задачи.

Обучающие:

  • Формировать у  детей умение произносить  слова и простые предложения на хантыйском языке.
  • Закреплять навыки количественного счёта (в пределах 10).
  • Закреплять признаки весны.

Развивающие:

  • Развивать умение произносить слова на хантыйском языке,
  • Развивать речь и мышление.
  • Развивать умение различать перелётных птиц и рыб нашего края.

Воспитательные:       

  • Воспитывать  любовь к природе родного края, всему живому.

Планируемые результаты: может произносить слова и простые предложения на хантыйском языке; имеет представления о количественном счёте в пределах 10; определяет названия  перелётных птиц по внешнему виду, различает виды уток; различает рыб местных водоёмов; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал. Хантыйская изба с обстановкой, костёр с берёзовыми чурками, котелок, рыба сушёная, ворона, макет озера с разными утками, речка, деревянная лодка, весло, сеть, удочка, макеты разных рыб, берестяная тарелка под рыбу. Музыкальное оформление: аудиозапись - шум леса с пением птиц, спокойная музыка для дыхательной гимнастики, кряканье уток на озере, шум воды.

Методические приёмы.  Создание игровой мотивации, беседа, вопросы, задания, игры.

Ход НОД

Воспитатель. Вуща волаты, няврэмат! Здравствуйте, дети!

Дети. Вуща волаты! Здравствуйте!

Воспитатель. Тамхатл ма нынгты вохлылам хул вэлпаслаты хоят хуща. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в гости к рыбакам.

Воспитатель. Нявремат, мунг юханев мйсар нэм тайил? Ребята, как называется наша речка?

Дети. Амня юхан. Речка Амня.

Воспитатель. Тёса щи, Амня юхан. Правильно, речка Амня. Хул велпаслаты хоят Амня овен воллыт.  Рыбацкий стан находится на устье реки Амня. Муйн Амня ова манлув?  Скажите, на чём можно добраться до рыбаков по реке?

Дети. Резина хопн, юх хопн, моторын хопн. На резиновой лодке, на деревянной лодке, на лодке с мотором.

Воспитатель. Щиты ши! Правильно! Юханев вонта вонт ёш хуват манты мосл. До реки надо идти по лесной тропинке.

(Звучит пение птиц. Дети идут по лесу.)

Воспитатель (вместе с детьми).

Омащ шётши июпийн

Ёхум ай ёш хуват.

Ай вой ленкет ар сый холлув

Нумсев ямын хойла.

Друг за другом мы идём

По лесной тропинке.

Вот и пение птенцов

Слышится в долине.

Воспитатель. Вэнтыйн щимурт ям! Как прекрасно в лесу! Вэншен ёхумн яма лалтасл. Как легко здесь дышится. Щив ромамлув, еша лаллув. Давайте подышим спокойно.

(Под спокойную музыку проводится дыхательная гимнастика «Дыши спокойно».)

Воспитатель. Встаньте прямо, ноги слегка расставьте, руки внизу. Спокойно медленно дышите носом.

Воспитатель. Няврэмат, ин муйсар ол арт? Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Дети. Товия йис. Весна.

Воспитатель. Муйвурн уша вярсалн? Какие признаки весны вы знаете?

Дети. Хатл хотлал. Солнце светит. Мэлка йис. Стало тепло. Лоншен лулумтас. Снег растаял. Йинкат пелки питсат. Реки и озёра  вскрылись. Тухланг воит морты мувевл юхатсыт. Птицы с юга прилетели.

Воспитатель. (Замечает ворону.) Там па муйсар тухланг вой юхатмал? Посмотрите, что это за птица прилетела в наши края?

Дети. Вурна. Ворона.

Воспитатель. Няврэмат, вурнаен юхытыйн муйсар ямангхатл товийн воллыл? Ребята, а какой праздник мы с вами встречаем весной, когда прилетает  ворона?

Дети. Вурна хатл. Вороний день.

Воспитатель. Вороний день – старинный традиционный праздник северных народов ханты и манси. Ворона у этих народов – священная птица, символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. Кроме того, ворона – особая покровительница женщин и детей. Смысл праздника Вороний день – почитание священной птицы, а также - общение родных и близких людей, живущих далеко друг от друга.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете народные приметы о вороне?

Дети. Если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная.

Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю послушать стихотворение о вороне.

(Ребёнок читает стихотворение Л. Киреевой «На берёзе возле дома…» на хантыйском языке в переводе  Л.И. Рандымовой)

Ребёнок. Хот пyhflн сyмfтн

                 Вурhа тыхfl вcрl.

                 Атl –хfтl  lавflман тfйlыlе,        

                 Fhкия йиты lfhхаl.

Воспитатель. Няврэмат, муй олангн лунгатса? Ребята, а вы поняли о чём это стихотворение?

Дети. На берёзе возле дома

           Строила гнездо ворона.

           Охраняет днём и ночью,        

           Мамой стать ворона хочет.

Воспитатель. Няврэмат, па муйсар тухланг воит морты мувт эвлта юхантлыт? Ребята, а какие ещё птицы прилетают в наши края?

Дети. Лэнтыт, васэт, хутнгныт. Гуси, утки, лебеди.

(Слышится кряканье уток, шум воды. Дети подходят к озеру.)

Воспитатель. Лора щи этсув. А вот и озеро. Вана хосла манлув, васет антал паканлыт. Подойдём к нему тихо, чтобы не напугать уток. Лунтаты, муйарат васы лора юхатсыт. Давайте посчитаем, сколько уток сидит на озере? Муйсар васет юхатсыт? Можете назвать их.

Дети. Шош, курэк, сынк. Селезень, острохвост, чернядь.

Воспитатель. Молодцы, правильно! Васе тат рутщалыт, мунг па еллы манлув. Пусть утки плавают, а мы пойдём дальше.

(Фоном звучит хантыйская мелодия.)

Воспитатель (вместе с детьми).

Омащ шотши июпиин

Ёхум ай ёш хуват.

Хул велпаслаты ёх хуща

Ешавалт щи юхатлув.

                         

Друг за другом мы идём

По лесной тропинке,

Скоро к речке мы придём-

Рыбаков увидим.

(На берегу реки деревянная лодка, в которой лежит весло, удочка, сеть.)

Воспитатель. Нявремат, тата па хоят хоп! Ребята, посмотрите- ка, чья-то лодка! И хой хайсалэ? Кто же её оставил? Нынг номастан, хой хоп щит? Как вы думаете, кому она принадлежит? Почему вы так решили?

Дети. Щит хул велпаслаты хоят хопл, велпас пурмаслал эвлта уща вярсев. Лодка принадлежит рыбаку, потому что в ней лежат рыбацкие снасти.

Воспитатель. Муйн хул катла? Чем ловят рыбу?

Дети. Хул няшн па холыпн катла.Рыбу ловят удочкой и сетями.

Воспитатель. Нявремат, нын па хул катлты ланхалты? Ребята, а вы хотите поймать рыбу? Тата щи холуп. Посмотрите, а вот и сетка стоит. Холуп ванлув. Давайте её проверим.

(Тянут сеть, выбирают рыбу и называют её.)

Дети. Сорт, нярки, мевты, ев, паннэ, мухсан, вуш.  Щука, ёрш, язь, окунь, налим, муксун, нельма. Панын вылув. Давайте, возьмём её с собой.

(Считают сколько рыбы поймали, забирают её с собой.)

Воспитатель. Нявремат, омсаты, еллы хопн манлув. Ребята, садитесь в лодку, дальше мы поплывём на ней. Ешавлт Амня ова щи юхатлув.  Лодка рыбака на берегу, сеть стоит, значит недалеко рыбацкое стойбище.

(Навстречу детям из хантыйской избы детей встречает хозяйка рыбака.)  Хозяйка избы. Вуща волаты, нявремат! Здравствуйте, дети!

Дети. Мун хул тёсув. А мы вам рыбу принесли.

(Рассматривают рыбу, ещё раз называют её.)

Хозяйка избы. Вон помащэпа, муйсар хул катлсыты?  Спасибо большое, какую рыбу поймали? (Ответы детей.) Сейчас мы из неё приготовим вкусные блюда. Что можно приготовить из рыбы?

Дети. Уху, котлеты, пирог, пожарить рыбу.

Хозяйка избы. Йинкем хуламал. Ой, а вода-то закончилась. Хуй йинк тол? Кто воды принесёт?

Ребёнок. Ма йинк толум. Я принесу воды.

Хозяйка избы. Хуй хул эватты нётл? Кто поможет мне рыбу разделать?

Ребёнок. Ма хул эватлум. Я помогу рыбу разделать.

Хозяйка избы. Хуй тут юх тол? Кто дрова принесёт?

Ребёнок. Ма тут юх толум. Я дрова принесу.

Хозяйка избы. Ин па, няврэмат, пасан хонанга омсаты, лаваты. А теперь, ребята, садитесь за стол, угощайтесь.

(Дети кушают, благодарят хозяйку. Хозяйка угощает их рыбой, прощается).

 Хозяйка избы. Паям волум, нявремат! До свидания, дети! Па юхтаты. Приезжайте ещё в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Все профессии нужны, все профессии важны"

Данное занятие направлено на изучение существующих профессий, воспитание любви и уважения к ним; на формирование представлений о професиях родителей, значимости професий в жизни людей. ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему «Рождество Христово».

Данный материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к новогодним праздникам, в беседе с детьми о празднике Рождество Христово....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Велика моя Россия - родина моя!"

Данный материал можно использовать в своей работе педагогам ДОУ во время тематической недели на тему "Моя Родина - Россия"....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «История Наро-Фоминска»

Занятие и беседа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей родного города Наро-Фоминск....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Айболит в гостях у ребят"

Цель: воспитывать чуткость, отзывчивость. Программное содержаниеОбразовательные задачи: развивать у детей коммуникативные качества, логическое мышление. Формировать умение понимать вопросы и отве...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к Незнайки"

Цель:формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;продолжать прививать культурно-гигиенические навы...