Конспект совместной деятельности по экологии «Викторина о лесе»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Безлепкина Татьяна Васильевна

Викторина проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Викторина решает следующие задачи:

  • Расширять знания детей о лесе  и его  обитателях;                 
  • Развивать  речь,  внимание,  умение  анализировать  содержание  вопросов  и  загадок  и  давать  полный  содержательный  ответ  на  них;
  • Воспитывать экологическую культуру  детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_o_lese_konkurs.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по экологии

«Викторина о лесе»

Старшая группа

(для детей с ТНР)

Воспитатель: Безлепкина Т.В.

Задачи:

  • Расширять знания детей о лесе  и его  обитателях;                  
  • Развивать  речь,  внимание,  умение  анализировать  содержание  вопросов  и  загадок  и  давать  полный  содержательный  ответ  на  них;
  • Воспитывать экологическую культуру  детей;

Словарная работа: Урал, кислород.

Материал:  Аудиозапись классической музыки «Вальс цветов» П.Чайковского, «Звуки леса», «Пение птиц», иллюстрации «Лес», «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами; цветок-волчок с вопросами; корзина, карточки с загадками; рисунки детей,  репродукции  картин  русских  художников,  посвящённых  лесу; медальки «Знатоки леса», раскраски «Лес», фланелеграф, картинки по тематике «Лес».

 

Предварительная работа: Беседы  и   рассматривание  картин,  иллюстраций о  животных  и  растениях  леса.  Чтение  стихов,  загадок,  рассказов  о  лесе.  Чтение художественных произведений «В царстве  Берендея», «Какую пользу  приносит лес» Т. А.Шорыгина.

Ход  викторины:

Дети входят в зал, звучит аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель:

Ребята,  сегодня  предлагаю поучаствовать в викторине,  а  на  какую  тему,  вы догадаетесь  сами,  послушав  стихотворение:

Цветы  в  родных лесах  какие,

В сосновых,  лиственных  лесах!

Вот стайка синих колокольчиков,

А вот ромашка на буграх.

А ягоды  в  лесах  какие!

Весь земляникой  склон порос.

Малина прячется в крапиве

Среди болеющих  берёз.

А сосны, сосны корабельные,

Как часовые стерегут

Всё то, что мне в лесу известно,

И то, что радостью зовут.

Воспитатель:

Догадались на какую тему будет викторина?  

Дети:

Про лес.

Воспитатель:

Правильно,  мы с вами проведем викторину о лесе.

(Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением леса).

Воспитатель:

Ребята!  Сегодня  мы  проверим,  как  вы  знаете  растения и животный мир леса нашего края, чем лес помогает человеку.

Воспитатель:

В каком краю мы живём?

Дети:

Мы живём на Урале. (Хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель:

Для того, чтобы поиграть, нам надо разделиться на команды. Для этого вы будете доставать из «Чудесного мешочка»  геометрическую фигуру, которая подскажет, на какой стульчик можно сесть.  

(Дети играют и  проходят на стульчики с изображением фигуры).

Воспитатель:

Посмотрите, какой у нас есть волшебный цветок. На каждом лепестке есть задания, которые нужно выполнить.

(Воспитатель показывает детям цветок-волчок со стрелкой).

Воспитатель:

Начинаем игру.

(Воспитатель крутит стрелку).

Воспитатель:

Первое задание: Придумайте  название своей команды  и выберете  капитана.

(Дети придумывают  название команды и выбирают  капитана).

Воспитатель:

В  каждой игре  есть  ведущий,  эту  роль  буду играть  я. Капитаны команд  будут  подходить  по  очереди  и  крутить  волчок, а команда отвечает на вопрос, выбранный капитаном.  За  правильный  ответ  и  дополнение  к  ответу,  команда  получает  фишку.   Выиграет  та  команда,  которая  наберёт  больше  фишек. Но сначала проведем разминку.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!

(потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(потягивания — руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на стульчики присели.

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Вы  готовы  приступить  к  игре?

Дети: 

Да,  готовы.

Воспитатель:

Только  обдуманные  решения  и  согласованные  действия, внимание  и  дисциплина  могут  привести  к  победе. Не  следует  торопиться  с  ответом,  прежде  нужно  обсудить  его,  кто  и  как  будет  отвечать.  Обсуждение  прекращается  по  сигналу ведущего.  За  каждые  нарушения  игровых  правил  команда  может  лишиться  одной  фишки.

Вопросы  викторины:

-Как вы понимаете, что такое  лес? (Лес — это дом для растений, животных, насекомых, птиц. Лес – это их дом, где все нужны друг другу).

-Какие деревья растут в наших  лесах? (Ели, берёзы, рябина, дуб и т.д.)

-Какие животные  обитают? (Заяц, ёж, лиса, белка и т.д.)

-Каких насекомых  можно  встретить  в  лесу? (Муравей, стрекоза, жуки и т.д.)

-Какие  птицы  живут  в  лесу? (Дятел, сова, соловей, кукушка и т.д.)

-Зачем  люди  ходят  в  лес? (Насладиться красотой, отдохнуть, подышать свежим воздухом, за ягодами, за грибами и т.д.)

-Какие  лесные  ягоды  вы  знаете? (Малина, костяника, земляника, клубника и т.д.)

-Какие  грибы  вам  знакомы? (Подберёзовик, опята, мухоморы и т.д.)

-Как  надо  относиться  к  лесным  обитателям? (Бережно, заботливо)

-Почему  нельзя  в  лесу  шуметь? (Нельзя пугать птиц и зверей)

-Можно ли сбивать палками мухоморы? (Мухоморы сбивать нельзя, потому что они лечат лосей)

- Какой лесной ягодой лакомятся птицы? (Рябина)

- Какой лесной зверь падок до малины? (Медведь)

- Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку? (Медведь, ёж)

- Сок какого дерева полезен людям? (Берёзовый сок)

- Какую пользу приносит лес? (Даёт чистый воздух, дарит еду, позволяет любоваться красотой и т.д.)

Воспитатель:

Молодцы! А теперь нас ждет музыкальная пауза.

Музыкальная пауза 

(Дети плавно двигаются под музыку П.Чайковского «Вальс цветов» и присаживаются на стульчики).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, для чего люди ходят в лес?

Дети:

Люди ходят в лес за ягодами, грибами, орехами. Подышать чистым воздухом.

Воспитатель:

А как еще можно назвать чистый воздух?

Дети:

Кислород. (Хоровые и индивидуальные ответы)

Воспитатель:

Интересно собирать в лесу ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интереснее. Но они спрятались, так же как грибы и ягоды. Мы их сейчас с вами найдем, соберем в корзину и разгадаем.

(Дети под аудиозапись «Пение птиц» ходят по залу, находят загадки и складывают в корзину. Присаживаются на стулья).

Воспитатель:

Молодцы! Полная корзина загадок получилась. Теперь мы их разгадаем. Игроки каждой команды по очереди будут подходить и брать любую загадку.   Слушайте внимательно.

(Игроки команд по очереди подходят к корзине и достают карточку. Воспитатель читает загадку). 

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета (жёлудь).

Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал…

От лисички убежал (заяц).

Самолётик не стальной,

С носом – тоненькой иглой.

Он летает и пищит

Укусить нас норовит (комар).

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой (ландыш).

У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три (подберёзовик).

Белая панамка,

Бледная….(поганка).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись

Не берёзы, не осинки

Нет листочков, есть хвоинки (ели).

Эта птичка некогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку:

И кричит «Ку-ку! Ку-ку!» (кукушка).

(За правильно отгаданные загадки команды получают фишки)

Воспитатель:

Сейчас я вам предлагаю творческую игру «Чудесный лес». Каждая команда будет дружно составлять композицию леса на фланелеграфе.

(Детям предложены картинки по тематике «Лес». Звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель:

Ребята, наша викторина подошла к концу. Подведем итоги.

(Воспитатель с помощью детей подсчитывает количество фишек, заработанных каждой командой, и объявляет результат).

Воспитатель:

Ребята, сегодня вы все хорошо постарались, правильно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, чудесно играли. В итоге победила дружба. Вам понравилась игра?

Дети:

Да, понравилась.

Воспитатель:

Какие трудности у вас возникли во время игры? А что понравилось больше всего?

Дети:

Ответы

Воспитатель:

Чему вы сегодня научились?

Дети:

Ответы

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, на нашем волшебном цветке остался один лепесток. Что же на нем?

(Воспитатель отрывает лепесток и читает).

Воспитатель:

Ребята, вас ждет сюрприз. Вы теперь все знаете про лес, поэтому награждаетесь медалями «Знатоки леса» и получаете раскраски, которые вы сможете красиво раскрасить.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".

Цель совместной деятельности  - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии "Викторина о лесе"

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии "Викторина о лесе"...

Конспект совместной деятельности по экологии «Сидит кошка на окошке»

Конспект совместной деятельности по экологии«Наблюдение за кошкой»...

конспект совместной деятельности по экологии в средней группе

Конспект занятия совместной деятельности воспитателя с детьми...

Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе «Очистим Землю от мусора».

Цель:  воспитание экологической культуры детей.Задачи:Образовательные:·        формировать и закреплять элементарные представления об источниках заг...