Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Файзуллина Айгуль Вагизовна

Конспект занятия по речевому развитию по татарскому языку (дополнительное образование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_po_tatarskomu_yazyku.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Группа: подготовительная

Образовательная область«Речевое развитие»

Цель: Воспитывать желание общаться на татарском языке.

 Задачи:

Учить отвечать на вопросы предложением.

Упражнять в употреблении слов на татарском языке в диалогической речи.

Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье.

Формировать навыки поведен

Образовательные: закреплять представления о родственных связях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека.

Развивающиеразвивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки применения диалогической и монологической речиразвивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью.

Программное содержание:

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе». Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Закреплять составление рассказа о семье по плану.

Предварительная работа:

• Детские рассказы о семье, и ее значение в жизни человека.

• Индивидуальная работа с детьми: стихи о семье.

• Занятие по изобразительной деятельности – моя семья.

• Рассматривание семейных фотографий детей группы, с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.

• Индивидуальные беседы на тему «Семья», учить отвечать на вопросы: Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как их зовут? Есть ли у тебя брат, сестра? Назови всех, с кем ты живешь, где они работают.

Словарная работа: эни, эти, гаилэ, урман, жэнлеклэр, карга, саескан, песнэк, тукран, чыпчык, карабурек.

Интеграция образовательной области«Познавательно – речевое развитие»«Социально - коммуникативное развитие».

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, , анализ, пальчиковая игра, подвижная игра.

Воспитатель: И, туган тел, и матур тел,

Әткәм-әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы

Вы уже поняли, что я говорила на татарском языке. Язык этот красив и богат.

А какие ещё языки вы знаете? А на каких языках вы говорите? – Давайте проверим ваши русские язычки! Здравствуйте! – Какие красивые язычки! А английские язычки у вас есть? Hello! –А французские язычки у вас есть?Bonjur! –А может , у вас и татарские язычки есть?Исәнмесез!-Какие у вас красивые татарские язычки! А давайте на сегодняшнем занятии мы постараемся говорить только на татарском языке! Закройте свои русские,английские,французские язычки на замочек – чик-трак.

Воспитатель: А поговорим мы с вами про семью – гаилэ.  Ребята, а что вы можете нам рассказать о своей семье. Вы недавно рисовали портреты соих семей. Кто хочет нам рассказать про свою семью. Только мы договорились, что постараемся говорить на татарском языке, правда?

Желающие дети показывают свои рисунки и рассказывают про своих родных.

Пальчиковая игра «Бу бармак»

 Бу бармак- әти,

 Бу бармак- әни,

 Бу бармак- бабай,

 Бу бармак- әби,

 Бу бармак- малай,

 Яшәве бергә шулай-

 Бик күңелле , бик кызык,

 Кабатлыйк кызып-кызып:

 Бу бармак- әти,

 Бу бармак- әни,

 Бу бармак- бабай,

 Бу бармак- әби,

 Бу бармак- кыз.

 Күпме шатлык, күпме наз!

 Борчулар булсын бик аз!

 Бик бәхетле гаилә:

 Әти, әни, бабай, әби,

 Малай, кыз да биредә,

 Яшик гел бергә-бергә,

 Булып тату гаилә,

 Кушылыгыз Сез безгә!

 Стук в дверь

Воспитатель: Бу кем? Не отвечает! Ребята, помогите мне! –Син кем? – (слышен стук )”Бу мин!”.

Интересно, кто же это? Син кем? (никто не отвечает ) Наверное, хочет, чтобы спросили все вместе.- Син кем?

-Мин – Шүрәле! Ул- Шүрәле!Вы догодались, кто это?- Шүрәле, кер!

Давайте позовем вместе – Шурэле, кер!

(Шурале входит)

Воспитатль:Ребята, давайте вместе поздороваемся с нашим гостем. Исэнме Шурале!

Дети: Исэнме, Шурале!

(Шурале плачет)

Воспитатель: Шурале сина нэрсэ булды, син  нигэ елыйсын?

Шурале: Мин ойдэн чыгып урамда йогереп уйнап йоредем дэ, адаштым. Кире оемэ кайта алмыйм! (Плачет)

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поможем Шурале найти свой дом и вернуться к радителям. Скажите, что нужно знать, если ты потерялся?

Дети: Свой адрес, фамилию и имя своих родителей .

Воспитатель: А сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете.  Артем, синен эниеннен исеме ничек? Ул кайда эшли?

Дина синен эниеннен исеме ничек? Сезнен адресыгыз нинди?

Фиделия сезнен оегез нинди урамда тора?

Тимур, синен этиен кайда эшли? Анын фамилиясе ничек?

Ответы детей.

Воспитатель: Курденме Шурале, безнен балалар барысында белэлэр.

Шурале: (плачет) Минем ойгэ кайтасым килэ! Энигэ, этигэ, абыйга!

Воспитатель: Ну не плачь Шурале! Елама! Эйдэгез балалар бергэ бармак уены уйнап алыйк. Шурале син дэ безнен белэн уйна.

Подвижная игра «Күрсәт әле Шүрәле»

«Күрсәт әле, Шүрәле,

Ничек китап укыйлар?

– Менә шулай, менә шулай,

Шулай китап укыйлар.

– Күрсәт әле, Шүрәле

Ничек язу язалар?

– Менә шулай, менә шулай,

Шулай язу язалар.

– Күрсәт әле, Шүрәле,

Ничек печән чабалар? –

-Менә шулай, менә шулай,

Шулай печән чабалар.

– Күрсәт әле, Шүрәле,

Ничек утын яралар?

– Менә шулай, менә шулай,

Шулай утын яралар.

– Күрсәт әле, Шүрәле,

Ничек камыр басалар?

– Менә шулай, менә шулай,

Шулай камыр басалар.

– Күрсәт әле, Шүрәле

Ничек гармун уйныйлар?

– Менә шулай, менә шулай,

Шулай гармун уйныйлар…

Шурале: Рэхмэт сезгэ, балалар, сездэ бик кунелле. Тик минем оемэ кайтасым килэ! (Собирается заплакать)

Воспитатель: Шурале мы тебе поможем, только ты скажи где твой дом? Синен оен кайда?

Шурале: Белмим. Анда агачлар бик куп, жэнлеклэр, кошлар яши.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, где живет  Шурале?

Дети: В лесу. Урманда.

Воспитатель: Дорес! Агачлар куп ускэн, жэнлеклэр хэм кошлар яшэгэн урын урман дип атала. Балалар, э сез белэсезме урманда нинди жэнлеклэр яшэгэнен?

Дети: Буре, толке, куян, аю.

Воспитатель: Дорес. Жэнлеклэрдэн башка урманда кошлар да бик куп. Тукран (дятел), саескан (сорока), карга (ворона), песнэк (синица),  карабурек (снегирь), чыпчык (воробей) (хоровое и индивидуальное повторение новых слов)

Воспитатель: Шурале, хэзер белденме инде, оен кайда икэнен?

Шурале: Эе, минем оем урманда. Зур рэхмэт сезгэ балалар, мин тизрэк оемэ кайтым, туганнарым мине югалтканнардыр инде. Сау булыгыз!

Дети: Сау булл, Шурале!

Шурале уходит.

Воспитатель: Ребята, наше занятие тоже подходит к концу. Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме "Одежда"....

Конспект организованной образовательной деятельности по «Речевому развитию» во второй младшей группе по теме: «Поговорим с мамой»

Конспект организованной образовательной деятельности по «Речевому развитию» во второй младшей группе по теме: «Поговорим с мамой»...

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему «Репка»

Программное содержание:Цель: Учить пересказу детей совместно с воспитателем сказки «Репка».Задачи:Образовательные:Формировать лексико-грамматический строй речи, правильное звукопроизношени...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе на тему «Репка»

Конспект организованной образовательной деятельностипо речевому развитию с элементами театрализованнойдеятельности в первой младшей группе на тему «Репка»  Программное ...