Проект "Любите природу родного края"
проект (старшая группа) на тему

Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lyubite_prirodu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№18 детский сад «Подснежник»

                                                         г. Канск Красноярского края

«Любите природу родного края»

Автор проекта:

Музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

Трубина Наталья Александровна

Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией

(старшая группа)

Актуальность проблемы:

Воспитание экологической культуры- одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.

Русская народная песня- это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, частушка- это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Большинство жанров малых форм- ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией- тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Цель: Содействовать развитию у детей экологических культуры  посредством     фольклора.

Задачи:

  • Определить педагогические условия приобщения к экологической

             культуре средствами музыкального фольклора;

  • Воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об природных явлениях в разное время года;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление, воображение через народное творчество

  • Приобщать к духовным ценностям народной культуры, воспитывать уважение к русской природе.

Тип проекта: творческий

Сроки проведения: Сентябрь- май

Руководитель проекта: Трубина Наталья Александровна

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы

Продукт проектной деятельности:

Фольклорный праздник «Масленица»

Музыкально-театрализованное представление «В гостях у мухи Цокотухи»

Музыкально-фольклорная композиция «Любите природу»

Содержание  деятельности по реализации проекта:

Перспективное планирование работы с детьми

Содержание

Задачи

Музыкальный

репертуар

Формы проведения.

Методы, приёмы

Время

проведения

«На деревенском

Дворе

«Экскурсия в огород»

«Война грибов с ягодами»

«Зимующие птицы»

«Кто живёт у нас дома»

«Масленица»

«Путешествие в лес»

«В гостях у мухи Цокотухи»

«Любите природу Красноярского края »

«Бал цветов»

Продолжить знакомить детей с фольклором; доставить им радость от общения с рус.нар. творчеством, обогащать музыкальными впечатлениями; прививать любовь к домашним животным, птицам, изучать их образ жизни повадки, вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы

Приобщать детей к народному творчеству; продолжать знакомить с огородными растениями

и их значением для человека

Продолжать слушать и исполнять с детьми р.н.песни; создавать атмосферу радости от общения с природой; в игровой форме закрепить знания о грибах

Развивать познавательные интересы, используя фольклор; продолжать воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, зимующим птицам

Углублять экологические знания на основе представлений детей о домашних животных; воспитывать сочувствие, интерес, любовь к животным и птицам, продолжать прививать интерес к фольклору.

Создать детям радостное праздничное настроение продолжить расширять знания о фольклоре, народных традициях, развивать активность, учить выразительному исполнению характерных народных движений

Продолжать приобщать детей к фольклору, формировать знания о лесе, луге, развивать творческую и познавательную активность

Продолжать прививать детям любовь к живой природе, ознакомив их с фольклором, потешками, попевками о насекомых; стараться вызывать у детей эмоциональный отклик на образы народного фольклора

Доставлять детям радость от пения р.н. песен; пробуждать у них желание выступать, играть, танцевать, использовать накопленные знания; учить детей наблюдать за природой и беречь её

Создать детям праздничное настроение; продолжать расширять знания о цветах: луговых, полевых и садовых; развивать экологическую культуру детей, опираясь на эмоциональное воздействие русского фольклора

Русские попевки:

«Петушок», «Свинка», «Овечки»,

Рус. нар. песни:

«Как у наших у ворот»

« Коровушка»

«В огороде бел козёл»

Игра»

«Волк и гуси»

Оркестровка песни:

«Во саду ли…»

Рус.нар. попевки и песни: «Картошка моя», «Помидор»,

«Дождик», «Я на камушке сижу»

Использование р.н. сказки в обработке В.Даля. р.н.попевки: «Сморчок», «Беленький груздочек». Р.н. песня «Выходили раз ребятушки»

Народные попевки и песни: «Гули, гули», «Синичка», «Скок, скок, поскок», «Вор-воробей», «Ворон».

Использование закличек, р.н. песен, попевок: «Уж ты кисонька- коток. «Ой, деточки», «Украл котик клубочек»

Песни, частушки, заклички: «Ой, мороз», «Перед весной», «Светит месяц», «Барыня»

Р.н. песни и попевки: «Солнышко, «В тёмном лесе», «Уж ты сад», «У медведя во бору», «Две тетери»

Р.н. попевки: «Пчёлки», «Божья коровка», «Муха», «Паук»

Р.н. песни: «Я на гору шла», «Калинка», «Комарочек», «Как у наших у ворот»

Р.н. попевки и песни: «Дождик», «Радуга», «Поёт поёт соловушка», «Во поле берёза стояла», «Солнышко- вёдрышко»

Р.н. песни: «Со вьюном я хожу», «Пчёлочка», «Уж ты сад».

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Фронтальное занятие.

Театр игрушек

Инсценированное занятие

Фольклорный праздник

Образный пересказ

Беседа с элементами яркого живого исполнения.

Презентация

Беседа

Презентация

Фольклорный праздник

Музыкальная композиция

Исполнительская деятельность

Музыкально- театрализованное представление (инсценировка сказки)

Экологическая сказка (музыкально-фольклорная композиция)

Музыкально-исполнительская деятельность

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

  • Консультации
  • Презентация
  • Опросные методы (анкетирование)
  • Педсовет

Работа с родителями

  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Информационные стенды, папки передвижки
  • Опросные методы (анкетирование)

Вывод:

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть раннее не замеченное, услышать природу, её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются.  Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие- это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям

Используемая литература:

  • «Фольклорно-экологические занятия с детьми дошкольного возраста»- Г.А.Лапшина
  • «Русские народные праздники в детском саду»- М.Ю.Картушина
  • «Народные праздники в детском саду»- М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...