Конспект познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мы живём в Сибири».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Могутова Татьяна Александровна

Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mogutova_t.a._rabota.docx239.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105».

Муниципального образования города Братска

Конспект

познавательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Мы живём в Сибири»

(форма проведения: игра-путешествие)

                                            Составила:

Могутова Татьяна Александровна

                                           воспитатель  первой  квалификационной категории

https://etosibir.ru/wp-content/uploads/2016/04/tajga.jpg

г. Братск

Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром родного края.

Задачи:

- активизировать  и  систематизировать  знания  детей  о  растительном  и  животном  мире  родного  края, его населении;

 - формировать  представления  о  значении  растений  в  природе и в жизни  человека;

  - закреплять  умения: отвечать  на  вопросы  полным  предложением; по  смыслу  подбирать  прилагательное  к  существительному; употреблять  в  речи  притяжательные  прилагательные; отгадывать  ребусы, загадки, кроссворды;

- развивать  монологическую  и  диалогическую  речь  детей, познавательные  интересы, способности  к  поисковой  деятельности;

- воспитывать  бережное  и  эмоционально  положительное  отношение к  природе  родного  края.

Демонстрационный  материал: картинки  с  изображением  растений  и  животных  Сибири, дидактический  материал «Тайга», схематичное  изображение  ребуса и кроссворда; карта-схема леса.

Раздаточный  материал: шишки, схематичное  изображение  частей  тела  животных.

Оборудование:  импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, пенёчки, бревно; аудиозаписи, презентация.

Словарная  работа: названия  растений  и  животных  Сибири, тайга, деревья: хвойные, лиственные, плодовые; шишки: сосновые, кедровые, еловые, лиственничные, пихтовые.

Предварительная работа:

- дидактические, словесные, подвижные игры;

- рассматривание иллюстраций с изображением природы Сибири;

- чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, сказки, легенды);

- отгадывание ребусов и кроссвордов.

Ход занятия.

1. Мотивация.        

- Ребята, я приглашаю Вас сегодня в очень увлекательное путешествие по незабываемой и загадочной земле. А какой, Вы узнаете, если отгадаете, о чем эта песня.

Звучит песня «Сибирь».

Слайд – Сибирь.

- О чем эта песня? (о Сибири).

- Что такое Сибирь?

- Хотите узнать о ней больше? Тогда отправляемся в путь.

2. Проблемная ситуация.

Гудок паровоза.

- Поедем мы на …. (поезде). Но сесть в вагоны мы сможем тогда, когда выполним задание «Кто мы?».

3. Задание «Кто мы?».

На каком языке мы говорим? (на русском). Почему? (потому что мы русские). Мы живем в стране…. (России). Значит, мы – … (россияне).

В каком городе мы живем? (Братске). Значит, мы – … (братчане).

Наш областной город - … (Иркутск). Люди, которые там живут - … (иркутяне).

В Иркутской области много городов. Назовем, как зовут их жителей.

В Ангарске – … (ангарчане). В Зиме – … (зиминцы). В Усолье – …(усольчане).

Как называются жители таёжного края Сибирь? (сибиряки).

Мы можем называть себя сибиряками? Почему? (Мы живем в Иркутской области. А она является частью Сибири).

Дети садятся в поезд. Под музыку «Паровозик» едут.

- Мы путешествуем с Вами по матушке Сибири. Она приготовила для вас задания, потому что хочет посмотреть, что вы знаете о ней.

4. Остановка 1 - Дидактическая игра « Цепочка».

Воспитатель предлагает вспомнить, какие деревья растут в тайге. Ребёнок называет: «Ель». Показывает картинку. Другой ребёнок добавляет к ответу первого: «Ель, сосна». Показывает картинку. Таким образом, называют остальные деревья.

5. Остановка 2 Дидактическая игра «Подбери слово».

- Как называются плоды сосны? (шишки).

У сосны шишки - … (сосновые).

У кедра шишки - … (кедровые).

У ели - …. (еловые).

У пихты - … (пихтовые).

У лиственницы - … (лиственничные).

Воспитатель:  Сосна, ель, кедр – это какие деревья?

Дети:  Хвойные.

Воспитатель:  Почему они так называются?

Дети:  Их листья похожи на иголочки и называются хвоёй, отсюда – деревья – хвойные.

Воспитатель:  Какие ещё бывают деревья?

Дети:  Лиственные и плодовые. (Дети называют их и  показывают соответствующие картинки).

Игра «Собери шишки».

6. Остановка 3 – Разгадывание кроссворда (слайд)

Зашифровано слово КЛЕВЕР.

Воспитатель читает загадки о ягодах, а отгадки в кроссворде. При отгадывании на экране появляются слайды с изображением отгадки.

    Загадки:

                     1. Растёт зелёная, поспеет чёрная,

                         Помогает от болезней

                         И для зрения полезна. (черника).

                     2. Бусы красные висят,

                         Из кустов на нас глядят.

                         Очень любят бусы эти

                         Дети, птицы и медведи. (малина).

                     3. Средь травы, в начале леса

                         Зреет ягода – принцесса.

                         Под листочки загляни-ка –

                         Там краснеет … (земляника).

                     4. На болоте вдоль дорожки

                         Ягод крупные горошки.

                         Кто рассыпал столько бус –

                         Красный цвет и кислый вкус? (клюква).

                     5. У речушки у лесной,

                         На обрыве под сосной,

                         Собирали Даша с Викой

                         Черноглазку - … (ежевику).

                      6. Листочки с глянцем,

                          Ягодки с румянцем,

                          А сами кусточки

                          Не выше кочки. (брусника).

Отгадывая загадки, дети показывают соответствующие картинки.

7. остановка 4 – Игра «Угадай, чьё?».        

Задание: угадать, какому животному принадлежит та или иная часть тела (части тел надо найти и подставить к нужному животному).

                            - Чей хвост?

                            - Лисий.

                            - Чьи уши?

                            - Заячьи.

                            - Чьи лапы?

                            - Медвежьи.

                            - Чьи рога?

                            - Оленьи.

8. Остановка 5 – Игра «Закончи предложение».

- Кто в лесу главный? (растения). Почему?

Дети:  Лесным жителям растения нужны для пропитания и для строительства жилищ. Если исчезнут растения, то насекомым, птицам, животным негде будет жить, и нечем будет питаться.        

Лес – это дом для … (растений и животных).

Лес – это богатство и краса, … (береги наши леса).

Враг природы тот, … (кто лес не бережёт).

Много леса - … (не губи), мало леса - … (береги), нет леса - … (посади).

9. Итог занятия.

Вот и пришла пора возвращаться домой.

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись.

- По какой земле мы сегодня путешествовали? Понравилось вам наше путешествие? Что больше понравилось? Что получилось лучше? Что вызвало затруднения?

- На столе лежат листочки: красные, зелёные, желтые.

Оцените свою работу сами. Каждый возьмет тот листок,  какой посчитает нужным.

Красный – справлялся с заданиями с трудом; жёлтый – затруднения были, но я их выполнил; зелёный – все задания выполнял легко.

- Матушка Сибирь очень рада, что вы много знаете о ней. Она подарила вам вот такие красивые раскраски с её изображением.

- А сейчас я предлагаю вам исполнить танец под песню «По Ангаре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием пластилинографии "Сорокины подружки"

-Закреплять у детей знания о птицах.-Воспитывать у детей интерес к изучению природы.Материал:Иллюстрации с изображением птиц, природный материал, заготовки с силуэтами, аудио запись голосов птиц.Предв...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мы живём на планете одной»

Конспект открытой совместной интегрированной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посвящённому дню Земли...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...