«Будь природе другом!» (викторина для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Терпигорева Наталья Александровна

Развивать интерес к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_prirode_drugom.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Будь природе другом!»

(викторина для детей старшего дошкольного возраста).

Предлагаю викторину "Будь природе другом! "

Цель: Развивать интерес к родному краю.

Задачи: Закрепить знания детей о природе родного края, о Красной книге Татарстана, о правилах поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе.

Материал: макет "Жалобной книги природы Татарстана ", странички-жалобы с картинками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки, эмблемы "Ромашки".

Ведущий: Ребята, у меня в руках "Жалобная книга природы Татарстана ". В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержание книги вошли списки редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы - друзья природы и по-настоящему любите ее.

Сегодня мы проводим конкурс "Лучший юный эколог". За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого

жетонов окажется больше.

Задание 1.

Ведущий: Почему цвет обложки "Жалобная книга природы Татарстана " красный?

Дети: Красный цвет - сигнал тревоги.

Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных.

Ведущий: Итак, страница первая "Будем знакомы! "

(Ведущий открывает первую страницу и читает):

Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в нашем родном крае. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником.

Ведущий: Мы с вами, ребята, превратимся сейчас в группу друзей природы. (Дети надевают эмблемы "Ромашки"). Будем эти жалобы разбирать и вместе искать ответы: как природе помочь, как сделать, чтобы "Жалобная книга природы Татарстана " была поменьше.

Чья жалоба первой в книгу записана?

Ответы детей.

Задание 2. "Цветы".

Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.

(Читает загадки):

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).

Только солнышко пригрело - появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный. Что это за цветок? (Подснежник).

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка).

Стоит в саду Кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).

Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет. (Колокольчик).

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу-жалобу в эту книгу?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на улицах поселка и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на земле и до сих пор радовали нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!

Задание 3. "Животные"

Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал. (Читает).

Поясок – живучий,
Голосок – шипучий.
По траве кривляется.
Кем же он является?


Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.

Первая жалоба. "Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. Догадались, кто я? (Змея). 

Удивительно, но занесенная в Красную книгу Татарстана степная гадюка из отряда чешуйчатых и семейства гадюк на территории нашей республики встречается только в нашем Спасском районе. Здесь она облюбовала себе парочку островов, самый большой из которых Старый Город. На нем, говорят, шагу не ступишь без того, чтобы не столкнуться с загадочной рептилией. Неспроста ученые-герпетологи России и зарубежья обожают этот остров, кишащий змеями, изучая степных гадюк в их естественной среде обитания. В таких экспедициях ученых, как правило, сопровождают сотрудники природного заказника "Спасский", которые бесстрашно ловят для исследователей змей чуть ли не голыми руками.
Потом рептилий, конечно, отпускают на волю, ведь они под защитой и внесены, кроме Красной книги РТ, в Перечень РФ объектов животного мира, нуждающихся в особом внимании к их состоянию и природной среде, а также в Международную красную книгу.
Ведущий: Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы! Уважайте и оберегайте их!

А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках он часто встречается. Что же случилось?(Читает).

Вторая жалоба. "Многие люди меня не любят, голос мой не нравится, считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки любят, уважать обязаны.

Умные люди меня уважают и ценят: символом Мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему известной передачи: "Что? Где? Когда? "

Ведущий: Догадались, ребята, что это за лесной житель?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Ребята, сов осталось в природе не так уж много, и у нас в лесах Тамбовского края встречаются они редко.

Задание 4. "Лес".

Ведущий: Следующую страницу книги непонятно кто написал. Придется вам отгадать загадку:

Богатырь стоит, богат,

Угощает всех ребят:

Сашу - земляникой, Настю - костяникой,

Алешу - орешком, Яну - сыроежкой,

Катеньку - малинкой, Даню - хворостинкой.

Ведущий: Догадались, ребята, что это за чудо-богатырь?

Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему тоже жалобу написал?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ребята, а кто назовет, какие деревья растут в нашем лесу?

Давайте поиграем в игру "Я знаю названия деревьев. ".

(Выходят по 2-3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев) .

А кто объяснит, что такое лес?

Ответы детей, раздача жетонов.

Молодцы, ребята! Все правильно вы объясняете.

А теперь послушайте еще загадки:

Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими. (Ель).

Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес: красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна).

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа).

Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза).

Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки - опадают те иголки. (Лиственница).

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

Задание 5. "Грибы".

Ведущий: Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прошлогодней листвы выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. Что это за гномики, догадались?

Ответы детей.

Конечно же, это грибы. Щедр лес на подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы - мы сейчас выясним.

(Читает загадки):

Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я. (подосиновик).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай – это (сыроежки).

Под березой - старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик).

Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик).

Стоит мальчонка - замасленная шапчонка. (Масленок).

Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый. (мухомор).

Ведущий: Ребята, как вы думаете, грибы-то почему и на кого обижаются?

Ответы детей, раздача жетонов.

Задание 6. "Лесные обитатели".

Ведущий: А эту страничку в "Жалобной книге природы Татарстана" написали лесные жители: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?

Ответы детей, раздача жетонов.

Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли, поймали, подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем?

Ответы детей, раздача жетонов.

Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды сочные, вкусные. Вот и корзина полна, а ягод еще много - такие они на кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но пока не все умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает.

А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, мы узнаем просьбу, которая содержится в жалобе леса.

Вопросы кроссворда:

1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка) .

2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют "русской красавицей". (Береза) .

3. Насекомое - санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей) .

4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник) .

5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь) .

6. Дерево, семенами которого зимой питаются птицы, выбирая их из ягод. (Рябина) .

7. Птица - санитар леса. (Дятел).

8. Лесной певец. (Соловей) .

9. Цветок, занесенный в Красную книгу Татарстана. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш) .

10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку - скок-поскок, орешек за орешком - щелк да щелк. (Белка) .

11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна).

Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в "Жалобной книге природы Татарстана"?

Воспитатель показывает строчку в красных клетках кроссворда и читает:

БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

Ведущий: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:

Дерево, трава, цветок и птицы не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов).

Мы с вами обязательно будем друзьями природы!

Давайте вспомним правила поведения в природе.

"Правила друзей природы":

- Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.

- Не сшибайте грибы, даже несъедобные.

- Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.

- Не разоряйте птичьих гнезд.

- Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.

- Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

Как вы думаете, а какой девиз должен быть у друзей природы?

Правильно, ребята: ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ!

Награждение победителей и участников конкурса.

Конспект экологической прогулки занятия для детей старшего дошкольного возраста

Протяженность прогулки — 1,5 км.

Время прогулки — 2 часа.

Оборудование: коврики, лупа, линейка, сачок, кегли.

Цель: познакомить детей с луговыми травами, цветами, деревьями; учить бережно относиться ко всему живому; развивать любознательность, познавательный интерес в процессе наблюдения; воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу.

Ход занятия

Воспитатель с детьми идут на луг по маршруту.

По дороге все останавливаются на кратковременный отдых (7—10 минут) под раскидистым деревом. Дети с ним здороваются, дарят приветливые слова, вспоминают про него стихи, загадки.

Воспитатель читает стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Дети продолжают маршрут, выполняя несложные спортивные упражнения (ходьба на цыпочках, на пятках, с высоким подниманием колен  и т.д.).

Привал на лугу.

Воспитатель (В.) Вот мы и пришли на луг! Видите, какой он сказочно красивый, богатый цветами, растениями, деревьями. Давайте мы осмотрим луг, посмотрим в даль, выделим одинокие деревья и, стоящие группами; рассмотрим редкий кустарник и его заросли; обратим внимание на разноцветье луга. Вон сколько цветов! Правда, интересно?!

А теперь разойдитесь по лугу в разные стороны, лягте на травку на коврики, послушайте звуки, понюхайте запахи луга, внимательно всмотритесь в траву и поприветствуйте жителей травяного покрова земли.

Воспитатель знакомит детей с цветами, которые растут на лугу: ромашками, колокольчиками, лютиками, клевером и другими, обращая их внимание на окраску лепестков, форму листочков, высоту цветов. Акцентирует внимание на том, что цветы рвать нельзя, а можно только любоваться ими, ласково дотронуться до них, насладиться их ароматом.

Дети с помощью педагога разучивают стихотворение о луге.

Я должен над цветами поклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Затем воспитатель знакомит детей со стихотворением Е. Серовой:

Добрый день, ромашка, белая рубашка,

Желтая середочка,  листья, словно лодочка.

Колокольчик голубой  поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы  очень вежливы…

А ты?

В. А сейчас давайте вспомним загадки про цветы растения.

1-й ребенок.

Стоят в поле сестрички,

Желтые глаза, белые реснички. (Ромашки.)

2-й ребенок.

Что за звоночки – синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)

3-й ребенок.

Не огонь, а жжется,

В руки не дается… (Крапива.)

4-й ребенок.

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнечник.)

В. Молодцы, ребята, вы много знаете загадок и стихотворений о цветах и растениях, а сейчас я предлагаю вам немножко поиграть.

Игра «Цветы и ветерок».

Дети выбирают для себя название цветка, ведущий – «Ветерок». Дети обращаются к нему: «Здравствуй, Ветерок, угадай наше имя». Ветерок начинает перечислять название разных цветов. Тот, чье имя он угадал, убегает, а остальные дети его ловят. Пойманный выбывает из игры.

Игра «Прыгни дальше».

Воспитатель проводит линию (ставит метки), через которую должны прыгать дети. Тот из воспитанников, кто прыгнул дальше всех, – победитель. Остальные дети готовят для него подарок (песню, стихотворение).

В. Ребята, мы сегодня с вами замечательно провели время на лугу: познакомились с цветами, растениями, вспомнили стихи и загадки о них, а самое главное, мы узнали, что цветы рвать нельзя, они нужны не только нам, цветы — дом для многих насекомых. Давайте попрощаемся с цветами и деревьями. Мы обязательно еще раз с ними встретимся.

Дети прощаются с лугом и его цветами.

Дорога в детский сад.

По дороге в детский сад дети останавливаются в тени на короткий отдых (7—10 минут). На привале воспитатель подводит итог прогулки. Воспитанники делятся своими впечатлениями об увиденном, о встрече с природой.

В. Молодцы, ребята! Вы любите свой край, родную природу и, я уверена, будете беречь ее. На ближайшем занятии мы снова с вами отправимся в путешествие по родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Расширять кругозор об окружающей природы. Прививать любовь к животным и растениям....

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю....

Игра -викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Данный материал рекомендуется применять в условиях введения ФГОС в области «Познавательное развитие», так как учит детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельност...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний детей о природе...

Методическая разработка СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «НАШ ОБЩИЙ ДОМ – ПРИРОДА, ТАК БУДЕМ ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал разработан, чтобы активизировать и обобщить знания детей о планете Земля, как общем доме для всех людей и живых существ, привести детей к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого ч...

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знатоки природы»

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе....