Конспект занятия по образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Национальная одежда казака"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Добронравова Екатерина Александровна

Углубление знания детей об одежде казаков, её назначении, названии, разных её частях.  Развивитие интереса у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Формирование желания следовать старинным народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Национальная одежда казака17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №206»

Конспект

занятия по образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему

«Национальная одежда казака и казачки»

Воспитатель:

Добронравова Екатерина Александровна

г. Краснодар

2016

Цели и задачи:  Продолжать углублять знания детей о одежде казаков, её назначении, названии, разных её частях.  Развивать интерес у детей  к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным  народным традициям.

Материалы: Куклы в национальных костюмах: казак и казачка, иллюстрации, детские казачьи костюмы.     

Ход занятия:          

Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская».  Двое детей – мальчик и девочка, одетые в казачьи костюмы заходят в группу.

Воспитатель:  Здравствуйте, гости дорогие,  милости просим, заходите, присаживайтесь.

Гости здороваются с детьми и садятся.

Воспитатель:  Ребята, я пригласила  наших гостей и попросила, чтобы они пришли в  казачьих костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше казаки.

Национальная казачья одежда очень древняя. Казачий костюм  складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Какая?

Дети: Еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары, башлык.

Воспитатель: Что такое  башлык?

Дети: Теплая накидка с двумя длинными концами.

Дети: Зимой казаки сверху одевали бурку.

Дети: Рукава были с широкими отворотами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на нашего гостя-казачка. Что вы видите у него на груди?

Дети: На груди у него газыри.

Воспитатель: Что такое газыри?

Дети: Газыри – это кармашки для патронов.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на эту картинку, чего не хватает  в костюме этого казака.

Дети: На голове носили шапку.

На ногах у казака должны быть сапоги.

Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

Воспитатель: Что-то вы еще пропустили.

Дети: Капюшон-бешмет.

Воспитатель: В казачьих семьях глава  семьи  –  казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное  – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.

А сейчас поиграем, а заодно и проверим как вы знаете части костюма казака. Берите по карточке (на карточках  нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше  деталей одежды, тот и выиграет.

Воспитатель:  А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женский казачий костюм сложился в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная,  шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной  одежда  казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление казачьего национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды.  Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?

Дети:  Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Из какого материала шили одежду?

Дети: Одежду шили из ситца, шелка, бархата.

Воспитатель: Какие детали  украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили  шить пышными.

Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель:  Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата.

На голову надевали красивые платки

На ноги надевали полусапожки.

Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Воспитатель: Какую прическу носили казачки?

Дети: Молодые девушки носили  косу и вплетали в неё разноцветные ленты.

Женщины заплетали волосы вокруг головы.

Воспитатель:  Вы все правильно сказали. Хочу только добавить, что зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги  зимой одевали валенки. Какой костюм считался самым красивым?

Дети: Костюм молодых женщин и невест.

Воспитатель: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава  украшались  кубанским орнаментом, вышивкой.

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.

Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом.

Воспитатель: Правильно, ребята.  А ещё все  женщины носили кружевные платки,  без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших  братьев и сестер, так как семьи были большими,  и детей было много.  Но  жили все дружно, любили веселиться, Как проводили праздники  казачки- женщины?

Дети: Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы.

Воспитатель:  В наше время такую одежду не носят,  одевают  современные вещи. Но казачьи народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы казачьих народных ремёсел. В нашем крае постоянно проводятся праздники, фестивали. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера, и они уцелели до наших дней.  И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам,  можем и пощеголять в казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности подготовительная группа.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И РИСОВАНИЕ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ - «КАША-МАТЬ НАША»

Цель:Закрепить знания детей о русской национальной кухне, об изделиях из муки. Дать знания о том, что другим национальным блюдом на Руси была каша. Закрепить  знания о названиях некоторых круп. Д...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Национальная еда карачаевцев»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Национальная еда карачаевцев» Цели:          1. Формирование у детей нравственнос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности подготовительной группы (6-7 лет) комбинированной направленности для детей с ТНР образовательная область: ФЭМП (математика) Тема «Готовимся к школе».

ull; Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».

- закрепить  представления  о природных и  погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить  и  активизировать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: развитие речи Тема недели: «Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Образовательная область: речевое развитие Интегрирование областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с новым стихотворением...