Создание условий для формирования учебной готовности к школе у выпускников детского сада.
статья

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком старшего  дошкольного возраста является главной задачей для подготовки к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Наша работа, как воспитателей  направлена как раз на    решение этой задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования учебной готовности к школе у выпускников детского сада № 20 «Дельфин»

                                                                               Ульянова Лариса Петровна – воспитатель

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком старшего  дошкольного возраста является главной задачей для подготовки к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Наша работа, как воспитателей  направлена как раз на    решение этой задачи.

В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе. Мы работаем по программе, которая разработана  в соответствии Адаптированной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). РУП  предназначена для детей с 5 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), посещающих старшую и подготовительную группы компенсирующей направленности.

В нашу группу компенсирующей направленности дети пришли с тяжелыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи разного уровня, моторной алалией, дизартрией и её формами. У детей наблюдались нарушения в формировании всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи, связной речи.

Работая по данной программе мы на первый план выдвигаем  развивающую функцию образования, которая обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования о признании ценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей. Главным достоинством данной программы является способ подачи материала. Все  наши занятия проводятся в занимательной игровой форме. мы предлагаем  детям задания, имеющие игровые привлекательные моменты,  хвалим  их, не упрекаем  за неуспех. Во время занятий проводим физминутки. Материал при объяснении дается в доступной, игровой форме, где всегда присутствует какая либо проблема, которую дети должны решить или найти из нее выход. Данная методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. 

В содержание рабочей учебной программы входят: познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.

Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связанной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,  детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой, аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

                Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

            Много внимания мы уделяем воспитанию в ребенке самостоятельности, которая проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы, она  всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов  творчества. Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, организованности. Также мы развиваем  настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца. Создаем условия для формирования у него мыслительных способностей, наблюдательности, пытливости, интереса к познанию окружающего. Загадываем  загадки, проводите элементарные опыты. Учим детей рассуждать вслух. По возможности не даем им готовых ответов, заставляем их размышлять, исследовать. Ставим  перед проблемными ситуациями.
Беседуем о прочитанных книгах, пытаемся выяснить, как дети поняли содержание, правильно ли оценили поступки героев.  Учим детей правильно реагировать на неудачи. Помогаем им обрести чувство уверенности в себе.


             Из 23 выпускников нашей группы 10 человек идут в вашу школу. Девять детей программный материал усвоили на достаточно хорошем уровне. Одному ребенку  программный материал дается с большим трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность выпускников детского сада к обучению в школе

В статье раскрывается методологическая основа изучения вопроса мотивационной готовности к обучению в школе, критерии сформированности "позиции школьника", результаты обследования выпускников ДОУ по ве...

Психологическая готовность выпускников детского сада

Аналитическая справка о психологической готовности выпускников ДОУ...

Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

Путь к здоровью - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....

статья "Создание условий для социального развития дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в детском саду"

В статье рассматривается теория вопроса о создании условий для социального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ....

Практический семинар для родителей выпускников детского сада "Ребенок на пороге школы. Психологическая готовность родителей!»

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека.Первоклассники преб...

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры  в разновозрастных группах  детского сада»...