Мастер-класс "Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине (с презентацией)
презентация на тему

Салманова Елена Александровна

Особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, формирование представлений об устройстве предметной среды национального жилища предков, об особенностях женской и мужской работы, национальной одежды и украшениях, знакомства с народными ремеслами и фольклором, праздниками и обрядами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc42.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине.

I. Вступительное слово

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

Слова этой известной песни знакомы нам всем с детства. И действительно любовь к Родине «большой» начинается с любви к своей семье, к своему отчему дому, с любви к Родине «малой». Поэтому особое значение в своей работе мы уделяем гражданско-патриотическому воспитанию детей. Его содержанием является знакомство детей с традициями и укладом жизни, как в русских, так и в хакасских семьях, формирование представлений об устройстве предметной среды национального жилища предков, об особенностях женской и мужской работы, национальной одежды и украшениях, знакомства с народными ремеслами и фольклором, праздниками и обрядами.

Это знакомство целесообразно осуществлять средствами народной игры, которая есть «уникальный инструмент» общечеловеческой культуры, ибо у каждого века, у каждой эпохи, и у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Народная игра содержит информацию, накопленную не одним поколением, и дает представления о повседневной жизни предков – их образе жизни, труде, мировоззрении. Народная игра имеет такое же важное значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.

Особенность хакасских игр как воспитательного средства в том, что они входят в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В хакасских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил.

II. Основная часть. Звучит хакасская музыка. Слушатели становятся участниками игры, располагаются на ковре с подушками.

- Сегодня мы предлагаем Вам знакомство с хакасскими народными играми. Многие игры связаны с ритуалами местных культур. Детство хакасского ребенка проходило под влиянием национальных устоев и традиций. Национальные игры и подвижные развлечения воспитывают волю, мужество, стремление к победе.

Когда-то давным-давно по воскресеньям молодежь собиралась у кого-нибудь дома. Пили чай, играли на музыкальных инструментах (звучит хакасская мелодия, подается чай и хакасское блюдоугощают гостей). Затем все начинали играть в игры. К сожалению, в настоящее время многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. Но мы с вами возрождаем эти традиции. 

  1. «Мелей тастазах»

В центр круга сначала заходила молодая хозяйка и показывала свою вышитую рукавицу, затем она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было ее поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен ее поймать. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.

  1. «Пала туузах»

Обычно играют мальчики. На ровной площадке выкапывают в ряд через 10-15см. лунки с глубиной в полмячика. Каждая лунка имеет своего хозяина. Выбирают водящего с помощью считалки. Водящий бьёт мячик битой (мирке) так, чтобы он катился по лункам. Если мячик не попал ни в одну из них, то катит следующий. Кому в лунку зайдёт мячик, тот должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. В кого попадёт мячик, тому в лунку клали камушек со словами “пала туупчазын” (ты детей рожаешь!). Игрок, в кого попали мячиком, отправлялся вместо водящего скатывать мячик. Если игрок с мячиком промахнётся, то он в наказание должен был везти на спине водящего 3 раза вокруг лунок. Ему тоже в лунку клали камушек. Игра продолжалась до 5 штрафных камушков. У кого набиралось 5 камушков, тому завязывали глаза. Затем в одну из лунок зарывали мячик. И он должен был его отыскать.

  1. «Окрас»

При игре “Окрас” (петух) участники делятся на две команды. Согласно правилам, надо было, прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. Выигрывала команда, сбившая большое количество врагов.

  1. «Хулагас»

Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (диаметром - 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! - игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком. 

  1. «Чылгы пююр»

Выбирались волк и жеребец (или матка), все остальные игроки - табун или дети. Все ребята выстраиваются по одному в ряд. Каждый держится за задний подол предыдущего. Первой стоит матка или жеребец. Перед ней находится волк. Сначала он спрашивает у матки: «Отдашь ли своего плешивого ребенка?». «Нет, не отдам», - отвечает матка. Тогда волк набрасывается на задних игроков и пытается их схватить. Передний игрок - «матка» (жеребец), защищает ребят, стоящих в хвосте. Она должна успеть развернуться с игроками так, чтобы встать перед волком, не отдавать детей и оттолкнуть его руками. Если волк сумеет схватить заднего и оторвать от подола впередистояще-го, то он его забирает. Волк выигрывает в том случае, когда им «съедены» все дети.

  1. «Тобит» — хакасская настольная логическая игра типа шашек.

III.  Заключительная часть. Раздаются буклеты.

        



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хакасские народные игры как средство воспитания любви к "малой" Родине Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка» р.п. Усть-Абакан Воспитатель: Е.А. Салманова Инструктор по физической культуре: А.В. Гайнутдинова

Слайд 3

Направление работы ДОО по гражданско- патриотическому воспитанию изучение истории семьи; изучение истории родного края; изучение истории Отечества.

Слайд 4

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. С.В. Воробьев

Слайд 7

Игра "Мелей-Тастазах" Цель: развитие ловкости, быстроты реакции

Слайд 8

Игра "Пала туузах" Цель: развитие ловкости, глазомера, выносливости

Слайд 9

Игра "Окрас" Цель: физическое развитие развитие мальчиков

Слайд 10

Игра «Хозан орых" Цель: развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия

Слайд 11

Игра "Чылгы пююр" Цель: развитие ориентировки в пространстве, умения работать в команде

Слайд 12

Игра "Тобит"

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...

«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»

Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способ...

Слайд- презентация«КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА»

Внимательно! Презентация разбита на файлы (скрины) т.к Превыщен максимально-допустимый размер.Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе,...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю.

РЕФЕРАТ: Народное творчество как средство  воспитания любви к родному краю в детском  саду....

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»...