Главные вкладки

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Пера богатырь - герой коми народа"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Листопад Снежана Александровна

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Пера богатырь - герой коми народа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_pera_podg_gr.docx31.54 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                         Паспорт педагогического проекта

    Структура

    Содержание

    Тема

    «Пера-богатырь – герой Коми народа»

    Адресация проекта

    Дети  старшего дошкольного возраста.

    Руководители проекта

    Листопад Снежана Александровна, Псянчина Назгуль Ульфатовна воспитатели  МБДОУ (Детский сад №63)

    Участники проекта

    Листопад Снежана Александровна -  воспитатель,

    Псянчина Назгуль Ульфатовна – воспитатель,

    дети подготовительной группы, родители воспитанников.

    Возраст воспитанников

    6-7 лет

    Особенности проекта

    по характеру создаваемого продукта: игровой, познавательно - творческий  

    по количеству создателей: парный

    по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

    по продолжительности: краткосрочный

    по профилю знаний: межпредметный проект

    по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения, совместно с социальными партнёрами – библиотека филиал №4

    Цель проекта

    Расширение представлений у детей об устном народном творчестве Коми народа, через сказки и сказания о Пере-богатыре.

    Задачи проекта

    • Познакомить дошкольников с положительным персонажем коми сказок и преданий – Пера-богатырём;
    • Вызвать симпатию к персонажу Пера-богатыря, желание подражать ему в своих поступках;
    • Продолжать знакомить дошкольников с особенностями культуры, быта, традиций коми народа (промысловая одежда и снаряжения коми охотника, мужской народный костюм, элементы коми орнамента, утварь, коми национальные блюда), через сказания коми сказок о богатыре;
    • Развивать умение воспроизводить образ героя через театрализованную деятельность;
    • Развивать познавательную и творческую активность дошкольников, через создание образа богатыря;
    • Ознакомить родителей с устным коми народным творчеством путем привлечения их к совместному творчеству с детьми в создании образа героя через рисунок, лепбук;
    • Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа.

    Ресурсы проекта

    Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

    •  Материалы к непосредственной деятельности: схемы, модели, иллюстрации коми народных сказок, книги со сказками, аудио записи, видео записи
    • Дидактическая игра «Расскажи сказку по серии картинок», «Назови сказку», «Составь сказку», «Найди и назови», «Коми домино», «Одень куклу».
    • Информационная обеспеченность: научно-популярное издание «Сказки народа коми», художественная литература, «Коми народные сказки и мифы», «Пера-богатырь», «Коми зырянские сказки».

     

    Предполагаемые результаты и продукты проекта

    Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

    Продукты деятельности педагогов: 

    - перспективный план;

    - конспекты непосредственной образовательной деятельности;

    - дидактические разработки.

    Результат деятельности детей:

    - развитие интереса к коми народным сказкам;

    - умение понимать смысл сказок, отличать добро от зла;

    - воспитание чувства дружбы и коллективизма.

     Продукты деятельности детей:

    -  рисунки «Мой любимый  герой Пера»

    - спортивное развлечение «Богатыри»

    - театрализация сказки «пера и Зарань»

    - литературная викторина «Отгадай сказку»

    Аннотация

    Произведения фольклора, отражая мировоззрение своих создателей, результаты их наблюдений над природой,  поведение человека, взаимоотношениями людей, представляют интересный источник познания родного языка, народного быта и средство воспитания подрастающего поколения.

    Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким, народным языком. Они развивают ребенка духовно и эмоционально, будят в нем воображение, чувство красоты и гармонии, несут в себе жизнерадостность. Коми сказка решает многие воспитательные задачи, она открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. В сказках народная культура воспринимается как источник ценностей, создаваемых и передаваемых из поколения в поколение. Знания о богатырской славе и верности народа своей родной земле, богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков обогатит любовь дошкольников к родному краю. Прививая любовь к своей народной культуре, её обычаям и народным традициям, мы вырастим глубоко гуманную личность, любящую свой народ, свою Родину.

    Соприкосновение с народным творчеством духовно обогащают детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.  

    Этапы работы над проектом

    I этап  - Погружение в проект.

    1) формулировка цели и задач проекта;

    2) составление плана реализации проекта;

    3) чтение коми народных сказок дома и в саду;

    4) рассматривание иллюстраций в книгах

    II этап  - Организация деятельности.

    1) создание перспективного плана;

    2) накопление ресурсов;

    3) координация действий участников проекта.

    III этап – Осуществление деятельности.

    1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

    2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

    3)  итог, анализ работы.

    IV этап – Оформление.

    1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: (рисунки);

    2) литературная викторина «Отгадай сказку»

    V этап – Презентация.

    1) окончательное оформление проекта;

    2) презентация на уровне МДОУ.

            

    Пояснительная записка.

    Великая культура народа Коми развивалась на протяжении тысяч лет. У неё есть изобилие своих обычаев, традиций и ритуалов. И каждая нация существует, пока живет ее родной язык.

    Патриотизм, гражданственность следует воспитывать у детей с очень раннего возраста. Любовь к Родине - одно из самых сильных чувств. Наша задача - дать детям основные представления о возникновении нашей республики, о героической славе и верности людей к их Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и жизни наших предков. Это обогатит их любовь к Родине, вызовет желание выглядеть как наши великие предки.

    Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей  Родине, личную ответственность за свою землю и ее будущее.

    В наше время, когда многое теряется, забывается, когда условия жизни людей претерпевают неудовлетворенность, педагоги дошкольников решают  самую важную задачу по привлечению детей к ценностям народной культуры.

    Под влиянием далеких от моральных принципов мультфильмов дети искажают представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал добра, поэтому я думаю, что с дошкольного возраста необходимо показать ребенку моральную сущность каждого действия.

    Легенды,  сказки о народе Коми помогают детям осмысливать не только свою историю, но и тайны добра и зла, защиту слабых и обездоленных. Пера - смелый победитель иноземца и лесного монстра. Коми-рассказы и образ героя Перы - богатыря это средство морального и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    Чтобы решить  проблему нравственности, мы разработали проект «Пера – Богатырь». Это сказка,  является одним из основных средств формирования нравственных качеств.

    Таким образом, представленный проект содержит такие формы работы с детьми, как игровые и образовательные ситуации, спортивные соревнования, игровая деятельность детей имеет социальный эффект: охватывает большое количество участников, включая социальных партнеров, общественность.

    Цель проекта: Расширение представлений у детей об устном народном творчестве Коми народа, через сказки и сказания о Пере-богатыре.

      Исходя из цели, наметили задачи:

    • Познакомить дошкольников с положительным персонажем коми сказок и преданий – Пера-богатырём;
    • Вызвать симпатию к персонажу Пера-богатыря, желание подражать ему в своих поступках;
    • Продолжать знакомить дошкольников с особенностями культуры, быта, традиций коми народа (промысловая одежда и снаряжения коми охотника, мужской народный костюм, элементы коми орнамента, утварь, коми национальные блюда), через сказания коми сказок о богатыре;
    • Развивать умение воспроизводить образ героя через театрализованную деятельность;
    • Развивать познавательную и творческую активность дошкольников, через создание образа богатыря;
    • Ознакомить родителей с устным коми народным творчеством путем привлечения их к совместному творчеству с детьми в создании образа героя через рисунок, лепбук;
    • Воспитывать интерес к устному народному творчеству коми народа;
    • Воспитывать желание подражать Пере-богатырю в своих поступках.

    Мотивация.

    В рамках реализации проекта мы с детьми посетили библиотеку, с целью ознакомления с устным коми народным творчеством. Ребят познакомили с разнообразием сказок и героями некоторых из них. Один из сказочных персонажей в виде куклы очень понравился детям и они заинтересовались им. Персонаж оказался Перой-богатырём, который был защитником земли Коми. У некоторых детей возникли вопросы: кто такой богатырь? Как и где он живёт? Чем занимается? И многие другие. Я предложила раскрыть тему ознакомления с  бытом коми народа и подробно познакомиться с персонажем Перой-богатырём.

    На втором этапе разработала перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила  в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.  

    Подобрала иллюстрированный материал, атрибуты для познавательной деятельности, интернет образовательные ресурсы, разработала непосредственно – образовательную деятельность по разным областям. Изготовила необходимые учебные пособия и игры «Дорисуй чего не хватает?», «Нарисуй по точкам», подобрала дидактические игры: «Подбери пару», «Найди и назови», «Коми домино», «Собери орнамент», «Одень куклу», «Составь сказку».

    Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнила  литературный уголок новыми книгами. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал, подобрала иллюстрации к сказкам.

    Совместно с детьми выработали план действий:

            При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

    1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Народное творчество в республике Коми»; «Герои коми легенд», «Знакомство с мужской коми народной одеждой»; социально-коммуникативное «Коми народная сказка», «Рассматривание репродукции картин В. Г. Игнатова» моделирование и сравнение сказок «Пера - богатырь», «Пера и Зарань», «Коми народная сказка «Пера-богатырь». Успешность развития дошкольников при знакомстве с героями коми сказок  становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на занятии по физической культуре. По художественной деятельности разработала НОД (рисование) «Украсим сера-чувки (вязаные узорчатые чулки) Пере – богатырю», (аппликация) «Узорчатый поясок» и спортивное развлечение «Богатыри».

    2) для работы с родителями  воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Мифы и сказания о Пере-богатыре».

    3) Совместно с родителями каждый из воспитанников  нарисовали рисунки, изготовили лепбук.

    4) Организовала экскурсию в библиотеку филиал №4.

            На следующем IV этапе  оформили  продукты проектной деятельности:

     -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

    -дети:  выставка рисунков «Мой любимый герой Пера». Прошла театрализация сказки «Пера и Зарань», дети  с большим удовольствием приняли участие в инсценировке сказки.  Ребята активно участвовали в литературная викторине «Отгадай сказку».

            Я считаю, что при реализации данного проекта дошкольники получили возможность узнать много интересного  о культуре и быте коми народа, на основе образа Перы-богатыря  у детей сложился образ защитника родной земли. Повысился уровень знаний, расширился кругозор. Мной созданы условия для дальнейшего формирования патриотизма, чувства гордости и уважения за Родину. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта. Значит, мой проект - познавателен и полезен.  

    На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию дошкольников Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

    Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию дошкольников Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»...

    Презентация образовательного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука для велосипедиста"

    В презентации раскрывается система работы в ДОУ со старшимим дошкольниками по предупреждению ДТП с участием велосипедистов....

    Образовательный проект: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля".

    Образовательный проект: " Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля". Задачи: знать из каких строительных материалов был построен Московский Кремль, ...

    Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

    Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

    Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

    Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...