Мой край
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Вокуева Лариса Елисеевна

cool

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска. Проект к декаде коренных народов на тему « Север – край неповторимый». «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К.Паустовский. Автор проекта: Вокуева Л.Е. - воспитатель

Слайд 2

О проекте. Тип проект а: информационно – творческий. Участники проекта : воспитанники второй младшей, старшей групп, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО. Срок реализации проекта : краткосрочный.

Слайд 3

Актуальность проекта. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни. В дошкольном возрасте подлинное искренне погружение в истоки национальной культуры. Коми край богатствами обычаями, традициями, его населяет интересный народ.

Слайд 4

Цель проекта: - познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями коми народа. Задачи: Образовательная: - познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа ( жилище, коми костюм, национальная кухня, игры). Развивающая: - развивать у детей интерес к культуре коми народа. Воспитательная: - воспитывать уважение к культурным традициям коми народа.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: -Реализация данного проекта будет способствовать расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Республики Коми, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Республики Коми. -Пополнение мини-музея предметами быта. - Презентация проекта.

Слайд 6

- ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ; -СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА; -СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 2 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. -ПРОВЕДЕНИЕ нод С ДЕТЬМИ; -РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ О КОМИ КРАЕ, ПРИРОДА, ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КОМИ КРАЯ; -ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «Мы живём в Республике Коми»; - совместно с родителями пополнение развивающих уголков, мини – музея предметами коми быта, альбомами, фотоальбомами. 3 этап – заключительный. -Оформление результата проекта в виде презентации; -выставка рисунков; - полученные знания, умение о национальных коми блюдах, дети применяют в домашних условиях совместно с родителями. 1 этап – подготовительный .

Слайд 7

Формы и методы реализации проекта: -тематические беседы; -чтение с обсуждением; -игры; -выставки детского творчества; -экскурсии.

Слайд 8

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Слайд 9

НОД (непосредственная образовательная деятельность). Тематические беседы: «Мы живем в глубинке», «В краю родном».

Слайд 10

«Дары северного леса» «Почитаем-поиграем» «Коми народный костюм» «Чудесное рядом»

Слайд 11

Презентации .

Слайд 12

Речевое развитие. Знакомство с фольклором коми( сказки,пословицы,поговорки,художественная литература) « Медвежьи няньки» « Зайкина считалка» Чтение стихотворений С.Куликова «Черника»,»Морошка»,»Клюква»

Слайд 13

Игровая деятельность. «У оленя дом большой » «Чум» «Метание топора»

Слайд 14

Дидактические игры. «Зайчонок» «Лесное домино»

Слайд 15

Подвижные игры. « Стой,олень » «Воробей»

Слайд 16

Продуктивная деятельность. Аппликации «Малица» и «Пимы»

Слайд 17

Экскурсии.

Слайд 18

Работа с родителями.

Слайд 19

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска Мой край, моя Родина. Подготовила: Вокуева Лариса Елисеевна, воспитатель

Слайд 2

Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь приводит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев .

Слайд 3

Цель: Воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно – прикладным искусством коми народа. Задачи: - приобщить дошкольников к истокам коми культуры через совместные познания ими культурных ценностей своего народа и своей страны; формировать чувство любви к малой родине, уважение к истории и традициям своего народа; развивать нравственные качества личности дошкольника

Слайд 4

Домовой за печкой жил С ребятишками дружил, Он хозяйке помогал Всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, Иногда слегка ворчит, А вообще он удалой. Самый лучший домовой.

Слайд 5

Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несем, мы за чаем не скучаем, Говорим о том о сем.

Слайд 6

Тени прошлого у нас По музею бродят. Словно за руку детей, В прошлое уводят!

Слайд 9

Всему начало здесь, в краю моем родном…

Слайд 10

Мини-музей Наша изба ровно тепла. Домом жить-не лукошко шить. Домом жить-не развесься уши ходить. Домом жить-обо всем тужить.

Слайд 12

Ай люли- люленьки , Прилетели гуленьки…

Слайд 14

Экскурсовод в музейном зале Покажет утварь старины, Все объяснит и все расскажет Про жизнь народной стороны.

Слайд 15

Искусство быта окружает нас. Оно всегда доступно и полезно. Любуемся мы красотою ваз, Подаренных нам безвозмездно.

Слайд 16

Бабушкины руки Это чья рубашка- Синие горошинки ? Бабушка старалась, Шила для Алешеньки! Это чей сарафан Белыми ромашками ? Бабушка старалась, Сшила для Наташеньки.

Слайд 17

Фея кукол создавала: мастерила, колдовала. И в ее руках послушно, Обретали куклы души.

Слайд 18

Живу я в коми крае Там Родина моя. Где все там расцветает И расцветаю я.

Слайд 19

Студии и кружки «Светелка» « Гажа мойдъяс » «Теремок», «Петрушка»

Слайд 20

Тише, тише, не шумите! Нашу сказку не спугните. Здесь бывают чудеса Где же прячется она ?

Слайд 21

Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло.

Слайд 22

Отдых это не безделки – Время игр и новостей. Начинаем посиделки! Ну-ка спляшем веселей !

Слайд 23

Шапка к шубе пришивается, К рукавицам – рукава. Это – северная малица, Очень странно называется, Очень быстро надевается Через голову – раз, два.

Слайд 24

Очень любим мы друзей, Часто их мы посещаем, Потому что знаем мы: Здесь улыбками нас встречают.

Слайд 25

Видел ты предметы быта Из ожившей старины Для тебя теперь открыто Прошлое твоей страны

Слайд 26

Родилась я в Коми крае, Это Родина моя! Лучше края я не знаю, Всех дороже мне она!

Слайд 27

Пусть будет солнце на планете! Пусть будут счастливы все дети! Пусть детский сад с семьею дружит, И пусть семья вовек не тужит.

Слайд 28

Результаты нашей работы Бережное отношение к предметам быта. Использование детьми в речи потешек, считалок, загадок. Умение играть в народные подвижные игры. Знание сказок и сказочных героев Осмысленное участие детей в народных праздниках Знание истории русского народного костюма Использование атрибутов народной культуры в самостоятельной деятельности.

Слайд 29

Приглашаем в гости к нам. Рады, рады мы гостям!

Слайд 30

Список используемой литературы: Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2007 - С.54 – 58. Берсенева Л. Секреты русского сувенира. // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990. Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Учитель, 2008. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2012. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание - №10 – 2007 – С.34 – 37. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург, 1999. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 46 – 52. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 37 – 51. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

Автор работы: Вокуева Лариса Елисеевна

Тема работы: «Мой край, моя Родина»

Направление: «Культурологическое»

                                        

г. Усинск, 2018 г.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………………...3
  2. Описание работы над темой «Культура родного края»……………………………………………………………………………………………….4
  3. Заключение………………………………………………………………………………………..7
  4. Список литературы……………………………………………………………………………….9
  5. Приложение ………………………….....(находится в отдельном файле в виде презентации)

  1. Введение                                                        

Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.                                                                                                Д.С.Лихачев                                                 

                                                                                

Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.

Актуальность проблемы отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране, особенностях национального языка, традиций. Идея воспитания детей в духе патриотизма к родному краю и одновременно взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальным и востребованной.

 2.Описание опыта работы над темой «Культура родного края»

 Целью работы над темой «Культура родного края» является: воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством коми народа.

Для достижения доставленной цели я реализовала следующие задачи:

  • приобщить дошкольников к истокам коми культуры через совместные познания ими культурных ценностей своего народа и своей страны;
  • формировать чувство любви к малой родине, уважение к истории и традициям своего народа;
  • развивать нравственные качества личности дошкольника.

Я  более 5 лет веду кружок «Светелка».

В работе с детьми я использую различные формы:  тематические беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, конкурс рисунков, праздник – путешествие, музыкальная гостиная, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, ухвата, сарафана); некоторые занятия построены в форме инсценировок – это посиделки в мини-музее «Светелка», где дети становятся участниками событий.

   Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас). Так же задаю вопросы, если вы попали в прошлое: что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Дети анализировали, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях.

В своей группе оформила краеведческий уголок, где изучаются и демонстрируются предметы коми быта. Здесь я могу индивидуально поработать с детьми по данной теме.        

Занятия с детьми провожу в уютном и оснащенном мини – музее детского сада, в которой собраны предметы старины и быта.                                                

Этот музей представляет собой модель коми избы.  В углу коми керки висит икона, убранная расшитым полотенцем.

Здесь большой стол с длинными деревянными скамейками, на столе – самовар, прялка, люлька, полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки, изделия из бересты.

  Здесь же имеется костюмы коми народа.

 В нашей Коми Республике живет многонациональный народ, поэтому имеется и куклы одетые в разные национальные костюмы: татарский, русский, коми, белорусский, украинский и др. Имеется и музыкальные инструменты: сигудек, шур – шар, сюмод буксан.

В мини – музее дети могут свободно общаться с музейными объектами, вступать в диалог времён, культур, событий.

 Организуя с детьми народные праздники, мы даем возможность детям познакомиться с традицией и историей праздника.

 Совместно с музыкальным руководителем я  провожу развлечения, коми посиделки к Декаде коренных народов, где разучиваются коми песни, учатся водить коми хоровод. Ежегодно  участвуем муниципальном фестивале «Мы живем в Республике Коми».

 Мои воспитанники посещают кружки «Гажа мойдьяс», «Теремок» и «Петрушка». На этих  кружках дети закрепляют   коми народными  сказки , разучивают песни и стихи на коми языке,   знакомятся с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями разных народов, крестьянским трудом через театрализацию, инсценировку.

  Знакомство с коми прикладным искусством всегда заканчивается– продуктивной  творческой деятельностью, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету.

Дети очень любят украшать коми орнаментом посуду, сарафан, варежки, шапочку. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.

Я вместе с воспитанниками старших и подготовительных групп – нередкие гости в детской библиотеке. Сотрудники библиотеки этого учреждения устраивают для детей выставки, викторины, путешествия.

   Провожу экскурсии в музей «Вортас», расположенный в нашем микрорайоне. Здесь дети много узнают о природе родного края, знакомятся с растительным и животным миром коми края, с бытом и жизнью оленеводов, узнают о тяжелом труде нефтяников, с историей создания и развития предприятий района.

 Знакомлю детей с интересными людьми нашего края.        

 Родители (законные представители)  очень трепетно относятся к успехам своих детей. Они вместе с детьми принимают участие в Республиканских конкурсах «Книга семейных историй», проектах, в каждой группе родители вместе с детьми  ко Дню Матери  оформляют  фотоальбомы «Моя семья».

Активно участвуют родители (законные представители)  в создании развивающей среды: создании мини – музея, изготовлении для детей элементов коми костюмов, оформлении фольклорных праздников атрибутами коми быта.

                                 

Предварительные результаты проделанной работы:

 1.Дети знают название Республики и города, в котором живут, понимают смысл символики. Имеют представление о многонациональном составе Республики Коми. 

2. Дети знают особенности русского и коми национального костюма, различают элементы национального узора. 

3. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 4. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. 

5. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию народной педагогики. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

 6. Дети осмысленно и активно участвуют в русских и, коми народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

  1. Заключение

    Наблюдая на протяжении многих лет занимаясь с детьми   в кружке «Светелка» я заметила, что ребенок  дошкольного возраста способен усваивать представление о родном крае, его природно-климатических условиях, труде, быте, традициях народа.  Эти знания и умения приобретенные на моем кружке  подготовят богатую почву для развития чувств ребенка и послужат источником нравственного развития ребенка.

И если мы, коренное население, не будем забывать свои корни, а станем изучать, обогащать и передавать все эти богатства своим детям, то нам удастся сохранить и не потерять то малое, что мы имеем. Радуга прекрасна своим разноцветьем, если хоть один оттенок убрать, радуга будет беднее; то же самое и с культурой малых народов. Если даже одну культуру одного народа потерять, мир станет беднее.

         

 4. Список литературы

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 206.-304с., ил.1990 г.
  2. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем I часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар
  3. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем II часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.
  4. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем III часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.
  5. Парма:Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ.ред. С.С.Белых, С.Н.Штекляйн, Н.Б.Потолицыной; Коми респ. ин-т развития образования и переподготовки кадров.-Сыктывкар,2001.
  6. Родник:Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми/Е.И.Пантелеева; Коми респ.ин-т развития и переподготовки кадров.-Сыктывкар,1998г.
  7. Традиционная культура Коми: Этнография детства .Материалы фольклорно- этнографических экспедиций 1995-1998 годов / А.В Панюков, Г.С. Савельева; Государственный центр народного творчества Министерства культуры Республики Коми .-Сыктывкар 1999г.
  8. Тихонова М.В.,Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.- СПб: Детство-Пресс, 2000.- 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...