«У хантов в гостях» НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лысова Ирина Владимировна

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, а в данном случае о родном крае. Картина воздействует на эмоции детей и вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Очень результативным при соствлении рассказа по картине в детском саду является метод составления предварительного плана, при помощи пиктограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_zanyatie_po_hmao.docx966.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма

«Буратино»

«У хантов в гостях»

НОД по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста 

  

Автор: Николаева Ирина Владимировна

 - воспитатель

г. Когалым   2018г.

НОД по речевому развитию

«У хантов в гостях»

Задачи:

Учить детей (по плану и образцу) составлять описательный рассказ по картине.  Обобщить и систематизировать знания детей о жизни народа Ханты, учить  устанавливать связь между жизнью животных и людей.  

Развивать связную речь, умение поддерживать беседу. Продолжать развивать фонематический слух. Упражнять в придумывании слова на заданный звук. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Знакомить с образованием слов: ловят рыбу - рыболовы, охотятся охотники.

Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление. Учить элементарным мыслительным операциям.  Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут.

Предварительная работа:

Экскурсия в музей, в уголок хантыйской культуры; рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», «По страницам Красной книги ХМАО». Беседы о родном крае, о профессиях родителей; автобусные и пешие экскурсии по городу; чтение хантыйских народных сказок, книги «Родной край»;

Демонстрационный материал и оборудование: аудиозапись («Хантыйская мелодия», кукла Энны, иллюстрации картин «Ханты», «В стойбище», «Природа родного края», зеркала, пиктограммы - схематичные картинки для составления плана рассказа, фишки.

Ход занятия:

 Организационный момент:

- Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие!

-Наступил новый день. Давайте с ним поздороваемся.

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните  через рот все обиды и огорчения.

(Сели вкруг на ковре)

Д\И: Закончи предложение:

-Ребята, скажите какая сегодня погода на улице?  

Далее дети заканчивают начатое предложение педагога.

-На улице сильный мороз, поэтому……

-Когда на улице светит солнце и падает лёгкий снежок,…..

-Когда мы выходим на улицу,……

- Сегодня утром мне было весело, потому-что…..

-У меня сегодня хорошее настроение, и я……

Беседа о родном крае:

- Ребята, как называется край, в котором мы живём?

-Чем богат наш край? 

-Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же озерами,  болотами и  лесом. Богатство края – в его природных ресурсах. В лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. (иллюстрации «Природа родного края»).

-Как называются люди, которые освоили эти земли первыми?

-Правильно. Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством (рисунок с изображением коренных жителей Югры).

Сюрпризный момент:

Звучит хантыйская мелодия.  Приход куклы «Хантыйка Энны»

Хантыйка Энны:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, и так и живут в лесу. Такое хантыйское хозяйство называется стойбище. (картинка стойбище)

 - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие к хантам в стойбище. На чём же мы туда отправимся? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

Физминутка

- Ребята, так как у нас снег на улице, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем  на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправляемся в путь!

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

 

-Долго идти до стойбища хантов, надо нам сделать остановку и немного отдохнуть. Снимайте лыжи и садитесь на стульчики, а пока отдыхаем, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.

Дети садятся за столы, берут в руки зеркала.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «

Д\И Испорченный телевизор - Дети угадывают звуки, которые беззвучно, при помощи артикуляции «произносит» воспитатель.

-Отдохнули пошли дальше.

«В лес сегодня мы пошли

Шишки там, в лесу нашли.

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли».

Составление рассказа по картине.

-Вот мы с нашей куклой и добрались до стойбища.

- Снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее. (Садятся на ковре)

E:\ханты м\Ханты_предисловие_превью.jpg

- Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено? (ответы детей)

-Давайте сначала придумаем название этой картине.

Вопросы к детям по картине.

- Как называется жилище хантов?

-Как называется обувь ханта?

-Чем занимаются ханты, правильно ловят рыбу, значит они рыболовы, охотятся- охотники.

-Давайте придумаем рассказ по этой картине. Для начала уточним, о чём нам нужно не забыть, составляя рассказ.

Уточнение, что у любого рассказа есть Название; «Начало, середина и конец».

Воспитатель предлагает детям выбрать «Пиктограммы» (главные элементы картины, нарисованные схематично) и поставить их в последовательности изложения.

E:\ханты м\Ханты_предисловие_превью.jpgE:\ханты м\Ханты_предисловие_превью.jpgE:\ханты м\Ханты_предисловие_превью.jpgE:\ханты м\Ханты_предисловие_превью.jpg

E:\ханты м\Ханты_предисловие_превью.jpg

Образец рассказа.

Рассказы детей.

По окончании воспитатель выясняет, чей рассказ понравился детям больше.

- Теперь настало время попрощаться с нашей гостьей, а нам отправиться в группу. Давайте наденем лыжи и пойдём обратно.

Сделав круг, дети проходят за столы.

Д/И: «Придумай слова на звук» (Слова со звуком Л)

-На чём мы с вами сейчас добирались из леса?.....

-На какой звук начинается слово лыжи?.....

Дети придумывают слова на звук Л, за каждое слово получают фишку.

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»

Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Сценарий экологического развлечения в традициях народов ханты и манси «Мы – друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий экологического  развлечения в традициях народов ханты и манси«Мы – друзья природы»для детей старшего дошкольного возраста Цель: Ознакомление детей с традициями и о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гости к Лесовичку».

Занятие построено в интересной форме путешествие В ходе которого решаются следующие задачи:Образовательные:1.     Упражнять в подборе определений к заданному слову.2....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....