Проект: «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Качук Татьяна Владимировна

Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии  с принципами личностно - ориентированного подхода. Проект имеет несомненное практическое значение, отличается новизной постановки проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_anape_-_kopiya.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста»

Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С.Михалков

 Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, эгоизма, неуважительного отношения к государству, Родине. Новый закон «Об образовании в РФ» определяет новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы.  В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для  детского сада  является одним из ключевых направлений работы с детьми в системе нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. 

В Законе   РФ «Об  образовании» в  «центр»  воспитания  поставлены гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих  ценностей, свободного развития личности. 

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего им является тот город, где человек родился, где промчалось его детство. Причем ему вовсе не обязательно быть столицей или городом –миллионером. Он может быть тихим городком, как наша Анапа и в то же время являться  самым любимым городом.

   Содержание разделов реализуемой в нашем детском саду парциальной программы по нравственно –патриотическому воспитанию «Мой родной дом» под редакцией Н.А. Араповой –Пискревой не дает возможности в полном объеме решить задачи по ознакомлению детей с родным городом. Поэтому пришлось собирать  и систематизировать материал, искать новые формы работы по знакомству дошкольников с историей своего родного города. Анкетирование показало, что родители (законные представители) имеют недостаточно знаний о своем городе, вследствие чего они не могут стать источником информации для своих детей.  Также не установлены взаимосвязи с другими учреждениями города по патриотическому воспитанию.

   Решение этих проблем привели к необходимости создания проекта «Ознакомление с родным городом как средство формирования основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста», включающего в себя систему педагогических мероприятий с детьми, родителями, педагогами, социумом, направленную на поиск подходов в организации и содержании патриотического воспитания и краеведческой деятельности.

  Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:  организация педагогического процесса, способствующего формированию нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомлением с родным городом

Объектом исследования является  нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Предметом исследования - организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.

Гипотеза: если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях; будут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены

Задачи:

 - Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к городу;

- Наладить формы сотрудничества  по нравственно - патриотическому воспитанию с краеведческим музеем города Анапа, Анапским археологическим музеем Горгиппия; познавательно - развивающей кампанией «Карнавал» и Федеральным государственным казённым образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;

-повысить родительскую компетентность по представленной проблеме и привлекать родителей к участию в учебно – воспитательной работе

В основу разработки содержания проекта ознакомления с городом были положены конкретные принципы: 

  • энциклопедичности- обеспечивает отбор содержания знаний из разных 
    областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.); 
  • уникальности родных мест - предполагает изучение специфики природного и   культурного   наследия,   духовных   ценностей,   историко-культурных, этнокультурных    особенностей    развития    города,  способствует формированию патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина; 
  • единства содержания и методов -  работа с детьми, которая нашла свое 
    отражение   в    структурном    построении   занятий,    видео путешествий, встреч с интересными людьми; 
  • динамики преемственных связей - на каждой возрастной ступени                 означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей того или иного возраста;
  • историзма - реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни)
  • гуманизации -  предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшее общечеловеческие понятия-любовь к семье, городу.
  • дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знания о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, музеями города и т.п.

Формы работы, особенности и средства организации работы с детьми:

В работе с детьми используются:

– интегрированные занятия;
– дидактические игры;
– познавательные игры;
– познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
– совместные семейные праздники, развлечения;
– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
– чтение познавательной литературы;
– беседы;
– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
– участие в городских конкурсах.

Формы работы, особенности и средства организации работы с родителями:

  • родительские собрания по  нравственно-патриотическому воспитанию; 
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса; 
  • вечера вопросов и ответов; 
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе); 
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственно -патриотического воспитания в семье; 
  • индивидуальные консультации специалистов; 
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; 
  • совместные с родителями праздники, спектакли; 
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников);
  • фотовыставки родителей о проведении тура выходного дня.

Формы работы, особенности и средства организации работы с социумом:

  • спортивные мероприятия, театрализованные представления курсантами ИБО;
  • выставка экспонатов музея боевой славы ИБО;
  • фотовыставка «Старый город» краеведческим музеем;
  • отчетные концерты воспитанников музыкальной школы № 1;
  • проведение интерактивных игр и показ презентаций познавательно- развивающей  кампанией «Карнавал»;
  • видеопрезентация «Анапа с высоты птичьего полёта», цикл выездных лекций Анапским краеведческим музеем  «Горгиппия»

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
  • налажены формы сотрудничества  по нравственно - патриотическому воспитанию с краеведческим музеем города Анапа, Анапским археологическим музеем Горгиппия; познавательно - развивающей кампанией «Карнавал» и Федеральным государственным казённым образовательным учреждением высшего профессионального образования «Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации»;

Реализация проекта

 Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

 I этап – подготовительный, включает в себя:

1) анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях

2) мониторинг детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного город

3) подбор методической литературы по данной теме

4) заключение соглашений о сотрудничестве с социумом

5)составление перспективного плана работы с детьми, родителями и социумом.

II этап – основной, включает в себя:

1) занятия с детьми в соответствии с перспективным планом

2) совместные мероприятия с семьями воспитанников

3) пополнение развивающей предметно - пространственной среды

4) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. Итоговый мониторинг детей,
  2. Повторное анкетирование родителей.

Оценка эффективности работы отслеживалась по следующим критериям:

История родного города;

Символика города;

Главные достопримечательности города;

Труд взрослых, характерный для своего города, название профессий, цель работы;

Культурные традиции населения Анапы;

Природа родного города;

«Я и моя семья»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя данную работу,  пришли к выводу, что дети стали больше интересоваться своим городом, жителями, достопримечательностями, знаменитыми людьми которые проживают в городе. Дети стали интересоваться своим семейным древом. Хорошо усвоили адреса, где они проживают.
Появился интерес детей больше узнать о природе Анапы. Усвоили символы Анапы.  Появилось чувство сопереживания  не только к себе но, и другим людям.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Анапы доступны и интересны не только детям, но и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...