Стихи про Алтай
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нуртазанова Динара Саяхатовна

Стихотворения про красоту республики Алтай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_pro_altay.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

знаю другого края,
Где простор и чист, и широк.
Здесь вершин голубых Алтая
Режут ленты новых дорог.
Здесь озёр вековых прохлада
Освежает до самой души.
Что тебе, человек, ещё надо?
Приезжай, любуйся, дыши!!!

Наша Родина богата

И Алтай наш славится

Мёдом, хлебом, облепихой

Катунью – красавицей!

Наш Алтай очень красивый

Катунь – светлая вода

Кто приедет в края наши –

Не уедет никогда!

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки, опушки нет родней.

Есть ветки у листочка, овражек у ручья.

У каждого на свете есть Родина своя.

Дети читают стихотворение «Мой любимый Алтай»

Раскинулись степи Алтая

И вширь, и в длину далеко,

Посмотришь, как будто нет края

Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,

Любуюсь – какая земля!

Покрытые новым убором

В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,

Любимый, цветущий мой край,

Ты – житница Родины нашей,

Ты – золото наше, Алтай.

АЛТАЙ
   1
Алтай  есть  горная  страна,
Хребтов  система  магистральна,
Их  веер, даденный  детально.
Земли  застыла  сверхволна.
О, ясно - дуговой  расчёт
Нам  неизвестной  воли  крепок.
Алтай  природою  поёт,
Всей  суммой  трав, деревьев  веток.
Алтай – а  в  нём  услышишь  рай,
Ещё  Китай  припомнишь  в  рифму.
Весь  воздух – океан, и  рифу
Подобен  шаровой  Алтай.

    
   2
Внутри  дуги  разбросан  веер
холмов-хребтов. Живёт  Алтай,
Свои  имея  Юг  и  Север,
В  Монголию  уходит  край.
Равнинный, вместе  с  этим  горный.
Катунь  с  притоками – как  сеть.
Река  бывает? нет  ли? Гордой…
Но  воду  не  пугает  смерть.
Когда  весна  зальёт  цветами
Луга – всей  пестротой  поют.
И  этой  цветописи  пламя
Как  сказка – воплотилась  тут.

   3
Ковыли  качаются, пестрят,
И  овёс  пустынный  всходит  бурно.
Тонконог  сорваться  с  места  рад
Был  бы – но  фантазия  абсурдна.
Разнотравье  цветностью  сильно –
Незабудки  смешаны  с  геранью.
Луг  в  пространство  входит  резкой  гранью,
С  воздухом  такая  заодно.

    4
Степь  горная  сменилась  лесом,
Играет  красками  Алтай.
Тут  кедры, замершие  в  вечном
Движенье  вверх, в  небесный  край.
Леса  из  лиственницы  носят
Характер  парковый – они
Весьма  разрежены, и  копят
Века, не  замечая  дни.
А  на  прогалинах  кустарник –
Малина, жимолость, и  проч.
Тут  многое  находит  травник,
Чтоб  вам, страдающим, помочь…

    5
Ассиметрия  склонов  красива –
Сухость  южных – безлесны  они,
Ну  а  северные  как  диво
Вселесной  густоты-глубины.
Аконит, борщевик, ангелика –
Луговые  участки  в  полон
Взяли  яростно, отчасти  дико.
Что  предложит, немотствуя, склон?
На  высотах  встречаются  камни,
Их  лишайники  карте  сродни.
А  подземные  могут  быть  клады?
Неважны, коль  по  правде, они.

    6
Алтайский  крот и  росомаха,
Медведь,  и  выдра, и  олень.
Косуля  вся – как  сгусток  страха,
Летяге  неизвестна  лень.

А  красный  волк – он  очень  редок.
А  в  реках – хариус, таймень.
Кто  их, не  знаю, толком  предок,
А  в  словаре  справляться  лень.

Весьма  опасен  щитомордник,
Укус – как  шприцевый  укол.
Вон  суслик  замер, будто  столбик.

Вот  общий – фауны – глагол.

   7
Алтайские  изделья  из  железа,
Из  меди, серебра, камней – в  Китай,
Иран  и  Туркестан  уходят  резво,
Перетекают  области  за  край.
Солдаты – коль  рекрутчина  достала.
Раскольники, крестьяне – все  сюда
Бежали, и  Алтай  вобрал  немало
Людей – творилась  общая  среда.
Джунгарских  ханов  против  есть  казаки,
История – по  сути  каталог.
Однако, эти  записи  двояки.
Алтай  и  небом  и  землёй  широк.

    Александр Балтин 

Ой, недаром тебя так назвали, Алтай, -

Широко ты раскинул равнины.

Золотая Земля, вольной волюшки край,

Беловодье за камнем былинным

У заснеженных гор, у зеркальных озер

Буйным цветом сады расцветают.

Лес стеною стоит, и шумит и шумит

Золотая пшеница Алтая…

В-Суетка  « Мой Алтай» в исполнении ученика 9 класса.

С детства я люблю свой край с коротким именем – Алтай.

Уж до седых волос дожил, а край все более мне мил.

Милы мне рощи и луга, и за околицей стога,

Бескрайние хлебов поля – все это Родина моя…

Как прекрасна природа Алтая!

Кажись, нет у нее ни начала, ни края.

Жерновой Татьяны.

« Родной Алтай»

Есть на земле прекрасных мест немало,

Но все ж милей мне уголок родной.

Все называют его просто лишь Алтаем,

А я люблю и сердцем и душой.

Какая здесь красивая природа!

Какие здесь звенящие ручьи!

и здесь всегда, в любое время года

Ты можешь встретить солнышка лучи.

Здесь колосятся нивы золотые,

Здесь блещет счастьем каждый уголок,

А у озер раскидистые ивы

Не могут « косы все собрать в платок».

Я знаю, что для каждого на свете

Нет ничего родней, чем милый дом.

Нет ничего милей, чем летний ветер,

Когда бежишь по лужам босиком.

Нет ничего родней, чем та береза,

Что клонится от ветра у ручья.

И зимы снежные, и сильные морозы –

Все это родина, все родина моя.

О, наш Алтай, ты муза для поэта.

Твои красоты я воспеть могу.

Но все твои просторы, и все это

Я гордо в своем сердце берегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша Родина - Алтай"

Праздник для детей подготовительной к школе группе...

Проект "Мой край Алтай"

Краткосрочный проект для второй младшей группы детского сада, посвященный  75-летию Алтайского края...

Конспект занятия "Золотое озеро Горного Алтая"

Формирование представления о разнообразии природы Горного Алтая, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе....

Проект "Птицы Алтая"

Закрепление у детей представлений о птицах  Алтайского  края...

Воспитатель года Алтая- 2016

Презентация по теме "Домашние животные"...

«Люби и знай свою Республику Алтай!»

Ход занятияЦель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.Задачи:Образовательные:обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного ...