Авторская методическая разработка развлечения по развитию социально-педагогических компетенций детей и сотрудников детского сада №118 «Ягодка».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ермолаева Елена Леонардовна

1.Имя занятия:

«Мы в Карелии живём»

 2. Форма проведения занятия:

Развлечение

3. Целевая аудитория:

Дети, сотрудники детского сада.

4. Цель:

  • Содействие повышению социально-педагогических компетенций  музыкального руководителя,  сотрудников детского сада  и детей в целях развития  творческого потенциала.
  • Возрождение народной празднично-обрядовой культуры, знакомство с песенным, танцевальным и игровым фольклором.
  • Знакомство с элементами карельского языка.
  • Проектировать  ситуации и события, развивающие  эмоционально-ценностную сферу ребенка.

5. Задачи:

             Создать условия для знакомства  с традиционным обрядовым фольклором,  языком, традициями, национальным костюмом.

             Способствовать проявлению развития  творческих способностей детей.

      Содействовать в воспитании  бережного  и заботливого  отношения  к Карельской природе – источнику красоты и мудрости.

             Воспитывать  национальную гордость, любить и уважать свой край.

6. Ресурсное обеспечение занятия:

Музыкальный центр

Фонограммы карельской музыки

Костюм для ведущей 

Костюм для воспитателя

Костюмы для детей

Оформление карельского уголка

7. Предварительная работа.

Познакомить детей в совместной деятельности с элементами традиционного карельского костюма (иллюстрации), с карельскими сказами, с элементами карельского фольклора.

8. Ожидаемый результат

более 90% участников   смогли проявить в ходе мероприятия  готовность  общаться  друг с другом через традиционные игры, обряды  и танцы

более 80%  участников данного мероприятия  приобрели новые знания, в доступной форме познакомились с элементами  карельского языка

более 75% участников программы осознали  ценность сохранения традиционной обрядовой культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мы в Карелии живём.29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     МДОУ №118

Авторская методическая разработка развлечения по развитию социально-педагогических компетенций детей и сотрудников детского сада №118 «Ягодка».  

Музыкальный руководитель – Ермолаева Елена Леонардовна.

Воспитатель – Белова Татьяна Юрьевна

Часть 1. Паспорт занятия.

1.Имя занятия:

«Мы в Карелии живём»

 2. Форма проведения занятия:

Развлечение

3. Целевая аудитория:

Дети, сотрудники детского сада.

4.  Время проведения занятия:

15.30

5. Цель:

  • Содействие повышению социально-педагогических компетенций  музыкального руководителя,  сотрудников детского сада  и детей в целях развития  творческого потенциала.
  • Возрождение народной празднично-обрядовой культуры, знакомство с песенным, танцевальным и игровым фольклором.
  • Знакомство с элементами карельского языка.
  • Проектировать  ситуации и события, развивающие  эмоционально-ценностную сферу ребенка.

6. Задачи: 

  • Создать условия для знакомства  с традиционным обрядовым фольклором,  языком, традициями, национальным костюмом.

  • Способствовать проявлению развития  творческих способностей детей.

  • Содействовать в воспитании  бережного  и заботливого  отношения  к Карельской природе – источнику красоты и мудрости.

  • Воспитывать  национальную гордость, любить и уважать свой край.

7. Возможное место проведения:

Музыкальный зал

8. Ресурсное обеспечение занятия:

Музыкальный центр

Фонограммы карельской музыки

Костюм для ведущей  

Костюм для воспитателя

Костюмы для детей

Оформление карельского уголка

9. Предварительная работа.

Познакомить детей в совместной деятельности с элементами традиционного карельского костюма (иллюстрации), с карельскими сказами, с элементами карельского фольклора.

10. Ожидаемый результат 

более 90% участников   смогли проявить в ходе мероприятия  готовность  общаться  друг с другом через традиционные игры, обряды  и танцы

более 80%  участников данного мероприятия  приобрели новые знания, в доступной форме познакомились с элементами  карельского языка

более 75% участников программы осознали  ценность сохранения традиционной обрядовой культуры.

Часть  II. Содержание события (ход занятия)

Время

Содержание деятельности

Примечание

Такт 1 «В гости приглашаем  - праздник начинаем » 

(настрой на занятие, познавательная деятельность)

15.30.

Звучит карельская музыка. В зале, стилизованном под карельскую горницу музыкальный руководитель - Хозяйка в народном карельском костюме встречает гостей и детей. Все рассаживаются.

 Хозяйка: Терве, лапсет!  Здравствуйте, дети! Я давно вас жду – поджидаю. Посиделки без вас не начинаю.

Воспитатель:   Терве, муммо! Здравствуй, хозяйка!

Хозяйка:   Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! Ребята, послушайте стихотворение.

Карелия, Карелия!

Родная сторона
Твои озёра синие.
Как в сказке небеса,
Твои леса зелёные –
Сплошное волшебство.
Люблю тебя, Карелия –
Отечество моё!

Хозяйка предлагает всем участникам встать в круг и проводит игру «Приветствие» (см. Приложение) на позитивный эмоциональный настрой. Просит всех поприветствовать друг друга «карельским поклоном»; учит здороваться на карельском языке…

Хозяйка: У карелов, как и у других народов, есть свой национальный костюм, такой как надет на мне и на ребятах.  Давайте, посмотрим, что он включает в себя?  (головной убор, сарафан, передник; мужской карельский костюм состоит из рубахи-косоворотки с поясом, брюк и головного убора).

Хозяйка предлагает объединиться в микрогруппы по четыре человека,  (группы получают названия по счету на карельском языке: 1 – yksi; 2 – kaksi; 3 – kolme; 4 – nelli; 5 – viizi; 6 – kuuzi; 7 - seiccie ) для выполнения первого  задания.

(Каждой группе выдаётся конверт с разрезанным изображением элементов карельской вышивки, дети собирают пазлы).

Звучит фоновая музыка

Такт 2 «В игры играем – традиции изучаем»

Мы пришли сюда не спать, загадки разгадывать, в  игры играть.

15.40.

Хозяйка:

        А теперь пора плясать

        Только не воображать!

        Руку смело дали другу

        Встали парами по кругу.

(Дети вместе с Хозяйкой исполняют финский игровой  танец «Тюттё я пойкка се тансин кяу»)

Хозяйка: Молодцы! А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.  Достает сундучок с загадками.

А загадки карельские вы умеете отгадывать?

(Ответы детей).

Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

Вот моя сундучок-копилка! ( показывает детям)

Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

Вы уже знакомы со многими предметами, находящимися в моей избе. А сегодня я буду загадывать вам загадки о них. А вы ищите отгадки в моем доме.

Загадки:

 Дарья и Марья видятся, да не сходятся. (Пол и потолок)

Ходит, ходит, а в избу не входит. (Дверь)

Под одной крышей четыре мальчика живут.  (Стол)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Ходит век, а не человек. (Часы)

Свет пропускает, тепло не выпускает. (Окно)
Черный - пречерный, толстый - претолстый, в каждом доме нужен. (
Чугунок)
Кипит-бурлит — никогда через край не переливается.
(Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (
Лодка с веслами). 

Молодцы! Разгадали все мои загадки!  А теперь я предлагаю всем встать да в игры со мною поиграть.

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

(см. Приложение)

Звучит фонограмма

Звучит фонограмма

                        Такт 3   «Частушки запеваем, играть не забываем…»

Мы частушки сочиняем, мы для вас споем, сыграем.

15.50

Хозяйка:

 Ох, частушки я люблю!  

С вами тоже подпою!

Да и в копилочке моей найдется,

Чем порадовать гостей!

    Хозяйка исполняет частушки на карельском языке

После исполнения рассказывает детям, о чём были пропеты частушки….

Хозяйка: Ну что, ребята, загадки вы мои разгадали, частушки послушали,   по – хозяйству похлопотать сможете ли?

Воспитатель:  Сможем, еще как!

Хозяйка: Тогда будем картошку варить!

Карельская игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ»

(Смотри приложение)

Хозяйка: Чудесная картошка сварилась, рассыпчатая, для начинки в самый раз.

Хозяйка: Киитос, лапсет. (Спасибо, дети).

Дети: Шуури пассибо, муммо. (Большое спасибо, хозяйка).

Такт 4

Пришла пора прощаться, с хозяйкой расставаться…

(принятие результатов занятия, осознание открывшихся понятий, явлений)

16.00

Хозяйка просит встать детей в круг, спрашивает, понравилось ли детям в гостях? Рассказывает, что в Карелии «карельским поклоном» люди не только приветствовали друг друга, но и прощались.

Хозяйка прощается с детьми, дети делают «карельский поклон».

Воспитатель благодарит хозяйку за гостеприимство, дети уходят в группу.

 

Часть III. Авторские рекомендации, пояснения и вдохновения:

Ведущему (хозяйке) до проведения занятия важно самому быть осведомленным в вопросах, касающихся данного праздника, так как я много лет работала педагогом в детском фольклорном ансамбле «Крууга», тема мне близка и понятна.

                                                  Приложение            

           

                                   Игра «Приветствие»

Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.

Варианты приветствий:

  • в России принято пожимать друг другу руку;
  • (дети пожимают руку соседу справа, потом слева)
  • в Италии – горячо обниматься;
  • (обнять соседа справа, потом слева)
  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • (похлопать по плечу соседа справа, потом слева)
  • в Зимбабве – трутся спинами;
  • (потереться о спину соседа справа, потом слева)

           Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».  На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся

        Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом», противоходом (картошка варится). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  - пляшет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка музыкально-дидактической игры «Волшебный штурвал» (для детей среднего, старшего возраста).

В эту игру мы можем играть на занятиях, на вечерах досуга, на праздниках.Перед тем как мы начинаем играть, я провожу небольшую беседу, где стараюсь развивать у детей познавательные способности: вниман...

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада

Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...

Авторская методическая разработка развлечения «Если захотим - в космос полетим!» для детей младшего возраста

Сценарий развлечения к проекту "Этот удивительный космос" для детей младшего возраста. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эсте...

Развитие познавательной компетенции детей на метеоплощадке детского сада

Методическая разработка по развитию познавательной компетенции детей на метеоплощадке детского сада...