Конспект НОД "Букет для Матрены"
план-конспект занятия (средняя группа)

Мухаметзакирова Ирина Владимировна

Приобщение детей к народной культуре, народным традициям является основополагающим компонентом этнокультурного воспитания. В основе НОД  лежит образ Матрешки-путешественницы, которая отправляется в увлекательное путешествие к своим подружкам из разных регионов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Региональный компонент20.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Дебесский детский сад № 3», с.Дебесы

Воспитатель: Мухаметзакирова Ирина Владимировна

Возраст детей: 4-5 лет

Название занятия: «Букет для Матрёны»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Детская деятельность: модельно-конструктивная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Цель: создание условий для приобщения  детей 4-5 лет  к народной культуре  удмуртского народа в рамках этнокультурной среды ДОУ.

Задачи:

- продолжать приобщать детей к народной культуре удмуртского народа;

- формировать художественно-конструктивные навыки и умения;

- развивать коллективное творчество;

- развивать двигательную активность;

- побуждать детей к самостоятельной деятельности;

- воспитать в детях любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: матрёшка Матрёна; матрёшка Италмас; 8 наборов конструктора ТИКО; трубочки для коктейля; телевизор; ноутбук и т.д.

Содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми:

  1. Отгадывание загадок о цветах.
  2. Конструирование из ТИКО конструктора.
  3. Подвижная игра.
  4. Рефлексия.

Конспект занятия,

совместной образовательной деятельности педагога с детьми

Просмотр  отрывка из мульт- песенки «Русские Матрешки» - по времени 1 минута. [1]

По окончании просмотра воспитатель берет в руки русскую  матрешку.

Воспитатель:

- Кто  же в гости к нам пришел, кто же нас порадовал?

Матрёна:

- Здравствуйте! Меня зовут Матрёна.

Воспитатель:

- Здравствуй, Матрёнушка! Здравствуй, голубушка! Вижу что-то тебя беспокоит?

Матрёна:

- Я путешествую по всей России. Навещаю своих подруг. В вашем детском саду живет матрешка Италмас. Но я ее не нашла.

Воспитатель:

- Не беспокойся, Матрёнушка. Италмас скоро подойдет.Мастера Дебесского дома ремёсел изготовили для неё свадебный костюм, и Италмас нужно забрять его.

Матрёна, а у тебя есть любимые цветы?

Матрёна:

- Да, есть, как и у большинства других матрешек. Я загадаю про них вам загадки, а вы отгадывайте. Слушайте внимательно:

Словно синий огонёк

Кто-то вдруг во ржи зажёг.

Яркий полевой цветок.

Что же это? [ 2]

(Ответы детей. На экране телевизора появляется цветок василек).

Воспитатель:

- Матрёна, у нас в Удмуртии василек называют «зангари».  У удмуртов принято было называть этим красивым именем девочек. Загадай нам ещё загадку. Нам нравится отгадывать их.

Матрёна:

- Белая - пребелая!
Скромная - несмелая.
Летом расцветает, 
Кто ж её не знает?
Погадаем мы с Наташкой 
На застенчивой ...[3]

(Ответы детей).

- Ребята, а вы знаете, что ромашка – это символ русской природы. Без ромашки сложно обойтись сплетая венок и собирая букет цветов.

(Появляется матрешка Италмас).

Италмас:

- Зечбуресь, пиналъёс! Здравствуй, Матрёнушка! Вижу Вы не скучаете, загадки отгадывайте. Отгадайте и мою загадку.

Возь тырос нылпи такъя.

Полон луг детских шапочек. [4]

Что же это такое?

(Ответы детей).

- Это италмас, купальница. Матрёна сказала, что ромашка – это символ русской природы. А италмас – это золотой символ Удмуртии. Это растение радует своей красотой с мая и до середины июня.  ( На экране появляется цветок купальницы).

Воспитатель:

- Матрёна, тебе понравился цветок «италмас»?

Матрёна:

- Удивительно ярко-золотой цветок! Как же он мог не понравиться мне! Вот бы увидеть хоть одним глазком этот удивительный цветок!

Воспитатель:

- Наши ребята волшебники! Они для вас, Матрёна и Италмас, соберут большой букет из этих прекрасных цветов.

- Ребята, нам необходимо из конструктора ТИКО изобрести цветы «италмаса».

(Дети кто-то совместно с воспитателем, а кто-то по собственному замыслу конструируют цветок купальницы. Получившееся изделие вдевают на трубочку для коктейля – это будет стебель цветка.)

Воспитатель:

- Матрёна, Италмас! Посмотрите, какие цветы получились у ребят. Ребята, подарите свои цветы Матрёне и Италмас.

Матрешки:

- Спасибо, ребята.

Матрёна:

- Этот букет, ребята, запомнится мне на долго. Красивые солнечные цветы!

Италмас:

- Ребята, Матрёнушка, давайте поиграем в мою любимую игру!

Игра называется «Италмас».

Правила игры:

Все встают в круг, а водящий втсает снаружи с цветком италмас. Пока музыка звучит, все идут в одну сторону, а водящий идет в другую сторону. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя игроками, игроки разбегаются в разные стороны. Кто первый поймает цветок, тот и будет водящим.

А сейчас мы выберем сводящего при помощи считалки.

Бакча берти улмо питра,

Кин ке кутиз – со потоз.

(За огородами катится яблоко,

Кто поймает – тот и галит).

( Водящий выбран. Звучат удмуртские народные наигрыши.Игра начинается.)

Воспитатель:

- Наигрались! Спасибо тебе, Италмас, за веселую игру!

Матрёна:

- Спасибо вам, ребята, за букет. Спасибо, Италмас, за интересную игру. Ну, а мне пора. Я продолжу своё увлекательное путешествие. До свидания!

Воспитатель:

- До скорых встреч, Матрёнушка!

А Италмас, ребята, останется с нами. Мы с вами еще не успели рассмотреть ее новый наряд. Но это уже – завтра!

А сейчас….

У кого задорное настроение? - Поднимаем руки выше!

У кого веселое настроение? – Хлопаем в ладоши звонче!

Используемые ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=1fPrL6xh18M
  2. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-vasilek.html
  3. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-romashku.html
  4. http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85,_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "В гостях у Матрены"

прививать детям любовь к устному народному творчеству....

Конспект ОД во 2младшей группе "Сундучек бабушки Матрены"

Конспект по коммуникативно-речевому развитию. к детям приходит бабушка Матрена и приносит с собой сундук, в котором находятся разные сказки.В сундучке беспорядок и бабушка просит помочь навести внем п...

Конспект НОД " У гостях у тетушки Матрены"

Конспект НОД по ОО "Развитие речи"...

Конспект НОД по музыкальному развитию "В гостях у куклы Матрены" для подг. группы.

Конспект НОД по музыкальному рзвитию старших дошкольников в ДОО...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Посиделки у тетушки Матрены».

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей....