Конспект НОД "Национальный орнамент"
план-конспект занятия (старшая группа)

Басангова Зоя Намрушевна

Ознакомить детей с основными видами орнамента, их значением и назначением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_natsionalnyy_ornament.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

МБДОУ № 1 «Мамонтёнок»

Комплексное интегрированное занятие по образовательной области художественно-эстетическое, для детей среднего дошкольного возраста, на тему: «Национальный орнамент»

Воспитатель Басангова З.Н.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Национальный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре и традиции народов севера.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: приобщение детей к культуре и традиции Ямала.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с основными видами орнамента, их значением и назначением. Учить детей рисовать элементы национального орнамента –треугольник, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;

Развивающие: Развивать творческие способности детей;

Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народа.

Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (треугольник и прямоугольникна каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами национального орнамента, пара рукавиц с орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.

Предварительная работа:

1) Разработка проекта «Ямал мой край родной»;

2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Край в котором мы живем»;

3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;

4) Дидактическая игра «Найди пару».

Методические приёмы: анализ, подведение итогов игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение,

Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.

Ход НОД

Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.

Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?

Лексическая тема: «Скажи, какая?». Ответы детей.

Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена национальным орнаментом.

Что мне с ней делать? Придумала!

Давайте поиграем в игру.

 Проводится национальная игра «Рукавичка». В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.     

По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.

I основная часть

Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок.  Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.

Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!

Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («тропа», «заячьи ушки», «куропатка», «локоть песца») и нового (треугольник) элементов национального узора, шаблоны геометрических фигур (треугольник и прямоугольник) на каждого ребёнка).

Педагог: Что нам с этим делать?

Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.

II основная часть

Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку.  На экране презентация.

Показ иллюстраций с национальным орнаментом. Что это?

Ответы детей.

Педагог: орнамент мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она летящих птиц, создала тропы и медвежьи головы, лошадиный нос). (Показ слайдов)

Национальных узоров много, которые приносят радость, удачу, богатство. (Показ слайдов)

Узор звучит так - «ханши».

Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента национального орнамента. (Показ слайдов) «заячьи ушки», уголки относят к тем простым геометрическим элементам, которые называются «заячьи ушки» (Показ слайдов)

Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (треугольник и прямоугольник). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент национального орнамента (треугольник).

Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован треугольник. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки прямую линию, возвращаясь снова к точке. Две прямые линии и соединение.

Показ способа рисования элемента национального орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора(треугольник).

Показ образцов рукавичек с элементами национального орнамента.

Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

Физминутка

Солнышко
Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) 

Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.

Практическая часть

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.

В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изо материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы национального орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.

После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.

Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.

III заключительная часть

Анализ, подведение итогов

После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.

Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.

Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.

- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?

Сегодня мы с вами познакомились с национальными орнаментами, узнали их значение. Молодцы ребята, все хорошо поработали.

(Ответы детей).

Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что- то ищет.

Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?

Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.

Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.

Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (национальный орнамент); а как называется узор («ханши»); как был расположен узор (симметрично).

Ответы дедушки.

Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.

Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает). А теперь опустите руки в рукавичку, достаньте то, что лежит там. (Дети достают конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...

"Знакомство с юкагирским орнаментом". Конспект НОД в подготовительной группе

организованная образовательная деятельность в области "Познание", "Художественное творчество"....

Конспект НОД в подготовительной группе «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острот...