Проект «Знакомство с русскими календарными праздниками "
проект (подготовительная группа)

Проект «Знакомство с русскими календарными праздниками".    Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.                    
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_pechat.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара

Проект

«Знакомство

с русскими календарными праздниками "

Исполнитель проекта:

Гошко Наталья Александровна,

воспитатель

Сыктывкар, 2018

Участники проекта:

  • воспитатели
  • дети подготовительной  группы
  • музыкальный руководитель
  • родители

Вид проекта:

  • информационно-творческий
  • коллективный
  • краткосрочный

Срок реализации проекта: октябрь  – апрель

Актуальность:

     Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

 В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее пробуждение в истоки национальной культуры, к русским корням. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В праздничных обрядах закрепляется социальное поведение, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

     Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.

Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи  проекта:  

Для детей

  • образовательные:
  • познакомить с традициями русского народа, культурой, искусством, с русскими календарными праздниками «Капустница», «Рождественские святки», «Масленица», «Вербное  воскресение», «Пасха».
  • закреплять понятие о видах и жанрах устного народного творчества.
  • развивающие:
  • развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно - танцевальном творчестве русского народа;
  • обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями;
  • формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;
  • развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество.
  • воспитательные:
  • воспитывать культуру отношения к другому и самому себе;
  • развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином);
  • формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.

Для педагогов:

  • обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме «Народное творчество, традиции, природа, как средство формирования культурного развития детей»;
  • проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:

  • найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;
  • активизировать участие родителей в жизни детского сада;
  • повысить уровень педагогических знаний родителей;
  • приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе;
  • стимулировать родителей к поиску оптимального стиля общения с ребенком
  • укрепить авторитет педагогов в семье, а родителей – в детском саду.

Этапы реализации:

1. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора
  • Определение цели и задач проекта
  • Составление плана совместной работы с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
  • Разработка конспектов.
  • Создать развивающую среду: наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.
  • Подбор песен, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.
  • Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
  • Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание уголка русской горницы.

2. Основной

  • Цикл познавательных занятий
  • Отражение результатов познавательной деятельности  через художественно – творческую деятельность детей
  • Мультимедийные презентации по теме проекта: «Как жили люди на Руси», «Русская горница», «Быт наших предков»

3. Заключительный

  • анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной  деятельности детей
  • выставка детских работ
  • открытое мероприятие «Капустница», «Рождественские святки», «Масленица», «Вербное  воскресение», «Пасха»
  • презентация проекта на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русским народным праздникам;
  • сформированное чувство гордости за русский народ;
  • созданная мотивация к активному участию в преобразовании родной страны в будущем.

Для педагогов:

  • самореализация, повышение своего творческого потенциала;
  • повышение компетентности в использовании в образовательной работе с детьми современных педагогических технологий (проектной деятельности, ИКТ).

Для родителей:

  • создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;
  • повышение компетентности родителей по теме «Русские  календарные праздники»;
  • повышение авторитета детского сада в глазах родителей.

Оценка результатов проекта:

     В ходе реализации проекта достигнуты определённые результаты:

  • создана предметно - развивающая зона русской культуры в виде "Уголок русской избы", в котором собраны предметы быта
  • сформированы знания и интерес к истории календарных праздников русского  народа
  • создан интерес к устному народному творчеству
  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности при организации и проведении совместных праздников и развлечений

Методы реализации проекта:

1.Наглядно-действенный метод:

  • показ сказок (педагогом, детьми)
  • рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций
  • проведение дидактических и музыкально-дидактических игр
  • наблюдения
  • чтение педагогом художественной литературы
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
  • экскурсии, целевые прогулки

2.Словесно-образный метод:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем
  • загадывание и отгадывание загадок
  • рассматривание наглядного материала
  • рассказы детей о своих впечатлениях
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией
  • ответы на вопросы педагога, детей
  • проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)
  • сообщения дополнительного материала воспитателем
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок
  • разбор  житейских ситуаций
  • проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров

3.Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация
  • проведение  игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных
  • организация  постановки театральных представлений, развлечений
  •  проведение  экскурсий в библиотеку, музей
  • организация  вечеров с родителями
  • изготовление с детьми наглядных пособий
  • организация продуктивной деятельности

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООД

Совместная

деятельность

Беседы

Центр познавательного

развития

«В гостях у Осени»

«Собран с поля урожай»

«Русские обычай, традиции и

народное творчество»

 «Как на Руси весну встречали» Разучивание пословиц, поговорок, загадок, потешек, закличек

«Быт наших предков»

Создание «Уголка русской избы»

Наблюдение за изменениями в природе Изготовление игрушек для рождественской ёлки Слушание святочных песнопений в записи

«Что нам осень принесла»

«Русская народная кухня»

«Рождественские святки»

«Как строили дом на Руси»

«Что за праздник Масленица?»

 «Почему мы красим яйца»

Рассматривание и обсуждение картин Б. И. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»,  А. А. Соловьева «Тройка».

Русские народные игры

Дидактические игры

Сюжетные игры

Центр игровой деятельности

«Ручеёк» «Пятнашки»

«Салки-догонялки» «Солнышко-вёдрышко»

«Ты по кругу пройди, себе друга найди» «Собирайся народ в хоровод»

«Гори – гори ясно»

«Как на тоненький ледок»

«Колпачок»

«Змейка»

Игры - соревнования

«Узнай дерево»

 «Варежки»

«Составь узор для пасхального яичка»

«Лото»

«Подбери мебель для избы»

 «Собери посуду»

«Найди отличия»

«Почему так говорят»

«Чей сувенир?»

«Собери матрешку»

«Собираем урожай» «Встречаем Рождество» «Пасхальный подарок»

«Печём куличи»

«В гости к Бабушке – Забавушке»

рисование

аппликация

лепка

Центр художественной деятельности

«Золотая осень»

"Народная праздничная одежда"

«Рождественская ёлка»

«Пасхальное яйцо»

«Матрёшка»  «Ёлочка красавица детям очень нравится»  «Салфетка» «Украсим платочек для матрёшки» «Пасхальное яйцо»

«Овощи  с грядки»

«Пасха – цыплёнок и яйцо»

Лепка из соленого теста дымковской игрушки.

Совместная деятельность

Развлечения

Театральные представления

Центр музыкального развития

Разучивание попевок, закличек, хороводов, частушек

Игры на шумовых народных инструментах

 «Капустница» «Зимние святки» «Масленица»

« Богатырские забавы»

«Вербный базар» «Пасхальное яичко»

Материалы и оборудование

Познавательно-речевой центр развития

Социально-личностный центр развития

ПОЗНАНИЕ: Демонстрационный материал  «Народы мира»; настольно-печатные игры «Ремесла Руси», «Народные промыслы», предметные картинки «Традиционный костюм в культуре народов России»; художественная литература – рус. нар. сказки «Садко»,  «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и Серый Волк», «Мужик и медведь»; нанайская  народная сказка «Айога»; скороговорки, пословицы,  скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, былины; диски с записями рус. нар. мелодий и песен; музыкальные инструменты; презентации «Как жили люди на Руси», «Русская горница», «Быт наших предков»

КОММУНИКАЦИЯ: Картины В.М. Васнецова «Богатыри», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»; иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

СОЦИАЛИЗАЦИЯ: Материал для изготовления женских украшений (бусы, браслеты), кулонов, украшений для кукол, амулетов.

ТРУД: Материал для изготовления фартуков для работы на грядках, плетение ковриков.

БЕЗОПАСНОСТЬ: Игра-лото «Ремесла Руси».

Художественно-эстетический центр развития

Центр физического развития

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ: Иллюстрации с изображением русской избы, чума; картинки с изображением музыкальных инструментов

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Бумага; цветные карандаши; гуашь; кисточки; фломастеры; восковые мелки; ватман

АППЛИКАЦИЯ: Цветная бумага; картон; ножницы; клей; кисточки; клеенки; салфетки

Материал для изготовления инвентаря к народным подвижным играм.

Работа с родителями:

- пополнение уголка ряженья;

- помощь в изготовлении уголка «Русской избы»;

- папки – передвижки; печатные консультации по темам «Осень», «Зима», «Весна».

- участие в выставке «Чудеса огорода»

- изготовление фотоколлажа;

- участие в развлечениях и театральных представлениях;

- консультации для родителей «Подготовка детей к русским посиделкам», «Советы для родителей, что нужно к посиделкам»

- выставки детских работ по аппликации, рисованию, лепке.

Используемая литература:

  1. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
  2. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
  3. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
  4. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Маслениц...

Творческий проект "Знакомство с русскими календарными праздниками"

Развитие у  детей младшего школьного возраста интереса к русской народной культуре...

Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".

Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  к...

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культу...

Знакомство с русскими календарными праздниками “От осени до весны”

Постановка проблемы:Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужн...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...

Проектная деятельность Знакомство с русскими календарными праздниками

Знакомство с русскими календарными праздниками...