Формирование у детей любви к родному краю посредством мини-музея.
статья

Средина Валентина Леонидовна

В дошкольном образовании огромная роль принадлежности к своей «Малой Родине», к родному краю, к своему дому в воспитании ребенка играет региональный компонент.Именно благодаря внедрению регионального компонента в ДОУ дети ощущают свою принадлежность к своей «Малой Родине». Только любовь к России, к её культуре, истории, народа может заложить «фундамент» любви к нашей малой родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2016g.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Коновалова, В.Л.Пахмутова, воспитатели дошкольной группы МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа», д/с «Солнышко» Медведевского района.

Формирование у детей любви к родному краю посредством мини-музея.

 «Родина для ребенка – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью».

В.А.Сухомлинский

В дошкольном образовании огромная роль принадлежности к своей «Малой Родине», к родному краю, к своему дому в воспитании ребенка играет региональный компонент (родная природа, культурное наследие – памятники искусства, художественно ремесленные традиции, язык, фольклор, народные игры и т.д.). Именно благодаря внедрению регионального компонента в ДОУ дети ощущают свою принадлежность к своей «Малой Родине». Только любовь к России, к её культуре, истории, народа может заложить «фундамент» любви к нашей малой родине.

С 2014 года наше образовательное учреждение стало базовой площадкой по совместной разработке и реализации российско-финляндского проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании», что послужило созданию условий для реализации национально-регионального компонента в образовательный процесс. Мы знакомим детей с историей жизни и культуры народа нашей республики. Для этого используем соответствующую литературу, альбомы, иллюстрации о республике, фольклорные праздники и мероприятия. В каждой группе нашего детского сада созданы этнокультурные уголки, где имеются куклы в национальной одежде, элементы одежды марийских костюмов, художественная литература о истории марийского края, предметы декоративно-прикладного искусства: образцы вышивки, деревянная посуда, плетеные изделия. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа.

В мини-музее, дети знакомятся с историей, бытом  и культурой марийского народа. Каждый музейный экспонат имеет описание и название на марийском и русском языках. Наш мини-музей представлен в виде внутреннего убранства дома. Мини-музей содержит в себе кухонную утварь: тарелки, чугунные горшки, глиняный горшок, ухват, плошка; вязаные дорожки, печь, скамейка, ткацкий станок, прялка, утюг, вышитые полотенца.  

Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города и страны. Родители помогают провести экскурсии и прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного творчества является поисковая деятельность, результатом которой был создание мини-музея в ДОУ.

В заключении хотим сказать, что только систематическая и целенаправленная работа, дает богатые возможности для всестороннего развития детей.


Библиографический список

  1. Бакланова, Т.И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации/ Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова. - Йошкар – Ола, 2005.
  2. Детский фольклор народа мари/ А.Н. Петухова. Йошкар - Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. – 287с.
  3. Кудряшов, И.И. Знаешь ли ты родной край/ М.И. Кудряшов. – Йошкар - Ола: Редакция газеты Марий Эл, 2003.- 40с.
  4. Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду /  Н.А. Рыжова, Л.В.Логинова, А.И. Данюкова. – М.: Линка-пресс, 2008. – 256 с.
  5. Федорова, С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие / С.Н. Федорова. – М.: ФОРУМ, 2011. - 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей любви к родному краю

Выступление на совместном педагогическом совете ДОУ и школы "Воспитание у детей любви к родному краю"...

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

«Формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, к России» - консультация для педагогов

    В наше время стала очень актуальной проблема  формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России....

Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея

В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...