Непосредственно-образовательная деятельность с детьми, развлечения, досуги
план-конспект занятия

Хантимирова Ольга Васильевна

Материал для работы с детьми по теме "Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nash_kray.docx1.31 МБ
Файл voroniy_den.docx692.34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Вороний день»

Цель: знакомство детей с традициями народовханты и манси.

Оборудование: презентация по теме праздника, чум, лавка, 2 березы, ленты на каждого ребенка, одежда для женщины ханты, спортивная палка;

Ход праздника

Слайд № 1 «Название праздника»

Ведущий:Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на традиционный хантыйский праздник «Ворнгахатл», что в переводе означает «Вороний день».Но сама я о нем знаю немного, поэтому приглашаю вас в гости к хантыйке, бабушке Акань.

Звучит музыка, выходит Акань

Слайд № 2 «Чум»

Ведущий:Здравствуй, бабушка Акань

Акань:Здравствуйте все, кто пришёл к нам сюда

В край озёр и болот, в край Югорской земли.(Трижды кланяется, поворачиваясь «по солнцу», садится)

Ведущий:Бабушка, ваш народ древний и очень мудрый, скажи откуда появился костер?

Слайд № 3 «Огонь в чуме»

Бабушка: От искорки.  Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Слайд № 4 «Талая вода»

Ведущая: Бабушка, а снег откуда?

Бабушка: «Белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Ведущая: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, 7 апреля, ханты устраивали весенний праздник! 

Слайд № 5 «Праздник «Вороний день»

Ведущая: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!

Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты.

Слайд № 6 «Белая ворона»

А еще одна легенда гласит:

Говорят, давным-давно ворона была белой. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи.

Слайд № 7 «Черная ворона»

Недолго она кружила, увидела падаль и наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили. Улетела птица белая, а вернулась черная. А когда узнали,чего она наелась, выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя.

Слайд № 8 «Вороны»

Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они не сердятся на изгнанницу, а рады ей, ведь ворона- первая вестница весны на Севере.

Ведущая: Предлагаю ребятам поиграть в игру «Вороны и птички»

Игра «Птички и вороны» программа А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»

Ведущая:На Вороньем празднике принято веселиться, играть, петь песни и стихи читать. Наши ребята расскажут о весне.

Слайд № 9 «Капель»

Ребенок 1

Прошли с зимой морозы,

Воздух синий – синий.

Расплела берѐза косы,

Словно на картине.

Ребёнок 2

Днѐм сильнее пригревает

Ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают

Только кверху донцем.

Ребёнок 3

И звенят вокруг весь день

Крики ребятишек

Завалилось солнце в тень

За крутые крыши.

Ребёнок 4

Ясно слышится капель

В тишине хрустальной.

Смотрит звѐздами апрель

К ребятишкам в спальни.

Исполняется песня «Солнечная капель»

Ведущая: Бабушка Акань, а что же в вороний день нельзя было делать, а какие приметы и традиции соблюдали в этот день?

Акань:В вороний день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. А приметы такие: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная, а если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству ворон в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягоды.

Слайд № 10 «Пища на костре»

Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре…

Слайд № 11 «Накрытый стол»

устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как- будто вороне, чтоб она принесла удачу, счастье, тепло, солнце.

Слайд № 12 «Ленты на березе»

Обязательно делали стол с угощеньем возле березы, а также украшали ее ленточками. Я вам, ребята тоже предлагаю принять участие в этом обряде. (Раздача цветных ленточек)

Завязывая ленточку, пожелайте, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, и все люди, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Акань:С пробуждением, мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться.(Слова произносятся на фоне музыки и в процессе завязывания ленточек)

Ведущая: Край наш сибирский как сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нем.

Всё в нашем доме мы делаем вместе-

Сказки читаем, поем одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть!

Музыку слушать и танцевать!

Акань: Покажите, гости, свою удаль, смекалку, сноровку. Наши народы тоже любят соревноваться и играть в игры! А первая игра такая…

  1. Перетягивание палки (мальчики)Слайд № 13
  2. Перейди болото (девочки)Слайд № 14
  3. Хантыйская игра «Каюр и собаки»Слайд № 15

Ход игры:

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки,третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Указания: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

  1. «Хейро» Слайд № 16

Ход игры: 

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шагговорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется

руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков.

Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

  1. «Рыбаки и рыбки» Слайд № 17

Ход игры:

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Указания: Ловить детей – рыбок можно только в кругу. Рыбки должны

забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Слайд № 18 «Праздник «Вороний день»

Акань:Сегодня день праздничный, когда люди радуются, поздравляют и обязательно угощают друг друга.

И я вам принесла угощенье. Поздравляю всех с весной. Желаю всем весеннего, радостного настроения и конечно же огромного здоровья!

Фотоэкспозиция

S1370010.JPG

S1370011.JPGS1370018.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Солнышко»

Участники: дошкольники 3-4 лет. Количество: 8 человек. Длительность: 15 минут. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развити...