НОД "Фольклор Кубани"
план-конспект занятия (средняя группа)

Наталия Малая

В ходе НОД дети знакомятся с традициями кубанской культуры,  фольклором, обычаями жизни на малой Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskiy_folklor.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи: 
Дать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов, населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского фольклора. 
Развивать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать логическое мышление. 
Формировать интерес к кубанскому литературному народному творчеству, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине. 
Оборудование: 
Мультимедийная установка( слайд-шоу «Моя Кубань»). 
Материалы: 
Сборники кубанских сказок, пословиц, поговорок, прибауток, сборник “Плясовые припевки Кубани”, запись кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, Н.Я.Паскевич “Любимый уголок земли”; картины с изображением кубанского казачества. 
Ход НОД: 
Воспитатель в национальном костюме приветствует детей. 
-Ребята, давайте мы сегодня с вами вместе вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гордые, независимые. Понравилась им земля кубанская, да ее просторы. И стал народ прославлять землю славную в песнях, стихах, через фольклор. 
- Что такое фольклор? (Ответы детей). 
( Из словаря С. И. Ожегова “Фольклор- народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта”.) 
- А как вы понимаете “народное творчество”?(Ответы детей). 
К народному творчеству относятся- пословицы, поговорки, песни, сказки, загадки, скороговорки, потешки, дразнилки, былины. 
Пословица - краткое изречение, которое имеет законченную мысль. 
Поговорка - изречение, в котором нет законченного суждения. 
Пословицы и поговорки - это поэзия и мудрость. 
Пословица дает характеристику народа, её сотворившего. 
Сказка - обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом. 
Былина - народная эпическая песня о богатырях. 
Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 
Потешки - песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. 
Рассказ сопровождается показом картин. 
-У Кубанского фольклора есть свои особенности, которые объясняются тем, что кубанская речь представляет собой смесь языков двух родственных народов (русского и украинского), плюс слова из языков горцев. Эти народы и принесли свой фольклор. 
Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). 


Например: Очи бояться, а руки роблять. 
(Глаза боятся, а руки делают.) 
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. 
(Не будет скуки, если заняты руки.) 
Живэ, як мыша в крупах. 
(Живет, как кот в сметане.) 
Що посеешь, то и пожнешь. 
(Что посеешь, то и пожнешь.) 

Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов. 

Казак без седла - что черкес без кинжала. 
Куда казака доля не закинет - все будет казак. 
Казак голоден, а конь его сыт. 
Человек без родины, что соловей без песни. 
Береги землю родимую, как мать любимую. 

Воспитатель:- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, о хлебе, о дружбе? 
Дети делятся на команды и вспоминают пословицы и поговорки. 
-Также отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. 
Звучит кубанская песня “Роспрягайтэ, хлопци, конэй”. 
Физминутка под запись. 

-Но на Кубани живут не только казаки. Наш край многонационален, и коренными жителями считаются и адыги (черкесы). 
-Сегодня мы познакомимся с одним из жанров адыгейского народа- это сказка “Добрая девушка”. 
Чтение отрывков сказки. 
- Есть ли похожая сказка у русского народа? (“Морозко”) 
- Чем заканчивается сказка? (Пословицей “Тому, кто сделал добро, впереди заготовлено добро”). 
- Как вы понимаете эти слова? 
- А есть ли русская пословица, похожая на эту? (Доброму везде добро. За добро добром платят.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...

Викторина для родителей "Кубань казачья - Кубань мастеровая"

В материале родителям  предлагаются творческие задания на знания традиционных казачьих ремёсели различных видов декоративно-прикладного искусства....

Сценарий к спортивному празднику, посвященному Дню защитника Отечества в рамках акции «Моя спортивная Кубань» «Солдаты Кубани!»

сценарий разработан и проведен в честь  Дня защитника Отечества. Посвящен спортсменам Кубани, которые защищают честь страны и военнослужащим защищающим  нашу Родину. Для детей подоговительны...

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедению «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

laquo;Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедениюдная Кубань.Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»...

Выступление «Волонтерский экологический отряд «Зеленое движение Кубани», акция «Сделаем краше Кубань нашу»

Опыт работы «Волонтерский экологический отряд «Зеленое движение Кубани»,  акция «Сделаем краше Кубань нашу»...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Цель: познакомить детей с названием «Кубань. Краснодар, Екатеринодар»,довести до их понимания, что они живут на Кубани; дать понятие «казаки»,выделить   столицу ...

ООД «Родная Кубань» (путешествие по реке Кубань).

Продолжать формировать представления о малой родине; закреплять знания детей о птицах, животном и растительном мире нашего края. Развивать наблюдательность, интерес к познанию. Воспитывать патриотичес...