«Ты мой друг, и я твой друг»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Задачи:

 Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о дружбе, вызывать желание дружить с детьми разных национальностей. Продолжать формировать у детей разных национальностей национальную идентичность.

Воспитательная: Воспитывать в детях умение по – настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.

Развивающая: Развивать представления детей о культуре русского, татарского, чувашского, марийского, мордовского   народа.

  Ход:

 

Воспитатель: Когда живется дружно,

что может лучше быть?

И ссориться не нужно

 и можно всех любить!

Живется дружно тогда, когда ребята умеют дружить. Скажите, а в нашей группе есть ребята, которые умеют дружить?

Дети: - Да (называют по имени детей, которые дружат между собой)

Воспитатель: Да, вы правы, мне тоже очень нравится, как дружат эти дети. А какие вы знаете виды дружбы?

Дети: Дружба между девочками, дружба между мальчиками, дружба между девочками и мальчиками, семейная дружба, дружба с животными…

Воспитатель: Правильно бывает разная дружба. А еще ребята бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей. Скажите мне, в какой стране и в  республике мы с вами живем?

Дети: Мы живем в России в Чувашской Республике.

Воспитатель: Россию называют многонациональной страной. А люди каких национальностей живут в нашей республике?

Дети: Чуваши,  русские, татары, мордовцы,  марийцы…

Воспитатель: Правильно, в основном в нашей республике живут чуваши и русские, есть еще татары, марийцы, мордовцы и люди других национальностей. Так вот, ребята, дружба народов – основное богатство Чувашской Республики!.

А как вы думаете, чем отличаются друг от друга дети разных национальностей?

Дети: Разговаривают на разных языках, поют разные песни, у них есть своя национальная одежда…

Воспитатель: Правильно, молодцы. Во-первых, люди разных национальностей от­личаются друг от друга национальным или родным язы­ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее гово­ря, культурой.

Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак­тером

Воспитатель: И конечно мы все люди  умеем дружить. Запомните ребята: Не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам. Делает человек добрые дела – значит этот  человек добрый, хороший, достойный уважения.

(Стук в дверь)

Появляется Ванюк

Ванюк: Здравствуйте ребята. Сывлах сунатап , ачасем.

Воспитатель: Здравствуй Ванюк. Давайте все вместе скажем  ребята ,сывлах сунатпар , Ванюк.

Ванюк: Ребята , я только что приехал с экскурсии по русской реке Волге и сразу же направился к вам  рассказать о своих впечатлениях от увиденного.

Воспитатель: Что же ты там увидел такого интересного, чего мы не знаем?

Ванюк: Я узнал, что на Волге живут разные народы. И у них у всех своя национальная одежда, свои культура и традиции, своя кухня.

Ванюк: Ребята, а мы с вами до прихода Ванюк начали беседу как раз о разных народах , которые проживают в Чувашии и как мы с ними дружим . Ванюк, а ты мне поможешь рассказывать? (Слайд 2)

Ванюк: Конечно помогу.

Воспитатель:. И так мы отправляемся в путешествие по реке Волге. (Слайд 3)В России с давних пор принято встречать гостей хлебом солью. (Слайд 4)Россияне очень доброжелательный народ. В  давние времена и в настоящее время люди живут в деревянных домах, сделанных из качественных бревен. (Слайд 5)Считается , что воздух в таком доме чище и свежее. Такие дома могут собрать умельцы с золотыми руками. Они учились этому из поколения в поколение. Русский народ очень трудолюбивый и славиться она своими мастерами по хохломской, жестовской, дымковской росписи. (Слайд 8)

Ванюк: Когда я был в гостях у мастериц они мне подарили красивую  свистульку.

Воспитатель:. Еще у русских мастериц есть один из распространенных видов народного творчества -это вышивка. (Слайд 7)С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Воспитатель:. Русский народ почитает свои традиции: это  Пасха, Рождество , ТроицаМасленица. В эти дни село освобождаются всякой работы, люди нарядно одеваются, и выбирают благостные, приятные темы для разговоров, готовят народные блюда русской кухни: утку с яблоками, пельмени, жаркое с мясом, блины и т.д(Слайд 9)

Ванюк: Ребята, я так же побывал в татарском селе, а вы хотите услышать о татарах.

Дети: Да

 Воспитатель: Традиционным жилищем татар  Поволжья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. (Слайд 12)Внешний фасад украшался многоцветной росписью.  Одежда мужчин и женщин состояла у татар из шаровар и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё —войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений. (Слайд 10-11)

Ванюк: А татарские народные  игры и праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Меня тоже научили играть в игру. Давайте мы с вами поиграем в татарскую народную игру «Колечко»

Правило игры. Водящий зажимает колечко между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки «лодочкой». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались кому именно. После этого произносится фраза «Колечко – колечко, выйди из крылечко! » Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящей, остальные же должны попытаться его удержать, если, конечно, сообразят вовремя, кто именно собирается бежать. Если получившему колечко удается выбежать, то в следующем водит он, если нет – водящий остается тот же.

Ванюк:. Какие вы все молодцы. Всем понравилась игра. Так же меня угостили татарскими блюдами: чак- чак, манты(Слайд 13)

Воспитатель: Продолжим наше путешествие по Волге. Вот мы и очутились в чувашской деревне. Чуваши очень гостеприимный народ. (Слайд 14)

 украшений применялись так же бисер, монеты и раковины . Народная чувашская вышивка известна всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают Чуваши встречают гостей в национальной одежде и   с обязательным угощением(Слайд15). В Чувашии каждую девочку обучали вышивке, а мальчика резьбе по дереву. (Слайд17)Из всех сохранившихся образцов чувашской вышивки нет двух одинаковых. И всех резных ковшов нет копий. Каждая чувашская женщина была настоящим художником. Каждый мужчина-чуваш владел художественным ремеслом. Чувашию издавна называли краем «ста тысяч узоров». Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками. При изготовлении головных уборов хушпу и тухъя использовали монеты, бусы,бисер. (Слайд16)

Ванюк: А еще из дерева чуваши строили деревянные дома с резными ставнями и наличниками. (Слайд 18) А давайте поиграем вместе со мной чувашскую игру «Изба». Для этого мы разделимся на две команды. На стульях лежат красивые платки. Вы выходите на середину и говорите слова:

Мы ребята – молодцы Эпир – маттур ачасем

В играх все мы удальцы Пер ушкана пуханар

Вместе спляшем и споем Выляр, ташлар, саванар

А потом домой пойдем Унтан киль саланар

Потом под музыку исполняются элементы чувашского танца, а как только музыка заканчивается, вы бежите к стульям и натягиваете платок над головами за 4 угла. Выиграет команда, которая быстрее «построит» избу.

ВанюкМаттур! Ай да молодцы, ребята-удальцы.

Воспитатель: Наша следующая остановка  марийское село. Ребята ,как вы думаете , кто здесь живет?

Дети: Марийцы!

Воспитатель: Правильно, марийцы.(Слайд 19). Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. Мастерство девушки оценивалось её вышивкой, и поэтому все маленькие девочки хотели научиться хорошо вышивать. Марийская  мужская рубаха, женское платье и фартук  богато украшено вышивкой. Женщины также как и мужчины носили  штаны, кафтан, лыковую обувь.  Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Они были  различны по своей форме.  На костюм женщины надевали набор разных украшений, которые они делали из монет, бисера, бусинок, ракушек. Эти украшения позволяли отпугивать злых духов, нечистую силу.(Слайд20)

Марийская кухня – это  традиционное искусство приготовления пищи марийского народа.

Марийская национальная кухня формировалась веками. Распространены блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп - каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха - картофельные пельмени, картофельные оладьи.

Основная традиционная пища марийцев - суп с клёцками (лашка), вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо)  (Слайд 21) Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки.

Ванюк: Ребята, давайте мы с вами немножко отдохнем и поиграем в пальчиковую игру «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопки на счет.
Вышел пальчик погулять.
Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.
Только вышел из ворот - 
Глядь, другой к нему идет.
Присоединяется средний палец.
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
Затем - безымянный.
Вместе встанем в хоровод - 
Вот.
Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

Воспитатель: Продолжим наше интересное путешествие. Мы в гостях у мордовцев(Слайд 22).

Мордовцы славятся своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Слайд 23). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».

Традицией мордовского народа являлись обряды, посвященные хозяйственной деятельности: в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных, и предостережении от неприятностей. Эти обряды относились к началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п.
Когда проводились празднества было много и игровых действий:  песни,  ряжение, пляски. 

Воспитатель: Вот и  завершилось наше путешествие по реке Волге. Ребята скажите пожалуйста у кого мы сегодня побывали в гостях?

Дети: У русских, татар, чуваш, марийцев и мордовцев.

Воспитатель: Правильно, молодцы. И помог нам в этом Ванюк.  Давайте скажем ему большое спасибо. Тавтапус.

Дети:Тавтапус.

Ванюк: Мне очень понравилось с вами путешествовать и поиграть в игры. Вы все молодцы. Маттур. Но пришло время и мне попрощаться с вами. До свидания , дети. Сыва пулар. (Ванюк уходит)

Воспитатель: И в конце мне хочется ребята вам сказать

Пусть мы такие разные

У нас одна семья

И дружба народов не просто слова

Дружба народов на все времена

Пусть на нашей планете исчезнет вражда

Пусть мирные звезды над небом горят

И дружба не знает границ и преград.

Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Спасибо вам за то, что вы есть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-развлекательный досуг «Ты мой друг и я твой друг»

Спортивно-развлекательный досуг «Ты мой друг и я твой друг»Посвященный международному дню друзей. Задачи: - Развивать   нравственные основы личности в процессе формирования предста...

Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Ты мой друг, и я твой друг»

Тема развития коммуникативной и морально-нравственной сферы дошкольников привлекает в последнее время все больше внимание педагогов. Все чаще перед поступлением в школу  эмоциональная и коммуника...

Конспект занятия во второй младшей группе "Ты мой друг и я твой- друг"

Зянятие напрвлено на развитие нравственно-патриотических чувств у младших дошкольников...

Тренинг общения для дошкольников на тему: «Ты мой друг и я твой друг»

Hазвитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Ты - мой друг и я твой друг"

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений....

Спортивный праздник"Ты мой друг, и я - твой друг"

Презентация по проведению спортивного праздника ....