выступление на РМО
материал (средняя группа)

Каткилева Анна Аркадьевна

Формирование и развитие государственной национально-региональной системы образования является одной из причин приоритетных задач обучения в национальных школах. По содержанию и духу она должна учитывать национальные особенности традиции народов, проживающих на территории того или иного региона. В этом случае образование – это не только ключ развития личности, но и средство возрождения и развития национальных культур, средство приобщения к культуре народов Российской Федерации и мира, механизм укрепления духовности общества. Несмотря на определенные усилия государства в решении актуальных вопросов малочисленных народов, в том числе селькупов, острота проблем в области воспитания, образования и профессиональной ориентации молодежи сохраняется. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКового наследия В РАМКАХ ЭТНОПедагогического ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА

Формирование и развитие государственной национально-региональной системы образования является одной из причин приоритетных задач обучения в национальных школах. По содержанию и духу она должна учитывать национальные особенности традиции народов, проживающих на территории того или иного региона. В этом случае образование – это не только ключ развития личности, но и средство возрождения и развития национальных культур, средство приобщения к культуре народов Российской Федерации и мира, механизм укрепления духовности общества. Несмотря на определенные усилия государства в решении актуальных вопросов малочисленных народов, в том числе селькупов, острота проблем в области воспитания, образования и профессиональной ориентации молодежи сохраняется. В обновлении содержания образования мы ставим следующие цели:

  • Подготовить учащихся к жизни и труду в условиях современной жизни.
  • Выпускать людей, способных стать хорошими специалистами.
  • Формировать духовно богатую личность, знакомить учащихся с культурными ценностями народа и других этносов.

У каждого народа есть своя история, социальные традиции, мировоззренческие особенности, что накладывают существенный отпечаток и на специфику народной педагогики. Развитие личности, усвоение ребенком социальных норм, опыта происходит в процессе социального взаимодействия, влияния общественной среды. В воспитании и обучении детей большое значение имеют этнические традиции, отраженные в народном мировоззрении, фольклоре, играх и пр.

Стремление к сохранению языка приобщает молодежь к материальной и духовной культуре родного края-, способствует формированию национального самосознания и достоинства. Проблема сохранения родного языка и культуры требует перестройки существующей системы обучения и воспитания. Возрождение языка рассматривается в тесной связи с вопросами сохранения духовной и материальной культуры северного народа. В этом направлении проводятся работы в районах компактного проживания. В тарко-салинской средней общеобразовательной школе – интернате изучают родной язык с 1-9 классы. Основным сдерживающим фактором улучшения владения родным языком является недостаточная функциональность селькупского языка. К сожалению, подобная характеристика применима к подавляющему большинству малочисленных народов Севера, и решение проблемы  решается в рамках учебной программы школы – интернат.

Приобщением подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и лучшим художественным традициям народа становится сегодня нормой. Именно в традиционной культуре, искусстве наиболее ярко и выразительно проявляется жизненный опыт народа, его творческий потенциал, отражается мировоззрение и художественный вкус. Это должно прививаться с самого детства. Для этого к воспитательному процессу следует привлекать родителей, учителей родного языка, и других специалистов культуры. В жизни народа весьма велики значение и роль фольклора, являющегося не только специфической формой передачи народного опыта, но и средством воспитания детей.

В разные годы воспитанники нашего интерната по собственному желанию в разное время ездили в город Салехард, на молодежный форум по сохранению родного языка. Ярким примером является воспитанники  школы – интерната Кунина Раиса, Каткилева Лариса, Кунин Игорь, которые,  после этих поездок, поняли важность сохранения родного селькупского языка.

Чрезвычайно важно проводить системную работу по анализу причин успехов и неудач в организации воспитательного процесса. Самостоятельно выявлять достижения и пробелы в своей педагогической подготовке. Работу по эстетическому воспитанию, развитию любознательности, способностей творческого воображения, коммуникабельности во взаимодействии с центрами развития и воспитания села.

Таким образом, современная реальность требует поиска активных форм работы и методов воспитания детей в национальных школах, побуждающего к творческому восприятию окружающего мира.

Создание условий для развития личности через формирование систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению для приобщения в процессе воспитания к культуре, традициям ненецкого народа - это основная цель работы воспитателя интерната.

Этнокультурное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс приобщения воспитанников к этнической культуре в интернате. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у воспитанников этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактики межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у воспитанников понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.

Этнокультурное воспитание решает триединую задачу: в этнокультурном плане - воспитание личности, носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном плане - формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном плане - приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

       Вопросами этнопедагогики сегодня заинтересованы педагоги во всех регионах страны. Ведь любая школа – это учреждение, которое осуществляет наибольшую работу по личностному формированию учащихся. Понятно, что привитие любви к родной земле и народному творчеству надо формировать с самого раннего детства в любой семье. Но в условиях интерната, в котором проживают дети из небольших поселений Пуровского района, большую роль в воспитании интереса к родной культуре и культуре других народов играет заполненность предметно-развивающей среды.  

Работая с воспитанниками школы - интерната, воспитатель старается вносить элементы этнопедагогики почти во все массовые общеинтернатные (по плану,1 раз в месяц) и внеклассные беседы, с ручным трудом, которые проводятся еженедельно. Если дети знакомятся с государственной символикой РФ, то узнают и о символике Пуровского района (о флаге, гербе). На мероприятии по экологическому воспитанию непременно дается информация о флоре и фауне нашего края, например – животные из Красной книги (изучаются животные и птицы Ямала). Если это мероприятие, посвященный Великой Победе в ВОв, то обязательно озвучиваются данные о героях-земляках или тружениках тыла, чьи имена носят улицы Тарко-Сале. Тематические классные часы воспитывают у детей чувство гордости за страну, за наш регион и людей, живущих рядом, прививают интерес к истории малой родины, содействуют воспитанию настоящих патриотов своего государства. Целенаправленная воспитательная работа имеет огромное духовно-нравственное значение, пробуждает в детях такие чувства, как трудолюбие, честность, стремление к добру и милосердию, учит любить родной народ и землю, на которой они родились.

В группе проводятся традиционные мероприятия, которые способствуют развитию интереса к обычной жизни селькупов, фольклору, их обычаям, образу жизни. На них воспитанники знакомятся с уникальными традициями, на которых был построен быт коренных жителей севера, демонстрируют национальные костюмы, узнают основные правила гостевого этикета. Такие мероприятия воспитывают уважение к родной культуре и традициям и развивают способности к пониманию чувств людей других национальностей. Знакомя детей с прикладным искусством северных народов, педагоги обращают внимание детей на предметы, сделанные из разных материалов (кость, бисер, мех, береста, сукно). Также воспитатели знакомят детей с различными произведениями писателей, поэтов и художников, при этом также воспитывается уважение к культуре и традициям своего народа. На воспитательных мероприятиях особое внимание уделяется уважению к старшим. Например, ко Дню Матери дети ежегодно рисуют открытки, пишут сочинения о мамах и бабушках. Педагоги постоянно общаются с родителями детей, помогающими при проведении национальных праздников, и не только. Часто простые телефонные звонки родителям приводят к тому, что организуется небольшое мероприятие, которое заканчивается традиционно чаепитием.

Каждое мероприятие – это всегда творчество и импровизация. Воспитатели, составляя сценарий, обязательно учитывают индивидуальные особенности детей, направленность их творчества, интересы, а также уровень знания родного и русского языков. К великому сожалению с каждым годом дети все меньше и меньше говорят и понимают родной селькупский язык, тем самым утрачивается этническая связь с родными и близкими. Воспитанник, выйдя из стен интерната, уже не связывает свои планы с родным поселком, нет решения вернуться в родные края.

На профориентированных занятиях дети узнают об особенностях профессий, востребованных в сельской местности, эти мероприятия расширяют знания школьников о разных профессиях, учат планировать и анализировать свою деятельность. Вместе с воспитателями дети посещают районные мероприятия, народные праздники, посвященные календарным датам, юбилеям известных земляков (писателей, поэтов, актеров), которые проводят ЦНК, центральная библиотека, центр дополнительного образования. Следовательно, если наши воспитанники принимают активное участие в таких праздниках, значит, дети в понятной, доступной, эмоциональной форме целенаправленно приобщаются к истокам северной культуры. 

В результате у детей  должно сформироваться положительное отношение к этнокультуре.

Таким образом, воспитательная работа, которая проводится в Тарко – Салинском школе - интернате, приучает детей изучать не только историю своей семьи, своего рода, но и своей страны, потому что духовно-нравственное воспитание – это не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение ко всем землякам и другим людям.

Заключение: Используя в своей работе этнопедагогику, развивающие творческие способности воспитанников, воспитатели интерната стремятся к тому, чтобы дети знали историю и культуру своего народа, учились беречь хрупкую природу своего края, получили целостную картину мира и понимание роли человека в этом мире, чтобы каждый ребенок нашел себя, сохранив при этом свои корни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....