Проект "Родной свой край люби и знай"
проект (старшая группа)

Ляпина  Наталья Борисовна

 Своеобразным эпиграфом к представленному материалу  послужили всем известные строчки из стихотворения К. Симонова: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.»  Разработанный мною проект, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста представлен в виде практического материала, расположенного в пяти разделах6 «Моя малая Родина», «Обычаи и традиции», «Мир природы», «Культурный облик» и «Деятельность людей».  Темы разделов связаны между собой логически и дают, на мой взгляд, наиболее      полное представление о нашей местности. А также способствуют эффективному усвоению детьми представлений о нашей малой Родине.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rodnoy_svoy_kray.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

№17 «Сказка»

   

 проект

«Родной свой край люби и знай»

8810 

                                                             

                                                                                                           Выполнила:  Ляпина

  Наталья Борисовна –

                                                                                        воспитатель 1

                                                                                               квалификационной

                                                                                категории

с. Арефино

        2015г.

Введение:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

К. Симонов

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той  путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.. Родина – это место, в котором человек родился и живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…   

Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до  осознанной любви к своему Отечеству. А быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Поэтому в моём проекте по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, одна из ведущих ролей отводиться ознакомлению с природой родного края, осознанно – правильному отношению к ней. Проект представлен в виде практического материала, расположенного в пяти разделах. В каждом разделе решаются свои задачи. Содержание разделов рассчитано на детей старшей возрастной группы. 

Содержание проблемы и необходимость решения её проектным методом:

   Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее.  Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Если во главу воспитательной системы  поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему  воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты развития дошкольника, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие проводимых мероприятий.

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине  следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля  и пруда, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – местная культура, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности. На мой взгляд, работа в этом направлении должна вестись комплексно и охватывать все образовательные области и реализовываться во всех видах  детской деятельности. Поэтому при планировании работы мною и был выбран метод проектной деятельности. При разработке проекта, я сочла необходимым разделить его на несколько разделов. Темы разделов связаны между собой логически и дают, на мой взгляд, наиболее полное представление о нашей местности. А также способствуют эффективному усвоению детьми представлений о нашей малой Родине. Важным условием, представленным в моём проекте, является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Каждая тема, представленная в разделах, актуальна.

Название проекта:        «Родной свой край люби и знай»

Вид проекта:                    Долгосрочный, групповой,

                                                  исследовательско-творческий

Участники проекта:    Воспитанники старшего возраста ДОУ,

                                                 родители воспитанников,

                                                 воспитатели группы,

                                                 специалисты ДОУ

Проблема:     отсутствие системы, направленной на формирование представлений об обычаях, традициях народной культуры, воспитание

отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.

Цель проекта: Формирование нравственно - патриотического отношения  и чувства сопричастности к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре, обычаям и традициям.

Задачи проекта:

  1. Сформировать у детей представления  о родном селе Арефино: история, достопримечательности, культурный облик, деятельность людей, природа.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал село.
  3. Расширить знания детей о флоре и фауне нашей местности.
  4. Воспитывать любовь к родному селу, району, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  5. Познакомить с культурой и традициями  нашей местности.

Основные направления проекта

Раздел

Актуальность

I.

«Моя малая родина»

Воспитание  любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитывать патриотов своего края, необходимо сформировать у детей представление о своей малой Родине.

II.

«Мир природы»

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Красочное многообразие явлений природы оставляет глубокий след в душе ребенка, помогает замечать большие и малые изменения окружающего мира. Изучая родной 
край, ребенок понимает, что в любую пору и любом месте мир разноцветный.

III.

«Культурный облик»

Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного села, его исторических корней, основанное на ознакомлении с культурными учреждениями,  памятниками боевой славы, людьми, прославившими наше село.

IV.

«Обычаи и традиции»

Важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, знакомить с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством. Это формирует у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте.

V.

«Деятельность людей»

Знакомить детей с трудом взрослых необходимо с первых лет жизни. Систематическая работа в этом направлении оказывает огромное влияние на развитие их социального опыта, воспитание положительного отношения и уважения к труду и профессиям.

Продукт детской деятельности:

  1. Создание стенда:

«Улицы родного села»

     (детские рисунки, сотворчество детей и родителей);

   Фотовыставки:

  «Где работают родители, узнать вы не хотите ли?»

«Труд взрослых – это интересно»

                                   

2. Практическая мастерская:

   Выставка поделок из природного   материала «Осенний букет»

   Макет «Здания нашего села »

3.Оформление альбомов:

    «Моя семья»,

    «Люблю берёзку русскую»

4. Сочинение эко-сказок, творческих рассказов,

    частушек, пословиц.

Сроки реализации проекта:       

сентябрь – август

Постановка новой проблемы: 

«Что я знаю о Вачском районе и Нижегородской области?»

                                                          

Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1

1.Формирует проблему.

Цель: Формировать у детей представление о селе, в котором мы живём, чувство любви к своей малой Родине.

2.Вводить детей в игровую ситуацию:

Просмотр слайдовой презентации «Прогулка по селу»

 Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что те, кто родился, живёт и трудиться  в нашем селе, делают всё,  чтобы оно стало ещё краше, чище, и каждому из нас надо уметь быть ему полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем – и на благо всей страны..

3.Формирует задачи:

- где и с кем ты живёшь

- кем работают твои родители

- роль предприятий села в жизни страны

- что мы знаем об истории своего села

- где я хотел бы побывать

Входят в проблему

Вживаются в игровую ситуацию, размышляют, хотят больше получить информации.

Принимают и уточняют задачи проекта

Понимают проблему

Вживаются в ситуацию

Принимают и уточняют задачи проекта

2

1.Подводит к решению задач.

2.Планирует деятельность:

Найти решение задач через проведение цикла экскурсий, беседы, игр-путешествий, чтение художественной литературы, встреч с интересными людьми. Воспитатель и  специалисты помогают детям спланировать деятельность и воплотить результат в продуктивной деятельности.

Планируют деятельность

Помогают в планировании

3

1.Организует работу над проектом (поэтапно, направляют на поиск решений, предметно-речевую деятельность).

2.Побуждают детей к решению проблемных ситуаций, активизируют их инициативу.

3.Реализуют ситуацию на равных партнёрских позициях.

1.Решают задачи проекта с помощью педагогов.

2.Формирование умений и навыков, формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Взаимодействуют с педагогами

4

1.Организует выполнение продукта деятельности, оказывая практическую помощь.

2.Воспитатель и специалисты принимают участие в презентации проекта.

1.Отбирают необходимые материалы для выполнения продуктивной деятельности.

2.Договариваются о презентации проекта

(оформление творческого пакета, представление проекта).

3.Представляют продукт деятельности

Сотворчество с детьми

Выдвигают новую проблему:

«Что я знаю о Вачском районе и Нижегородской области?»

Определяют цели нового проекта

Обсуждают актуальность темы

Система проектных мероприятий:

Раздел

«Моя малая Родина»

Цель

Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства гордости за свою малую Родину

Направление

Виды детской деятельности

Ответствен-ный

за проведение

Срок выполнения

Познавательное и  речевое развитие

ООД:

Предметно – социальное окружение:

- «Край, в котором мы живем»          

- «История села Арефино»

Рисование:

- «Улицы родного села»

Конструирование:

- «Каким будет наше село через много лет».

Ручной труд:

- Изготовление макетов зданий села.

Беседы:

 - «Моё любимое село»

- «Название улиц нашего села»

- «Домашний адрес, квартира, моя комната»

- «Любимые места посещения с родителями».

Творческие рассказы почётных жителей села:

- «Село, в котором я живу»,

- «С чего всё начиналось».

Лента времени:

«Путешествие по селу: прошлое и настоящее»

Просмотр слайдовой презентации:

«Арефино, прогулка по селу»

Экскурсии:

- «Храм»

- «Памятник воинам, павшим в ВОВ»

- «Памятник Герою Пестрякову В.А.»

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Сентябрь

Ноябрь

Октябрь

Май

Февраль

Ноябрь

В течении года

Апрель

В течении года

Социально – коммуникативное

 развитие

Сюжетно-ролевые игры:

- «Путешествия»,

- «В нашем селе праздник»

- «В нашем селе строится новый дом»,

- «Открылся новый магазин»

Дидактические игры:

- Лото «Мамины помощники»

- «Моя комната»

- «Найди предмет»

- «Как мы живём в детском саду»

- «Моя семья»,

- «Дарю подарки»,

- «Чей я ребёнок, угадай?»

Организация уголка "Никто не забыт и нечто не забыто» в группе

Воспитатели

В течении года

декабрь

Художественно – эстетическое

развитие

Изготовление фотоальбомов:

- «Село моё  любимое»                    

  - «Достопримечательности моего села»

Слушание:

- «Песня об Арефине»

- «Песни, с которыми мы победили»

- «Если с другом вышел в путь»,

- «От улыбки»,

- «Песенка друзей».

Выступления детей с художественными номерами на мероприятиях села:

- «День села»,

- «Широкая Масленица»,

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Апрель

Февраль

По плану музыкального руководителя

По календарю

Физическое развитие

Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома

Физкультурный досуг 

«Зимние забавы».

Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Мед.  сестра

В течении года

Январь

февраль

Тема

«Мир природы»

Цель

Расширять представление детей о разнообразии флоры и фауны Нижегородской области. Формировать умение понимать и ценить красоту природы родного края. Продолжать знакомить  с правилами поведения в природе.

Направле-ние

Виды детской деятельности

Ответствен-ный

за проведение

Срок выполнения

Познавательное и  речевое развитие

Беседы:

- «Что за ягодка такая»

- «Целебное лукошко»

- «Животные нашего края»

- «Птицы нашего края»

- «Не торопись сорвать, подумай»

- «Беседа о климатических условиях области»

Составление экосказки о селе.

Викторина:

-«Что я сделал для родного села» (чистота, уют).

Экскурсии:

- «По окрестностям села»

- «Знакомство с лекарственными растениями»

- «По экологической тропе»

- «Откуда хлеб пришёл»

- «Загадки хвойного леса»

- «Люблю берёзку русскую»

- «Водоемы  нашего села» Исследования в уголке природы:

- «Огород круглый год»

 

Воспитатель

Эколог

Воспитатель

Эколог

Воспитатель

Эколог

Воспитатель

Эколог

В течении года

Январь - апрель

Социально – коммуникативное развитие

Акция:

- «Покормите птиц зимой» Театрализованное представление: 

- «В гостях у бабушки  Непогоды» Экологические праздники:                  - «Здравствуйте, пернатые друзья!»

- «Грач на горе – весна на дворе»

Посещение фитобара:

- «Лечебный чай из растений и их плодов, собранных в нашей местности»

Участие в очистке от мусора участков около жилых помещений и детского сада.

Посадка деревьев и разбивка клумб

Мероприятия по охране окружающей среды. 

Создание уголка:

«Самое почитаемое дерево – берёза»

Создание снежных построек на участке детского сада

Музыкальный

руководитель

Эколог

Воспитатели

Мед.сестра

Эколог

Воспитатели

В зимний период

Ноябрь

Март

Апрель

В течении года

В течении года

Весна

Июнь

Зима

Художественно – эстетическое развитие

Экологические музыкальные  праздники

Изготовление фотоальбома:

- «Растения земли Нижегородской» Конкурс:

- «Осенний букет»

Оформление альбомов:

- «Дикие животные»

- «Разнообразие растительного мира»,

- «Наше село в разное время года».

Презентация:

«О елях, берёзах, дубах и осинках – короткий рассказ в разноцветных картинках»

 

Музыкальный

руководитель

Воспитатели

Эколог

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

По плану музыкаль-ного руководителя

Октябрь

В течении года

Ноябрь

Физическое развитие

Дыхательная гимнастика:                   - «Листья шуршат»                                  - «Морозко»                                              - «Одуванчик»                                             - «Радуга, обними меня»                  Подвижные игры:                                  - «Перелет птиц»                                     - «Льдинки, ветер и мороз»                    - «Скворечники»                                      - «Цветы и ветерки»                                - «Весёлые зайчата»                                  - «Кузнечики»                             Эстафеты:                                                - «Сбор картофеля»                                 - «Бегущие ручейки»                               - «Эстафета пчелок»

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

В течении года

Взаимодействие с родителями, социальными  партнёрами

Природоохранные  акции:

- «Собирая - охраняй».

- «Не рубите елочку зеленую». Изготовление скворечников
Бюллетень:

- «Береги зеленого друга»
- «Путешествие по тропе здоровья»

Выставка работ из природного материала:

 «Творим вместе»

 Фотовыставка:

 - «Отдыхаем всей семьей»

- «Природа родного края»

Эколог

Воспитатели

Сентябрь

Май

Декабрь

Май

Июнь

Ноябрь

Май

Апрель

Раздел

«Культурный облик»

Цель

Формировать у детей представление о социокультурной среде родного села, его достопримечательностях, известных людях

Направление

Виды детской деятельности

Ответствен-ный за проведение

Срок выполне-ния

Познавательное и речевое развитие

Беседы:

- «Делимся впечатлениями о празднике села»

- «Какие учреждения есть в нашем селе»

- «На каких праздниках в селе ты был с семьёй»

Экскурсии:

- «Ледовая площадка»

- «Здание храма»

- «Дом культуры»

- «Библиотека»

- «Школа»

- «Новогодняя ёлка у дома культуры»

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Специалист по развитию речи

воспитатели

Июнь

Февраль

Сентябрь

Декабрь

Октябрь

Ноябрь

Сентябрь

Апрель

декабрь

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые  игры:

- «Библиотека»

- «Магазин»

Дидактические игры:

- «Собери здание»

- «Пройди по схеме»

Трудовая деятельность по ремонту книг

Встречи с почётными жителями села

Воспитатели

Специалист по развитию речи

В течении года

февраль

Художественно – эстетическое развитие

Лента времени

Просмотр слайдовой презентации:

«Здания сегодня и в прошлом»

Знакомство с картинами

Чанова А.О.

Рисование:

«Красивые здания нашего села»

Воспитатели

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Воспитатели

В течении года

Октябрь

Март

Февраль

октябрь

Физическое развитие

Работа с картой – схемой села

Подвижные игры:

- «Карусели»

- «Догонялки

- «Прятки»

- «Дорожка препятствий»

- «Пожарные на ученье»

- «Мы весёлые ребята»

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

В течении года

Взаимодействие с роди-ми, соци-ми партнёрами

Фотоальбомы «Достопримечательности  нашего села»

Помощь в организации экскурсий

Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Апрель

В течении года

Раздел

«Обычаи и традиции»

Цель

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Воспитывать интерес к народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, фольклору.

Знакомить  детей с народными праздниками.

Направление

Виды детской деятельности

Ответн-ный за проведение

Срок выполнения

Познавательное и  речевое развитие

Посещение комнаты  народного  быта

Презентации:

- «Предметы быта и кухонная утварь русского народа»

- «Народные костюмы»

Чтение:

Русских народных сказок, пословиц и поговорок

Былина об Илье Муромце».

Беседы:

- «О богатырях русских»

- « Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся»

- «Сам пропадай, а товарища выручай»

 - «Любовь к Родине – сильнее смерти»

Рассматривание:

 картин, иллюстрации

«Три богатыря» Васнецов

Инсценировка русских народных сказок:

- «Гуси-лебеди»

- «Теремок»

Воспитатели

Специалист по развитию речи

В течении года по плану специалиста по развитию речи

Социально – коммуникативное  развитие

Молодецкие забавы- игры:

-  «Построй корабль»

-  «Подними якорь»

-  «Моряки и акулы».

Просмотр мультфильмов: 

- «Летучий корабль»  

- «Иван-царевич и Серый волк»

Воспитатели

В течении года

Художественно – эстетическое  развитие

Рисование:                                        - «Русская матрешка»                       - «Декоративное блюдо» (золотая хохлома)

Лепка:

 «Водоноски у колодца».

Слайдовые презентации:

-  «Русские народные инструменты»

Прослушивание русских народных песен:

- «Калинка»

-  «Во поле береза стояла…»

- «Ой, да ты калинушка»

- «Как родная меня мать провожала»

- «Солдатушки»

-  «О мире»

Солдатские частушки

(детское творчество)

Просмотр видео – роликов:

-  «Танцы русского народа»             - «Кадриль»

-  «Гапак»

- «Барыня»

 Хороводные игры и хороводы:

- «Как на тоненький ледок» (хоровод)

- «К нам  гости пришли»

- «Галя по садочку ходила»

- «Пошла, млада за водой»

- «Ай, да берёзка»                

- Знакомство с древнейшей символикой хороводных движений

Праздники и развлечения на основе русского фольклора:

- «Рождество»

- «Масленица»

- «Пасха»

- «Народные игрища»

- «Осенняя ярмарка»

Воспитатели

Музыкаль-ный руководитель

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Музыкаль-ный руководитель

Апрель

Май

Март

В течении года

В течении года

В течении года

По календарю в течении года

Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Ручеек»

- «Удочка»

- «Займи мое место»

- «Крашенки»

- «Перетяжка»

-  «Метелица».

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

В течении года

Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами

Выставка:

«Традиции моей бабушки» Консультации:

«Воспитание ребёнка в русских традициях»

Сотворчество детей и родителей:                                 «Твори, выдумывай, пробуй»

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Март

Декабрь

февраль

Раздел

«Деятельность людей»

Цель

Вызвать у детей интерес к профессиям взрослых,  своих родителей; поддерживать желание гордиться своими родителями, их трудом. Познакомить с предприятиями родного села.

Направление

Виды детской деятельности

Ответствен-ный

за проведение

Познавательное и  речевое развитие

Экскурсии:                                 - «Животноводческая ферма»                                         - «Швейный цех»                            - «Мини – пекарня в столовой»                               - «Парикмахерская»  

Слайдовые презентации:

«Как трудятся рабочие на нашем заводе»

«Техника в сельском хозяйстве»                

Беседы:                                        - «Кто как трудится в вашей семье»                                            - «Какие профессии я знаю»

Разучивание стихов о людях разных профессий

Подбор загадок, пословиц, поговорок

 Составление рассказов на тему:                                       - «Мужская профессия»         - «Кем работают мои родители»                               - «Профессия моей мечты»

Воспитатели

Специалист по развитию речи

Воспитатели

Воспитатели

Специалист по развитию речи

По плану специалиста по развитию речи

Январь

Апрель

В течении года

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:              - «Пожарные»                                    - «Почта»                                             - «Супермаркет»                          - «Транспорт»                                   - «Салон красоты»                              - «Служба спасения»                   - «Поликлиника»

Дидактические игры:               - «Угадай профессию по описанию»                                        - «Кому что нужно для работы» - лото «Профессии».

Беседа с увлеченным человеком – огород (рассада, удобрения, грядки, семена)

Воспитатели

В течении года

Май

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением людей различных профессий

Рисование на тему:

-  «Мама на работе»

- «Какие бывают машины»

 Оформление поздравительных открыток к профессиональным праздникам, подписание конверта, отправка письма

Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр:             - «Кондитерская» изготовление выпечки из соленого теста Конкурс:                                 «Угадай, о ком песня»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

В течении года

Март

Ноябрь

По календарю

В течении года

Февраль

Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Шофёры»

- «Выбери что нужно»

- «Кто быстрее донесёт письмо»

- «Соберём картошку»

- «Нитка за иголкой»

Спортивный праздник:

«Папа может»

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

В течении года

Февраль

Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами

Создание фотоальбома:

«Где работают родители, узнать вы не хотите ли? »

Выставка рисунков:

«Все профессии важны»

Создание фотовыставки:

 «Труд взрослых - это интересно»

Круглый стол:

«Дети и родители о профессиях»

Воспитатели

Ноябрь

Март

Январь

октябрь

Ресурсное обеспечение проекта

«Родной свой край люби и знай»

  1. Кадры  и социальные партнеры:

- дети

- родители

- воспитатели  и специалисты ДОУ

- социум

  1. Необходимая материальная база:

- методические пособия и книги

- научно-методическая литература

- художественная литература, наборы открыток

 - фотоальбомы

- дидактические игры

- атрибуты к сюжетным и подвижным играм

- альбомы, раскраски,, плакаты, краски, карандаши, цветная бумага, цветной картон, клей, диски

- оборудование для просмотра дисков

  1.  Ориентировочный объем финансирования:

Альбомы, раскраски, клей, цветная бумага, картон, ткань, пряжа, диски.

                                                                                Всего: 1000.00

        

Контроль реализации проекта:

«Родной свой край люби и знай»:

I. Что будет оцениваться в ходе реализации проекта:

- умение выявлять проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- умение развивать поисковую деятельность;

- умение прогнозировать;

- умение систематизировать знания;

- способность к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию.

Предполагаемый результат:

- дети обладают начальными знаниями о своём домашнем адресе, месте проживания: село, район, область, своей нации, русской культуре, обычаях и традициях;                                                                                         - о предприятиях родного села, месте работы родителей, значимости их труда;                                                                                                                            - достопримечательностях, климатических условиях; флоре и фауне местности; природоохранных мероприятиях;                                                  - имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение;                                                                    - испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом; с удовольствием идут в детский сад;                                                                                                                   - испытывают чувство гордости за свой народ, его достижения;                    - умеют любоваться природой, бережно  к ней относиться.

II. С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами проекта:

- наблюдение, беседы;

     - изучение продуктов детского творчества;

- анкетирование, беседы с родителями

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».– М.: ЦГЛ, 2005г.
  3. Воробьев В.А., Морозов М.И., Лычагин Б.И. «Вачский район на рубеже веков». Н.Новгород, 2004 г.
  4. Воробьев В.А «Казаковские кружева»
  5. Дыбина О.В. «Что было до…»: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002г., (Серия «Вместе с детьми».)
  6. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г., Семикова Л.В «Мой родной дом». Программа
  7.  «Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «Детство-пресс», 2004г.Наумов С.В. «Проблемы управления инновациями на региональном уровне». Журнал «Педагогическое обозрение» № 2-3, 2008г.
  8. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»: Методическое пособие для ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005г. (программа развития).
  9.  «Наш край» книга для учащихся школ. Н.Новгород, издательство «Книги», 2002 г.
  10. Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного  образовательного учреждения – М.: Просвещение, 2002г.  
  11. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту»: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений –  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  12. Новицкая М.Ю. «Наследие: патриотическое воспитание в детском саду», М. Линка – Пресс, 2003г.
  13. Посылкина Р.Ю. «Сказка в  экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста», М., 2002 г.
  14. Рыженков Г.Д., Розова А.Н., Чиркова Т.М. «Народный месяцеслов»: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. – М.: Современник, 1992г.
  15. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2006г.

Приложение

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Храм в нашем селе»

Пояснительная записка.

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство Родины. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, положительных качеств личности ребенка, его индивидуальности.

Актуальность: Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени. По свидетельству ученых, люди часто смотрят, но не видят какие-то видимые другим качества и, возможно, даже не догадываются об этом. Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с православной культурой. Способность воспринимать многообразие и красоту форм, цветов, звукового разнообразия мира подводит к пониманию того, что прекрасное не возникает само собой. От умения видеть красоту окружающего мира ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязанности явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает. Прекрасное - пробуждает доброе.

Предложенное далее занятие разработано для старшей возрастной группы ДОУ.

Цель: формировать у  детей представление о  православном храме, как о нравственном, культурном и историческом наследии; мотивацию к изучению православной культуры.

Задачи:

Образовательные:
Познакомить детей с православными традициями. Продолжать знакомить детей с внешним видом и  устройством православного храма.

Развивающие:
Способствовать развитию умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, используя различные органы чувств – зрение, слух, осязание; развитию  эстетического восприятия, способности передавать красоту храма при помощи художественных средств.

Воспитательные:
Способствовать воспитанию ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию, а также нравственных  чувств любви к Родине.

Интегративные: 

Объединить  художественную деятельность и духовно-нравственное воспитание.

Место занятия в программе дошкольного образования:

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

         Организованная образовательная деятельность: Рисование

       Форма проведения, вид деятельности:

Комплексное  «Творческая мастерская»

Предварительная работа: 

  • экскурсия в храм села Арефино,
  • рассматривание иллюстраций с изображением зданий храмовой  архитектуры,
  • искусствоведческая беседа об особенностях храмовой архитектуры,
  • прослушивание аудиозаписей колокольного звона,
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Строим храм»

Дидактическое обеспечение:

 Для реализации занятия  предлагаются следующие методы: 

Наглядный - виртуальная экскурсия, рассматривание картины

Словесный -  беседа с элементами диалога, обобщающий рассказ воспитателя,  ответы  на вопросы педагога и  детей, пальчиковая игра, рассматривание наглядного материала

Практический организация  продуктивной  деятельности


Материал для ведения образовательной деятельности:

  • Слайдовая презентация  «Православные храмы», состоящая из изображений храмов, с различной архитектурой;
  • Лента времени: фотоизображение храма села Арефино в начале XIX века и в настоящее время;
  • альбомные листы по количеству детей, гуашь, кисти толсты и тонкие для прорисовки элементов, палитры для смешивания цветов, пластиковые стаканы – непроливайки с водой, салфетки
  • аудиозапись колокольного звона;
  • картина художника А.О.Чанова  с изображением Троицкой церкви села Арефино
  • аудиозапись песни «Храм» авт. О. Газманов
  • изображение грустных и весёлых лиц для рефлексивной части

Предполагаемый результат:

Активизация познавательного интереса к зданиям храмовой архитектуры, обогащение представлений о них; умение создавать изображение храмов при помощи художественных средств. Переживание чувства радости от процесса создания образа храма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».  

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (во время работы детей)

                                                      План:

  • Прослушивание аудиозаписи колокольного звона;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Рассматривание изображений разнообразных православных храмов,          сравнение их между собой;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Рисование образа православного храма;
  •  Выставка детского творчества, рефлексия.

Ход НОД

Предполагаемые ответы и действия детей

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас на необычную экскурсию! Мы с вами сможем побывать в разных уголках нашей Родины – России. А вы хотите отправиться все вместе на эту необычную экскурсию? Тогда я приглашаю всех занять свои места. А чтобы понять, куда мы сейчас отправимся, нужно закрыть глаза и внимательно послушать.

(Включается аудиозапись колокольного звона) 
Открывайте глаза, ребята. Вы слышали такую музыку?
Ответы детей.
Воспитатель: Где такая музыка звучит? 
Ответы детей.
Воспитатель: Это музыка колоколов. А голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, храмов, которых очень много в нашей стране.

Сейчас мы попадём в столицу нашей Родины – Москву.

(используется оборудование для слайдовой презентации)

Там находится Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву или как его ещё называют собор Василия Блаженного.  Его  построили очень много лет назад.

Посмотрите, как он красив! Нравится ли вам это здание?

Также в Москве есть  Кафедральный соборный храм Христа спасителя.

Что вам в нём понравилось?

А сейчас мы попадём в город  Санкт – Петербург. Там находится Исакеевский собор. Следующий город, в который мы с вами отправимся– Вологда.  Это Софийский собор. Посмотрите, он отличается от других храмов? Представьте себе ребята, что этот храм старше Храма Христа Спасителя на 400 лет. А какой он тоже красивый, величественный.  Скажите, нравится ли вам такой храм?

Все храмы разные. А как вы думаете, что у них есть общего? (При затруднениях в ответах, используются наводящие вопросы: а как вы думаете,  что это; на что это похоже и т. п.)

(Обобщающий рассказ воспитателя)

У храмов есть звонница, она состоит из множества колоколов. Каждый колокол имеет свое имя, например, «набатный», он оповещал о том, что случилась какая-то беда. Звук колокола «благовест» приносил благую весть, добрую, радостную.

Внизу мы видим, небольшие колонны, которые называются абсиды. Они бывают разной высоты. Их украшаю полукруглые, сводчатые двери, эти двери называются порталы. Смотрим выше. Второй этаж – мы видим абсиды, и такие же, как и внизу полукруглые сводчатые только окна. Конечно, наверху мы видим купола, украшенные позолотой, а также крест, устремленный в небо. Куполов бывает несколько – пять, семь, девять и даже тринадцать. Как вы думаете, от чего это зависит? Каждый храм имеет своё название, своё имя. А как вы думаете, в честь кого храму дают имена?

Таким образом, сколько на храме куполов зависит от замысла постройки и количества святых, в честь которых построен храм.
Этот дом - не просто дом:

 Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

(данное четверостишье может быть использовано в качестве напоминания при затруднениях в ответах детей, либо как обобщение сказанного)

Люди очень уважают святые места, ухаживают за храмами и почитают их, поэтому, они стоят так много лет и не рушатся.
Ребята, а в нашем селе тоже есть храм. Он похож на те храмы, которые мы видели?

Посмотрите на нашу ленту времени. На ней мы видим наш храм много лет назад и в настоящее время. Скажите, изменился ли он? Правильно, он стал ещё красивей. А как вы думаете, почему? Конечно, потому что люди заботятся о нём и берегут. Есть даже такая профессия – реставратор. Реставраторы восстанавливают старинные здания, чтобы люди могли любоваться ими и дальше.  

Сейчас мы с вами  увидим наш храм, но необычный. Он изображён на картине нашего художника, о котором вы уже слышали. Это А. О. Чанов. Вам нравится, как художник изобразил храм? А вы бы хотели ненадолго стать художниками и нарисовать храм, каким вы его видите?

Прежде чем начать рисовать, немного разомнём пальчики.

 Пальчиковая гимнастика «Строим храм»

Тук-тук молотком тут и там,  

Дети строят новый храм  

 (дети стучать кулачком  о кулачок, имитируя  стук молотка)

Молоточком по гвоздикам

застучали                                                                 (пальцы рук выпрямлены, ладонью одной руки стучат по пальцам другой руки)      

 И гвоздики в доски быстро забивали    (поменяли руки)                                                                                

Строят крышу и крыльцо –

Получилось хорошо.                                      (изображают руками крышу, хлопают в ладоши)                                                        Вот идет маляр с ведром                                        (пальцы шагают по ногам)                                                                                         Он покрасит новый дом.                                (имитируют покраску кистями рук).  Воспитатель: А теперь подходите к вашим  рабочим местам и рисуйте свой храм.                                                         (Во время работы тихо звучит аудиозапись песни «Храм» авт. О. Газманов)                      Воспитатель в это время  общается с детьми индивидуально (при необходимости задаёт вопросы, мотивирующие детскую деятельность, оказывает помощь технического характера)
Подведение итогов занятия

После окончания работы детские рисунки располагаются рядом, в виде выставки. Воспитатель предлагает детям сказать несколько слов об одном из рисунков (либо о своём, либо о рисунке сверстника). Что ему понравилось в изображении храма?

Рефлексия

Воспитатель: А теперь, ребята, мне хотелось бы сейчас узнать и увидеть какие ощущения, впечатления вы получили от сегодняшнего занятия?  Перед вами изображения грустных и весёлых лиц.  Выберите  вариант соответствующий вашему настроению, и приклейте его на мольберт. Как мы можем прокомментировать наши впечатления?

Воспитатель: Я вижу, что сегодняшнее занятие показалось вам интересным. Очень рада. В заключение хочу сказать, что мне было очень приятно с вами общаться!  Спасибо всем!

Дети выражают желание отправиться на экскурсию

Да

Около церквей и храмов

Дети делятся своими впечатлениями

Дети с воспитателем рассматривают особенности архитектуры данного храма

Ответы детей по особенностям храмовой архитектуры

От того, что задумал тот, кто строит храм.

В честь святых

Да, он стал ещё красивее

Потому что о нём заботятся

Дети проявляют желание стать «художниками»

Дети вместе с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику

Дети выполняют рисунок храма

Дети делятся своими впечатлениями

Дети выбирают вариант, соответствующий их настроению

Конспект  НОД в старшей группе

Тема: «Люблю березку русскую»

Цель: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое

         отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать позитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

Средства: аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовые веник, сок, веточки; краски (гуашь); раздаточный материал для аппликации, платочки.

Ход НОД.

Дети сидят на коврике, в удобном положении.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. Послушайте

стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина?

(Ответы).

- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).

- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они

представляют? (Ответы).

- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине?

(Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей,

матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу,

особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку?

(Ответы).

- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:

«Словно девица русская, приумолкнув, стоит».

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой

старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за  её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу

можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для

растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах

старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Рассматривают).

- Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из

бересты. (Рассматривают).

- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью

русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех

картинах здесь изображена красавица – березка. (Рассматривают).

- Давайте подойдем к березке, станем вокруг её и заведем хоровод:

«Мы вокруг березки» (с платочками).

- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы.

Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом,

набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.  

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

Физкультминутка.

- Давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам

нарисовать нашу русскую красавицу - березку.

(Рассматривает картину, отмечает особенности рисования, под звучание

мелодии дети выполняют задание).

В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работы.

Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно

справились со всеми заданиями, и я хочу угостить вас за это березовым соком, попробуйте, какой он вкусный, а главное – полезный

Консультация для родителей

Тема: «Экологическое воспитание в семье»

Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической

культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в

экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому

воспитанию детей.

Роль воспитателя: Помочь в подборе литературы, дидактических игр, дать

необходимые рекомендации для решения данной проблемы.

Подготовительный этап.

1. Чтение сказки «Сказка – ложь, да в ней намек» из кн. Рыжовой Н.А. «Природа –

наше богатство».

2. Анкетирование родителей.

3. Знакомство с литературой, играми по экологии.

План:

1. Введение.

2. Учитесь быть вежливыми людьми.

3. Учите детей видеть красоту природы, наслаждаться ее гармонией.

4. Читайте и познавайте вместе с детьми.

5. Труд детей в природе.

1. Все чаще звучит в природе «SOS”

- Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса.

- Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню.

- Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я

иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка.

- Я знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в

полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше.

Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю.

2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе?

Прежде всего, через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь

попавшим в беду (животным, растениям).

Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а….  

- Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок.

- Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов.

- Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.

- Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц.

- Вежливый человек не оставит после себя свалки.

3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?».

4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином

вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и

результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и

развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы.

5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот

необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую

деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней.

 

Экологические сказка  «Родник»

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.

Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых

кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.

Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились

бабочки, шмели, пчёлы.

В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик

помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока

дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который

струился по камешкам на дне оврага.

Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из

соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими

прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и

присоединился к мальчишкам.

 Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и

камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

 Как бы вы поступили на месте Артёма?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми

мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.

Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.

- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?

Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых

становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями

лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого  оврага.

Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый

родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими

морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не

скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

 Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:

- Артёмка! Где ты?

- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон!

– И Артём рассказал обо всём дедушке.

Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:

- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне,

пойдём очищать родник от мусора.

Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл

на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей,

и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы:

 Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

 С кем Артём ходил за водой на родник?

 Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

 Чем занимались Андрей и Петя?

 Какой вред приносят природе такие игры?

 Почему Артёму приснился необычный сон?

 Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

 Кто помог Артёму исправить ошибку?

 Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что

случилось?

 Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

Анкета для родителей.

1. Есть ли у Вас дома животные, растения?

2. Кто за ними ухаживает?

3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?

4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, ухаживать за  животным (растением)?

5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия

а) Вы не обращаете внимания

б) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т.д.

в) Поступаете как- то иначе  

6.Читаете ли Вы с детьми книги о природе?

7.Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....