Конспект беседы с детьми "Если ты полюбишь Север"
методическая разработка (подготовительная группа)

Чернышева Анна Валериевна

Конспект адресован воспитателям подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy_s_detmi.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми подготовительной группы

«Если ты полюбишь Север»

Цель: Расширять представление детей о жизни, быте и культуре северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям, развивать познавательный интерес.

Опорные слова: Чум, северные олени, нарты, «Хейро» - солнышко.

Материал: Иллюстрации, кукла в национальной одежде, магнитофон  и аудиокассета с записью северных мелодий.

Ход беседы: 

Под музыку северных народов приходит в гости кукла Хомани.

Хомани: Здравствуйте, ребята. Прекрасна Северная земля. Кто хотя бы один раз видел белые ночи, встречал утренний рассвет с удочкой на берегу реки, тот никогда не забудет наш Север. Сегодня я вам предлагаю поговорить о крае, в котором мы живем. Согласны?

Вопросы:

- Ребята, почему Север называют, Крайним?  (Кончается суша и начинается Ледовитый океан).

- Почему океан называется Северным Ледовитым?  (Скован вечным льдом).

- Только летом лед немного подтаивает, льдины сталкиваются друг с другом и раздается сильный грохот. Он слышен по всей тундре. Что такое тундра? (Это ровная местность, где растут карликовые березки, маленькие ивы мох – ягель).

- Какие народы живут на Севере? (Ненцы, чукчи, ханты, манси).

- Мы тоже живем с вами на Севере. Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

-Какие народы живут в нашем округе? (Ханты, манси).

- Чем занимаются народы Севера?  (Оленеводством, рыболовством и охотой).

- На чем передвигаются народы Севера?  (На оленьих и собачьих упряжках)

- Чем полезен олень? (Северные народы едят мясо оленей, пьют молоко, из шкур шьют одежду, обувь, ставят чумы).

- Что такое чум? (Переносное жилище).

-Как устроен чум?   (Чум – большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия из шкур с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.  Разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро. Чум делится на две половины печью. Женская, на которой находятся сундуки с кухонной утварью. Здесь женщины готовят еду. И вторая, где расположены нары, стол на коротких ножках. В этой половине ханты едят, спят. Освещается чум свечкой).

- Ребята, может кто ни будь расскажет стихотворение о чуме.

Связали шест с  другим шестом,

Потом еще с одним шестом,

Покрыв оленьей шкурой.

И вот готов ненецкий дом.

Мы чумом этот дом зовем,

Зимой суровой, хмурой.

Вверху отверстие: сюда

Глядится белая звезда.

Что нам стоить чум построить

В лесотундре из жердей:  приподнять его за ушки,

Подержать чуть – чуть хорей, закрепить брезент веревкой

Обвернуть вокруг трубы, кочевой взглянуть сноровкой

На свой труд со стороны.

Чум готов. Пора и печку по – хозяйски растопить

И на наше новоселье всех соседей пригласить.

-Ребята, хантыйские дети также как и вы любят играть в разные игры. А вы знаете,  игры северных народов?  (Ловля оленей,  Льдинки ветер и мороз, Ручейки и озера и другие).

Давайте мы с вами поиграем в игру: «Хейро».

Игра: «Хейро». (Играющие, ходят по кругу и зовут: «Хейро, Хейро».

Водящий солнышко сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят).

После игры Хомани предлагает рассмотреть посуду, которой пользуются северные народы. Это посуда из дерева, металла и глины. Посуда подбирается с учетом постоянных кочевок, поэтому должна быть сделана из прочного материала. 

Хомани предлагает детям поиграть в д/игру: «Из чего сделана посуда?»

Детям предлагаются карточки с изображением различной посуды, они определяют из какого материала сделана посуда, и распределяют ее по виду материала. (Вверху, ставиться карточка с обозначением  дерева, глины, металла. Под карточкой нужно поставить ту посуду, из какого материала она сделана).

Пусть бураны злятся – все напрасно!

Пусть темень девять месяцев в году!

А все – таки земля моя прекрасна!

Другой такой в мире не найду.

При кочевках чум полностью разбирался и перевозился. Этим занимались женщины, только при плохой погоде мужчины помогали им.  На путях  обычных кочевок сооружались амбары из бревен на высоких подпорках. В них на время оставляли зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты.  Чаще всего чумы стоят в одиночку. Только во время рыболовства иногда устанавливают по 7-10 чумов рядом. В летнее время, при  обилии комаров, более крупное стадо легче выпасти, поэтому оленеводы объединялись и ставили свои чумы рядом. Но в период отела и на осенних перекочевках они опять старались отделиться. Женщины ездят на своих нартах, со спинкой и специальным сидением для детей. 

А теперь я предлагаю вам нарисовать чум. 

Игра – рисование: «Соедини точки».

Детям предлагают карточки – схемы с нарисованными точками, необходимо соединить все точки, чтобы получить рисунок чума.

Хомани рассматривает рисунки и просит рассказать детей, что они запомнили.

Где живут северные народы? Что находится в чуме? Какой посудой пользуются?

Дети дарят рисунки Хомани, девочка прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие с Севера на Юг"

Этот конспект по экологическому воспитанию  предназначен для подготовительной группы...

Конспект НОД по рассматриванию картины "НА севере диком..." И.Шишкина

Один из конспектов  из цикла "Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Полюбуйся: весна идёт».

Расширять представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Дать понятия о том, что температуру воздуха определяют с помощью термометра....

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...

Беседа на тему «Вот так север»

Беседа_в_подготовительной_группе_Путешествие_по_Северному_полюсу...

Конспект беседы Конспект беседы «Наши любимые игрушки» для детей младшей группы

Конспект беседы «Наши любимые игрушки» для детей младшей группы...