Конспект занятия "Если ты полюбишь Север" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Ахмадиева Аида Ойратовна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_esli_ty_polyubish_sever.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД                                                                                                              Тема: «Если ты полюбишь Север»                                                                       (старший дошкольный возраст)

Цель: Расширять представление детей о жизни, быте и культуре северных народов, воспитывать уважение к национальным традициям.
Опорные слова: Чум, северные олени, нарты, «Хейро» — солнышко.
Материал: Иллюстрации, кукла в национальной одежде, магнитофон  и аудиокассета с записью северных мелодий.

Ход занятия: 
Под музыку северных народов приходит в гости кукла Айна.
Айна: Здравствуйте, ребята. Прекрасна Северная земля. Кто хотя бы один раз видел белые ночи, встречал утренний рассвет с удочкой на берегу реки, тот никогда не забудет наш Север. Сегодня я вам предлагаю поговорить о крае, в котором мы живем. Согласны?
Вопросы:
— Ребята, почему Север называют, Крайним?  ( Кончается суша и начинается Ледовитый океан).
— Почему океан называется Северным Ледовитым?  (Скован вечным льдом).
— Только летом лед немного подтаивает, льдины сталкиваются друг с другом и раздается сильный грохот. Он слышен по всей тундре. Что такое тундра? (Это ровная местность, где растут карликовые березки, маленькие ивы мох – ягель).
— Какие народы живут на Севере? (Ненцы, чукчи, ханты, манси).
— Мы тоже живем с вами на Севере. Как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий).
-Какие народы живут в нашем округе? (Ханты, манси).
— Чем занимаются народы Севера?  (Оленеводством, рыболовством и охотой).
— На чем передвигаются народы Севера?  (На оленьих и собачьих упряжках)
— Чем полезен олень? (Северные народы едят мясо оленей, пьют молоко, из шкур шьют одежду, обувь, ставят чумы).
— Что такое чум? (Переносное жилище).
-Как устроен чум?  (Чум – большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия из шкур с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.  Разобрать и собрать чум, если нужно перекочевать на новое место, можно быстро. Чум делится на две половины печью. Женская, на которой находятся сундуки с кухонной утварью. Здесь женщины готовят еду. И вторая, где расположены нары, стол на коротких ножках. В этой половине ханты едят, спят. Освещается чум свечкой).

-Ребята, может кто ни будь расскажет стихотворение о чуме.
Связали шест с  другим шестом,
Потом еще с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовем,
Зимой суровой, хмурой.
Вверху отверстие: сюда
Глядится белая звезда.

Что нам стоить чум построить
В лесотундре из жердей: приподнять его за ушки,
Подержать чуть – чуть хорей, закрепить брезент веревкой
Обвернуть вокруг трубы, кочевой взглянуть сноровкой
На свой труд со стороны.
Чум готов. Пора и печку по – хозяйски растопить
И на наше новоселье всех соседей пригласить!


- Ребята, хантыйские дети также как и вы любят играть в разные игры. А вы знаете,  игры северных народов?  («Ловля оленей»,  «Льдинки ветер и мороз», «Ручейки и озера» и другие).
Давайте мы с вами поиграем в игру: «Хейро».
Игра: «Хейро». (Играющие, ходят по кругу и зовут: «Хейро, Хейро».
Водящий солнышко сидит в кругу. Затем, солнышко просыпается и ловит ребят).

После игры Айна предлагает рассмотреть посуду, которой пользуются северные народы. Это посуда из дерева, металла и глины. Посуда подбирается с учетом постоянных кочевок, поэтому должна быть сделана из прочного материала. 
Айна предлагает детям поиграть в д/игру: «Из чего сделана посуда?»
Детям предлагаются карточки с изображением различной посуды, они определяют из какого материала сделана посуда, и распределяют ее по виду материала. (Вверху, ставиться карточка с обозначением  дерева, глины, металла. Под карточкой нужно поставить ту посуду, из какого материала она сделана).
Пусть бураны злятся – все напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А все – таки земля моя прекрасна!
Другой такой в мире не найду.

При кочевках чум полностью разбирался и перевозился. Этим занимались женщины, только при плохой погоде мужчины помогали им.  На путях  обычных кочевок сооружались амбары из бревен на высоких подпорках. В них на время оставляли зимний охотничий инвентарь, меховую одежду, пушнину, продукты.  Чаще всего чумы стоят в одиночку. Только во время рыболовства иногда устанавливают по 7-10 чумов рядом. В летнее время, при  обилии комаров, более крупное стадо легче выпасти, поэтому оленеводы объединялись и ставили свои чумы рядом. Но в период отела и на осенних перекочевках они опять старались отделиться. Женщины ездят на своих нартах, со спинкой и специальным сидением для детей. 
А теперь я предлагаю вам нарисовать чум. 
Игра – рисование: «Соедини точки».
Детям предлагают карточки – схемы с нарисованными точками, необходимо соединить все точки, чтобы получить рисунок чума.
Айна рассматривает рисунки и просит рассказать детей, что они запомнили.
Где живут северные народы? Что находится в чуме? Какой посудой пользуются?
Дети дарят рисунки Айне, девочка прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...