Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Смоленская область".
рабочая программа (средняя группа)

Корнеева Галина Николаевна

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                                          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД - СКАЗКА".  

 Принята на заседании                                                                           Утверждена

 педагогического совета                                                                        приказом по МБДОУ

 протокол № 1                                                                                       «ЦРР - детский сад «Сказка»

 от 31.08.2018г.                                                                                       от 31.08.2018 г.  №  .                                                                                                                                                                                      

Музейно-педагогическая программа

для детей дошкольного возраста

  в рамках мини-музея "Смоленская область".

                                                                                                                                              Руководитель:

                                                                                                                                              Корнеева Г. Н.

2018 год.

ПРОГРАММА

                      мини – музея   на учебный 2018-2019 год.

 Направление: туристско - краеведческое

1. Пояснительная записка

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Восприимчивость ребенка дошкольника особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства формировать краеведческую культуру, любознательность и познавательное отношение к окружающему миру. Создать такие условия может помочь музейная педагогика.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную образовательную деятельность. Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности, которую можно успешно направлять на формирование у ребенка краеведческой культуры, ценностного отношения к истории своего края, нынешней действительности, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, воспитание любви и привязанности к родному краю.

1.1Актуальность программы.

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.

Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

1.2 Основные цели и задачи реализации программы.

Цель: расширять знания детей об истории и культуре города и Смоленской области, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.

Задачи:

- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;

- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

- Формирование первичных представлений об обществе, о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

- Формирование первичных представлений о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.

- Формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

- Формирование у дошкольников желания в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

- Воспитание уважения и гордости за свой родной край;

- Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

- Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста.

1.3 Педагогические принципы построения программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Интегрированость. Организация разных видов деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

1.4 Методы и формы  работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

2. Организационный раздел

2.1. Учебно-тематический план.

Группа

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Группа детей 3- 4 года

« Почемучки»

1

10

Группа детей 3 4 года «Умный малыш»

1

10

Группа детей 4 - 5 лет «Звездочки»

1

10

Группа детей 5- 6  лет « Следопыты»

1

10

2.2  Календарно - тематическое планирование

Месяц

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Сентябрь

Тема «Мой замечательный  город»

Беседа с презентацией «Город, в котором я живу»

Интерактивная экскурсия «Достопримечательности Рославля»

СОД «Рождение города» (фотографии старого и нового города)

Октябрь

Тема» Край наш Смоленский»

Фоторепортаж «Город Смоленск - столица нашего края»

«Города и села Смоленского края на карте»

«История нашего края» Беседа с презентацией.

Ноябрь

Тема:

 « Природа нашего края»

Презентация

«Животный и растительный мир нашего края»

Показ видеоматериалов по теме. Д/ игра «Жители леса, поля, водоема»

Беседа

« Путешествие по природным заповедным местам»

Декабрь

 Тема: « Что дает наш край стране»

Беседа

«Профессии наших пап и мам»

СОД «Где трудятся люди?».

Просмотр фото и видео - материалов

Знакомство с промышленностью и  сельским хозяйством Смоленшины, его предприятиями, их история.

Январь

 Тема: «Народные традиции и быт»

 « В гостях у бабушки Матрены»

(знакомство с фольклором)

«Старый дом и все что в нем» -экскурсия в мини- музей русского быта.

Праздничные забавы, старинные игры смоленской детворы

Февраль

 Тема: «Народные промыслы Смоленщины»

"Жили - были дед да баба"

(знакомство с предметами народного творчества)

Беседа с презентацией "Как рубашка в поле выросла»

Творческая деятельность "Народ собирается, ярмарка начинается"

Март

 Тема: «Путешествие в мир архитектуры»

Художественная деятельность «Дом, в котором я живу»

Презентация «Дома бывают разные».

Конструирование «Дом моей мечты»

«Путешествие в мир архитектуры» интерактивная экскурсия

Апрель

Тема: «Знаменитые люди Смоленщины»

СОД « Они покорили космос»

Беседа «Земля талантами славиться» с использованием фотоматериалов.

Оформление фотогалереи

 «Знаменитые люди Смоленщины

Май

Тема «Боевые подвиги смолян»

Фотовыставка «Там, где погиб неизвестный

солдат »

Беседа на тему

«Человек жив до тех пор, пока его помнят»

Рассказывание «Мы гордимся нашими героями». Выставка фотографий из семейного архива.

Июнь

 Тема: « Сделаем наш край  лучше»

Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз»

Квест - игра «В гости к деду Природоведу»

Акция «Зеленые ладошки земли»

Литература:

1.Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.
2.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
3.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

4.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

5.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
6.Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
7.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
8.Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.
9.Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
10.Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
11.Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988.
12.«Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин». - М.,1990.
13. Пастухова З.И. «По Смоленщине». - М., 1985.

14.Ушинский К.Д. «Детский мир. Хрестоматия». - СПб., 1994.
15.«От прибаутки до былины. Русский фольклор». - М., 1991.
16.Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
17.Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.

Аннотация к программе туристско – краеведческой направленности  в рамках мини – музея «Смоленская область» для детей дошкольного возраста.

Воспитывать уважение и любовь к Родине, начиная с малой Родины - эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Рославлем, Смоленском и  Смоленской областью.

Краеведение  является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике. Одной из основных целей краеведения является ознакомление дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края.

Смоленская земля по своей красоте и по своей духовной истории является одним из интереснейших уголков нашей необъятной страны. В ходе образовательной деятельности по краеведению через различные формы проведения можно показать традиции своего родного края, развить творческие способности дошкольников.

Новизна и теоретическая значимость программы по краеведению заключается:

 в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;

 в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;

 в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

 вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;

 реализация индивидуального подхода;

 формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Программа построена в соответствии с принципами и подходами определенными ФГОС ДО. В основе реализации программы лежит культурно-исторический и системно - деятельностный подход к развитию ребенка, являющийся методологией ФГОС ДО.

Программа осуществляется в рамках дополнительного образования и базируется на концептуальных подходах программы ООП ДОУ « ЦРР – детский сад « Сказка». Она составлена для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет).

Цель программы – создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста краеведческих знаний, стремление к дальнейшему получению информации, формирование духовно-нравственных основ и ценностей, воспитание будущего хозяина своего города.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему; учить увидеть историю вокруг себя.

2. Приобщать к культуре и традициям малой Родины.

3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к городу и краю.  

4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы.

5. Дать детям интересную содержательно-упорядоченную информацию о городе и области.

В программе учтены:

 Возрастные особенности детей при отборе содержания, темы, занятий, задач воспитания и обучения.

  Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

 Создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка.

 Уважение  личности ребенка .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках парциальной программы "Синтез" К.В.Тарасовой

II.Прогностический этап 2007-2009 Создание творческой группы В 2003году музыкальный руководитель повышала профессиональную квалификацию по теме «Синтез искусств в непрерывном образовании» городе Мос...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации авторской программы "Лучик"

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Культура стала основой жизнедеятельности цивилизованного человека. Она живет в нашей речи, неотъемлема от нашего сознан...

Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".

      В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует пробл...

Музейно-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в рамках мини-музея "Горенка".

программа позволяет познакомить дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края....

Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"

Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....