«Здравствуй – прощай»- ритуалы начала и окончания игрового сеанса.
методическая разработка (подготовительная группа)

Скутина Элина Владимировна

Ритуалы  начала и окончания игрового сеанса -    это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены психологом. Такие ритуалы могут быть использованы  на НОД, игровых сеансах,  занятиях  в работе педагогов и  специалистов с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_s_100_letiyu_bashkortostana.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуй -  прощай!

Ритуалы приветствия и прощания,   способствующие сплочению участников,  созданию атмосферы  группового доверия и принятия.

   Ритуалы начала и окончания -  это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с дошкольниками. Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены психологом. Такие ритуалы могут быть использованы  на НОД, игровых сеансах,  занятиях  в работе педагогов и  специалистов с детьми старшего дошкольного возраста.

   Ритуал приветствия – позволяет сплачивать детей и погрузить в атмосферу событий; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

   Начало игрового сеанса должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эту деятельность от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто.

   Ритуал прощания - это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что игровой сеанс закончен, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

   Ритуалы приветствия  у разных народов  могут быть разные:  

  • Татары – произносят приветствие: «Ассалам алейкем!»
  • Башкиры – произносят «Хаумыхыгыз» («Здравствуйте!»)  или «Сэлам!» («Привет!»)

И осуществляют рукопожатие двумя руками.

  • Русские – произносят «Здравствуйте»! и осуществляют рукопожатие одной рукой.

  Ритуалы прощания

  • Татары при прощании произносят « До свидания!»  — «Сау булыгыз!» («Хушыгыз!»)
  • Башкиры произносят – «Хуш!» «Хушыгыз!» « Хаубулыгыз!» («До свидания!»)  
  • Русские – «До встречи!», «Пока!»

Ритуалы приветствия:

   Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

«Здравствуй ты, здравствуй я!» (Стоя в кругу, произносятся слова)

Здравствуй, солнышко родное!

«Хаумы!» («Здравствуй!»)  небо голубое,

Здравствуй, матушка-земля!

«Хаумы!» («Здравствуй!»), ты, и здравствуй, Я!

(Слово «Здравствуй!» можно заменить башкирским этикетом «Хаумы!»)

   «Привет!  Добрый день!»

(Дети передают платок, украшенный башкирскими узорами по кругу на слова «Привет», «Добрый день»).

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(Слова «Привет!» и «Добрый день!»  можно заменить башкирским этикетом: «Салям!» («Привет!») и «Хейерле кён!» («Добрый день!»)

   «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! – сложение пальцев на друг- друга,
Здравствуй, небо голубое! – руки подняты вверх,
Здравствуй, вольный ветерок! –покачивающие движения руками над головой,
Здравствуй, маленький дубок! – из рук делаем веточку,
Мы живём в одном краю! -руки прижимаем к груди.
Башкортостан  (Родина) тебя люблю! – раскрываем руки.

   «Привет»

Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - «Салям!»  («Привет!»), Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - «Салям!»  (Лена Викторовна!).  И так с каждым ребенком, по очереди.

   «Круг радости»

Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок курая.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок курая».

Психолог: Желаю счастья и добра

                  Всем детям с самого утра!

Дети:  Здоровья, улыбок, красоты и т.д.

(Дети передают друг другу цветок и

произносят добрые пожелания).

 «Пожелание»                                                                                                                    

Все встают в круг, психолог пускает по кругу дунгур (башкирский музыкальный инструмент)

Ты катись, дунгур по кругу

Быстро-быстро по рукам.                                                  

У кого дунгур  весёлый,                                                                                                  

Тот пожелание скажет нам.                                                                                        

Дети  произносят друг другу пожелания (хорошего дня.

отличных друзей и т.д.)

(Ритуал проводится на фоне  башкирской мелодии)

   «Давайте поздороваемся»

Приветствие: Башкиры осуществляют рукопожатие двумя руками, русские - рукопожатие одной рукой.

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- рукопожатие одной рукой

Два хлопка – рукопожатие двумя руками. 

Ритуалы прощания:

   Цель: это завершение определенного вида деятельности, закрепление положительного эмоционального настроя, полученного в процессе работы.  Создание атмосферы группового доверия и принятия,  получения чувства радости и спокойствия от общения в группе.

  «До свидания»

Хлопая по ладошкам ребенку, педагог прощается: - «Хаубулыгыз!»  («До свидания!»), Саша!  Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - «Хаубулыгыз!» («До свидания!») (Ирина Александровна!) И так с каждым ребенком, по очереди.

    «Спасибо»

Ребёнок  становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Рәхмәт!» («Спасибо!»)  Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Рәхмәт!»  («Спасибо!»)- таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединиться последний участник, замкнуть  круг и завершить церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук».

«Передача  дружбы».

Дети передают куклу в национальном башкирском костюме, из рук в руки.  Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Иреку и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.

«До свидания!»

 Речевка для мальчиков

Мы джигиты молодые!

Мы ребята удалые!

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим,

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

    «Прощание»

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят:  «Рәхмәт,  Һаубулығыҙ!» («Спасибо, до свидания!»).

"Комплименты"

Упражнение проводится в кругу.  Дети делятся на пары. Первый ребёнок одевает на голову башкирский головной убор – тюбетейку,   и глядя в глаза соседу говорит  несколько добрых слов, за что-то благодарит (либо за то, что произошло на занятии: (аккуратен, отвечал хорошо,

интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр.). Принимающий комплимент кивает головой и благодарит: "Спасибо, мне очень приятно!" - затем одевает себе  головной убор и говорит комплимент своему соседу и т.д.

Литература

1.Музыка в детском саду  (старшая группа), Уфа., 1995.

2.Нагаева Л.И., Шарипова З.Я. История и культура Башкортостана, М., 1994.

3.Ссылка https://web.archive.org/web/20141022050344/http://rujourn.ru/page.php_id=52.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты игровых сеансов с педагогом-психологом в центре игровой поддержки "ЦИПРята"

Основная цель игровых сеансов - адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения; ранняя социализация ребенка....

Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.

Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми, посещающими Консультационный центр "ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ"

В настоящее время активно развиваются вариативные формы дошкольного образования, одной из таких форм является Консультационный центр «Центр игровой поддержки» (далее - ЦИП). Деятельность Ц...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой Поддержки" Тема «Золотая осень»

Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками;  развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки" Тема" Мир вокруг нас"

Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: Привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками;  развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Игровой сеанс "В гостях у зимнего леса" с родителями (законными представителями) и детьми, посещающими Консультационный центр "Центр игровой поддержки"

Посещение Консультационного центра даст возможность детям привыкнуть к режиму и к условиям пребывания в ДОУ, общаться со сверстниками, взрослыми, знакомиться с определенными правилами поведения и учит...