“ В гости к весне ”
план-конспект занятия (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: выявить уровень знаний детей эрзянского языка.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать словарный запас словами по темам: тундо, нармунть, цецят (весна, птицы, цветы);
- учить различать на слух слова на эрзянском языке;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
- активизировать качественный словарь;
- обобщить знания детей о весне;
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать образность речи;
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к эрзянскому языку;
- доставить детям радость и удовлетворение от игр;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Тип: итоговое занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма работы с детьми: совместная деятельность, групповая, индивидуальная
Словарная работа: ( активный словарь- тундо, нармунть, цецят, чи, нармунь, тикше, лембе, чувто (чувтт, цеця (цецят); пассивный словарь(-лесные гости, айболиты леса)
Предварительная работа:
- разучивание подвижной игры "Вирень гость"(Лесные гости)
- наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
- отгадывание загадок о птицах и весне на эрзянском языке ;
- чтение художественной литературы о весне и птицах ,животных;
- разучивание стихов данной тематики на эрзянском языке;
- прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
- проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Материалы, оборудование
Демонстрационный материал: весенняя веточка ,видео презентация
Методические приёмы:
Словесный (вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова), использование загадки).
Наглядный (видео презентация).
Игровой (игровая ситуация - «превращение в художников», гимнастика " Тунда виренть куншкасо ".
Структура НОД:
- Вводная часть (длительность 3 минуты)
1.Загадывание загадки о весне.
2.Знакомство с весной на эрзянском языке.
3. Сюрпризный момент(превращение в художников)
- Основная часть (длительность 15 минут)
1. «Загадывание загадок».
2.Физкультминутка «Тунда виренть куншкасо».
3.Чтение детьми стихотворения о весне на эрзянском языке.
4. Исполнение песни «Вай, Ванине, Ванине».
- Заключительная часть (длительность 2 минуты)
- Подведение итога занятия.
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Здравствуйте дорогие гости! Течи минь эйкакштнень марто тертяно тынк инжекс тундонтень.
Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите сегодня у нас много гостей. Нам приятно видеть их приветливые лица и добрые глаза. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии то поздороваемся с ними на мордовском языке.
Ответы детей: Шумбратадо.
(я сажусь)
Воспитатель: Эйкакшт, варштадояк, монь ули мазый тарадкем. А тынь содасынк кие монень тарадкенть максызе- казизе?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Арась! А ули меленк содамс!
Ответы детей: : Да.
Воспитатель: Содасынк, коли содамоёвксынть содасынк.
Весень кенярдовты сон
Казни мазый лембе онт.
(Тундо)
Воспитатель: Виде, эйкакшт, те тараткенть казизе тундось. Тундонть ули мелезэ мартонк вастовомс. (Ули мелезэ содамс кода тыньк леменк и кие эйстеньк тейтерне, а кие цёрыне.)
Ответы детей: Монь лемем Аня. Мон тейтерне.
Монь лемем Андрей. Мон цёрыне…. (Дети передают веточку и называют своё имя)
Воспитатель: Паро. Ней тундонть ламо ялганзо и тейтернеть и цёрынеть минек эйкакшонь кужосонть.
Весна- прекрасное время года. Весной всё просыпается и всё начинает жить.
Поэты, писатели и художники обращали внимание на это время года. Я предлагаю нам превратиться в художников и создать свою картину о весне. Только мы её не будем рисовать, а создадим при помощи слов. Вы готовы. В этом на поможет наш друг компьютер.
II. Основная часть.
Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите вот полянка, но она почему-то грустная, невесёлая. А давайте мы эту полянку сделаем радостной и весёлой.
Для этого у меня есть мои помощники- загадки, которые дала Весна. Они нам помогут в этом. Отгадав загадку мы увидим, как наша полянка оживает.
Первая загадка:
Что выше леса
Краше света,
Без огня горит
(Чи) (Солнце)
Воспитатель: Солнце по –эрзянски как:
Ответы детей: чи
Воспитатель: Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло.
Воспитатель: Тунда чись кодамо? –
Ответы детей: Тунда чись лембе.
(обратить внимание на картину. Чись появась полянкась весёлгадомо кармась)
Вторая загадка:
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех …
(Грач)
Воспитатель: Грач - это птица. А как сказать по- эрзянски птица?
Ответы детей: Птица по – эрзянски нармунь.
Воспитатель: Но весной же прилетает не одна птица, а много как скажем много петиц
Ответы детей: Ламо нармунть.
Воспитатель: А мезе теить нармунтне тунда, самодомейле?
Ответы детей: Птицы вьют гнёзда на деревьях
Воспитатель: Виде, те истя. Тунда нармунтнень пек ламо тевест.
А вот и треть загадка:
В шубе летом
А зимой раздеты
(Чувто) (дерево)
Воспитатель: Весной деревья надевают свой зелёный наряд. А как сказать по- эрзянски дерево?
Ответы детей: Чувто
Воспитатель: А свой прекрасный наряд надевает ведь не одно дерево а много же их? Как сказать много деревьев:
Дети: Ламо чувтт.
Воспитатель: Весной очень красиво на поляне. На ней растут много, много … узнаете что, если отгадаете следующую загадку.
Загадка:
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(Подснежник)
Подснежник- это посланец весны.
Воспитатель: Подснежник – это что?
Ответы детей: Цветок
Воспитатель: Как же сказать по – эрзянски цветок?
Ответы детей: Цеця
Воспитатель: Весной появляется не один цветок, а много и как сказать по- эрзчнски- много цветов?
Дети: Ламо цецят.
Воспитатель: А ещё, эйкакшт, виринь ракшатне пек радовить тундонтень.
Вана содынк ки ланга те содамоёвксысь.
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой
(Овто) (медведь)
Воспитатель: Медведь по – эрзянски
Ответы детей: Овто.
Воспитатель: Какое животное ещё проснулось от зимней спячки?
Ответы детей: Ёжик (сель) .
Воспитатель: А ещё кие эри вирьсэ?
Ответы детей: Вирьсэ эри нумолось, эри ур, эри верьгез, эри ривезь
Воспитатель: Виде, пек паро, эйкакшт.
Воспитатель: Тундось сась вирьс. Вирень ракшатне радовасть тундонтень, пурнавсть ве таркас, кармасть налксеме. Давайте минь тоже вирень ракшатнень марто налксетяно.
(встаём в круг)
Физкультминутка .
Тунда виренть куншкасо
Нумолкаесь пек налкси
Ванна истя сон налкси, ванна истя сон чийни.
Овтось нумолонть сасы
Сон сась, сон сасы
Ванна истя сон моли, сон моли сон моли
Ривезись мельгаст капши
Пулосонзо след нарды
Ванна истя сон капши, ванна истя сон нарды.
Звертне вирь куншкас пурнавсть
И киштеме сынь кармасть
Ванна истя сынь киштить, ванна истя сынь киштить.
Воспитатель: Минек ялганок вирень ракшатне налксесть тейсть мартонок ды тусть эсист тевга. Миненек тоже эряви велявтомс мастерскоев.
- Эйкакшт, кодамо мазый картина минек тынк марто лись.
Давайте евтасынек кода минек картинанть лемезэ.
Ответы детей: Картинанть лемезэ «Тундо».
Воспитатель: Тундось те мезе?
(Ребёнок читает стихотворение о весне
Ловось кармась соламо
Тундось сась!
Нармунть кармасть морамо
Тундось сась!
Чийнить, налксить эйкакштне
Тундось сась!
Воспитатель: Тундось сы. Ловось солы. Весе радовить тундонтень и нармунтне, иракшатне, и эйкакштне.
Воспитатель: Эйкакшт, давайте казнитяно моро тундонтень ды гостненеь.
(Песня «Вай, Ванине, Ванине)
III Заключительная часть.
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Вам понравилось наше приключение по весеннему лесу? Что вам понравилось?
Дети, давайте скажем нашим гостям До свидание, но опять на мордовском языке.
Воспитатель: Сюкпря тенк ялгат. Вастомазонок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №103”
Конспект непосредственно образовательной
деятельности на тему:
“ В гости к весне ”
“ Инжекс тундонтень ”
для детей средней группы
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Аверкина Е. Ф.
Саранск 2018
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: выявить уровень знаний детей эрзянского языка.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать словарный запас словами по темам: тундо, нармунть, цецят (весна, птицы, цветы);
- учить различать на слух слова на эрзянском языке;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
- активизировать качественный словарь;
- обобщить знания детей о весне;
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать образность речи;
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к эрзянскому языку;
- доставить детям радость и удовлетворение от игр;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Тип: итоговое занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма работы с детьми: совместная деятельность, групповая, индивидуальная
Словарная работа: ( активный словарь- тундо, нармунть, цецят, чи, нармунь, тикше, лембе, чувто (чувтт, цеця (цецят); пассивный словарь(-лесные гости, айболиты леса)
Предварительная работа:
- разучивание подвижной игры "Вирень гость"(Лесные гости)
- наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
- отгадывание загадок о птицах и весне на эрзянском языке ;
- чтение художественной литературы о весне и птицах ,животных;
- разучивание стихов данной тематики на эрзянском языке;
- прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
- проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Материалы, оборудование
Демонстрационный материал: весенняя веточка ,видео презентация
Методические приёмы:
Словесный (вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова), использование загадки).
Наглядный (видео презентация).
Игровой (игровая ситуация - «превращение в художников», гимнастика " Тунда виренть куншкасо ".
Структура НОД:
- Вводная часть (длительность 3 минуты)
1.Загадывание загадки о весне.
2.Знакомство с весной на эрзянском языке.
3. Сюрпризный момент(превращение в художников)
- Основная часть (длительность 15 минут)
1. «Загадывание загадок».
2.Физкультминутка «Тунда виренть куншкасо».
3.Чтение детьми стихотворения о весне на эрзянском языке.
4. Исполнение песни «Вай, Ванине, Ванине».
- Заключительная часть (длительность 2 минуты)
- Подведение итога занятия.
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Здравствуйте дорогие гости! Течи минь эйкакштнень марто тертяно тынк инжекс тундонтень.
Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите сегодня у нас много гостей. Нам приятно видеть их приветливые лица и добрые глаза. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии то поздороваемся с ними на мордовском языке.
Ответы детей: Шумбратадо.
(я сажусь)
Воспитатель: Эйкакшт, варштадояк, монь ули мазый тарадкем. А тынь содасынк кие монень тарадкенть максызе- казизе?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Арась! А ули меленк содамс!
Ответы детей: : Да.
Воспитатель: Содасынк, коли содамоёвксынть содасынк.
Весень кенярдовты сон
Казни мазый лембе онт.
(Тундо)
Воспитатель: Виде, эйкакшт, те тараткенть казизе тундось. Тундонть ули мелезэ мартонк вастовомс. (Ули мелезэ содамс кода тыньк леменк и кие эйстеньк тейтерне, а кие цёрыне.)
Ответы детей: Монь лемем Аня. Мон тейтерне.
Монь лемем Андрей. Мон цёрыне…. (Дети передают веточку и называют своё имя)
Воспитатель: Паро. Ней тундонть ламо ялганзо и тейтернеть и цёрынеть минек эйкакшонь кужосонть.
Весна- прекрасное время года. Весной всё просыпается и всё начинает жить.
Поэты, писатели и художники обращали внимание на это время года. Я предлагаю нам превратиться в художников и создать свою картину о весне. Только мы её не будем рисовать, а создадим при помощи слов. Вы готовы. В этом на поможет наш друг компьютер.
II. Основная часть.
Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите вот полянка, но она почему-то грустная, невесёлая. А давайте мы эту полянку сделаем радостной и весёлой.
Для этого у меня есть мои помощники- загадки, которые дала Весна. Они нам помогут в этом. Отгадав загадку мы увидим, как наша полянка оживает.
Первая загадка:
Что выше леса
Краше света,
Без огня горит
(Чи) (Солнце)
Воспитатель: Солнце по –эрзянски как:
Ответы детей: чи
Воспитатель: Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло.
Воспитатель: Тунда чись кодамо? –
Ответы детей: Тунда чись лембе.
(обратить внимание на картину. Чись появась полянкась весёлгадомо кармась)
Вторая загадка:
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех …
(Грач)
Воспитатель: Грач - это птица. А как сказать по- эрзянски птица?
Ответы детей: Птица по – эрзянски нармунь.
Воспитатель: Но весной же прилетает не одна птица, а много как скажем много петиц
Ответы детей: Ламо нармунть.
Воспитатель: А мезе теить нармунтне тунда, самодомейле?
Ответы детей: Птицы вьют гнёзда на деревьях
Воспитатель: Виде, те истя. Тунда нармунтнень пек ламо тевест.
А вот и треть загадка:
В шубе летом
А зимой раздеты
(Чувто) (дерево)
Воспитатель: Весной деревья надевают свой зелёный наряд. А как сказать по- эрзянски дерево?
Ответы детей: Чувто
Воспитатель: А свой прекрасный наряд надевает ведь не одно дерево а много же их? Как сказать много деревьев:
Дети: Ламо чувтт.
Воспитатель: Весной очень красиво на поляне. На ней растут много, много … узнаете что, если отгадаете следующую загадку.
Загадка:
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(Подснежник)
Подснежник- это посланец весны.
Воспитатель: Подснежник – это что?
Ответы детей: Цветок
Воспитатель: Как же сказать по – эрзянски цветок?
Ответы детей: Цеця
Воспитатель: Весной появляется не один цветок, а много и как сказать по- эрзчнски- много цветов?
Дети: Ламо цецят.
Воспитатель: А ещё, эйкакшт, виринь ракшатне пек радовить тундонтень.
Вана содынк ки ланга те содамоёвксысь.
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой
(Овто) (медведь)
Воспитатель: Медведь по – эрзянски
Ответы детей: Овто.
Воспитатель: Какое животное ещё проснулось от зимней спячки?
Ответы детей: Ёжик (сель) .
Воспитатель: А ещё кие эри вирьсэ?
Ответы детей: Вирьсэ эри нумолось, эри ур, эри верьгез, эри ривезь
Воспитатель: Виде, пек паро, эйкакшт.
Воспитатель: Тундось сась вирьс. Вирень ракшатне радовасть тундонтень, пурнавсть ве таркас, кармасть налксеме. Давайте минь тоже вирень ракшатнень марто налксетяно.
(встаём в круг)
Физкультминутка .
Тунда виренть куншкасо
Нумолкаесь пек налкси
Ванна истя сон налкси, ванна истя сон чийни.
Овтось нумолонть сасы
Сон сась, сон сасы
Ванна истя сон моли, сон моли сон моли
Ривезись мельгаст капши
Пулосонзо след нарды
Ванна истя сон капши, ванна истя сон нарды.
Звертне вирь куншкас пурнавсть
И киштеме сынь кармасть
Ванна истя сынь киштить, ванна истя сынь киштить.
Воспитатель: Минек ялганок вирень ракшатне налксесть тейсть мартонок ды тусть эсист тевга. Миненек тоже эряви велявтомс мастерскоев.
- Эйкакшт, кодамо мазый картина минек тынк марто лись.
Давайте евтасынек кода минек картинанть лемезэ.
Ответы детей: Картинанть лемезэ «Тундо».
Воспитатель: Тундось те мезе?
(Ребёнок читает стихотворение о весне
Ловось кармась соламо
Тундось сась!
Нармунть кармасть морамо
Тундось сась!
Чийнить, налксить эйкакштне
Тундось сась!
Воспитатель: Тундось сы. Ловось солы. Весе радовить тундонтень и нармунтне, иракшатне, и эйкакштне.
Воспитатель: Эйкакшт, давайте казнитяно моро тундонтень ды гостненеь.
(Песня «Вай, Ванине, Ванине)
III Заключительная часть.
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Вам понравилось наше приключение по весеннему лесу? Что вам понравилось?
Дети, давайте скажем нашим гостям До свидание, но опять на мордовском языке.
Воспитатель: Сюкпря тенк ялгат. Вастомазонок.
Опыт работы по теме
«Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»
Кокорина С.А., старший воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
1 слайд
В теме сегодняшнего дня мы будем говорить об этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. И если обратиться к словам зарубежного специалиста по межкультурной коммуникации М.Беннета, который отмечает, что формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале у ребенка, должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
2 слайд
Почему организуем работу именно по этой теме?
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Работая в рамках повышения уровня качества реализации ФГОС, мы остро стали ощущать в области «Социально-коммуникативное развитие» нехватку у детей социально-нравственных ценностей и несоответствующий уровень знаний дошкольников о культуре нашего народа, края в области «Познавательное развитие», отсюда актуальность темы
Актуальность:
- недостаточное знание детей и родителей национальных традиций, культуры;
- недостаточное умение играть в национальные игры и игрушки в семьях и детском саду;
- недостаточное обогащение материального, методического обеспечения с учетом региональных особенностей в ДОУ.
3 слайд
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- построить систему по формированию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста;
- анализ и выбор оптимальных приемов, средств, технологий воспитания и обучения;
- повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области этнокультурного воспитания дошкольников (развивать творческую, педагогическую, инновационную деятельность педагогов в реализации этнокультурного компонента);
- разработать инструментарий по оценке сформированности этнокультурной компетенции у дошкольников;
- организовать взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказать им консультативную помощь по данной теме;
- построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей;
- совершенствовать взаимодействие с социокультурными центрами нашего города.
В образовательной программе этнокультурное воспитание включено в разделы «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Основу данных разделов составляет устное народное творчество, большое внимание уделяется знакомству с образцами декоративно-прикладного искусства.
В практике работы ДОУ активно используется парциальная программа О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, ценностями, традициями, особенностями культуры.
4 слайд
Педагогами определены принципы работы дошкольного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей, которые реализовывались при соблюдении, на наш взгляд, важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше проводили обряды, а дети понимают это, участвуя сами в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на совместном мероприятии дети знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
5 слайд
Представленная модель системы воспитательно-образовательной работы по формированию этнокультурной компетенции дошкольников включает в себя взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и социумом и охватывает все основные направления в работе дошкольного учреждения:
- нормативно-правовое обеспечение ;
- кадровые ресурсы;
- сотрудничество и координация деятельности с родителями, педагогами и детьми, социумом;
- программно-методическое обеспечение.
6 слайд
В рамках работы с педагогическими кадрами организуются различные формы повышения профессиональной компетенции в реализации этнокультурного компонента:
- коллективные решения проблемных педагогических ситуаций;
- семинары-дискуссии;
- деловые игры;
- «Круглые столы»;
- практикумы в форме деловых игр;
- различные выставки, конкурсы.
Деятельность наших педагогов строится на интеграции образовательного содержания, использовании наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей. Основными методами и приёмами активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей являются:
- игровые методы и приёмы;
- сравнение, вопросы;
- сюрпризные моменты;
- метод «погружение в проблему»;
- метод проектов.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными особенностями воспитанников. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к занятиям и стимулирующим познавательную активность детей к этнокультурной истории нашего народа.
Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.
7 слайд
В воспитательно-образовательный процесс педагоги интегрируют следующие формы работы:
- циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания; познавательные беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятий, но и самостоятельной формы работы с детьми;
- самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых;
8 слайд
- продуктивную творческую деятельность детей (очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности – это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности);
9 слайд
- развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;
- мультимедийное сопровождение по этнокультурному образованию дошкольников. Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли;
10 слайд
- театрализованные представления. Именно в театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика;
- целевые прогулки. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений.
Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.
11 слайд
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
12 слайд
Неотъемлемым компонентом в планировании воспитательно-образовательной работы является организация выставок народного творчества, организация и проведение экскурсий. Экскурсии, посещение выставок, музея способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о культуре народов. Эти мероприятия являются интересным дополнением к выше упомянутым формам работы.
13 слайд
В рамках данного опыта работы педагоги ДОУ проводят работу по организации предметно-развивающей среды:
- во всех возрастных группах имеются уголки по этнокультурному воспитанию детей;
- центр продуктивного творчества, центр театрализации, выставки детского творчества.
В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба» - это имитация старорусского жилища, для размещения которого в нашем учреждении не потребовалось специального помещения. Мы использовали для создания русской избы коридор. Сотрудники детского сада постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы. Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Любой экспонат избы может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты «избы» постоянно используются воспитателями на занятиях по познавательному развитию, развитию речи, изобразительной деятельности и ручному труду.
14 слайд
Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы:
- привлечение родителей к проведению занятий;
- участие родителей в выставках совместного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- создание семейных альбомов;
- проведение совместных прогулок и экскурсий;
- проведение мастер-классов;
- участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Благодаря родителям в нашем ДОУ появилась выставка кукол в национальных костюмах.
Результативность данной работы отслеживается с помощью мониторинговой деятельности. Наряду с отслеживанием усвоения детьми области «Познавательное развитие», в рамках образовательной программы более детально проводится диагностика заявленной темы, в основе которой лежит авторская методика диагностики уровня этнокультурной компетенции дошкольников.
(Методика разработана воспитателем детского сада г.Москвы О.Н. Петренко
Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор Н.А. Виноградова,
доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Леонович)
В результате
- Дети на достаточном уровне владеют знаниями названий и назначения предметов русского народного быта. Полученными знаниями дошкольники пользуются в обыгрывании сюжетов сказок, в театрализованных постановках.
- Повысился уровень знаний разных видов народно- прикладного творчества. Полученные знания дети применяют в свободной художественной деятельности.
И мы считаем, что представленная система работы по формированию этнокультурной компетенции детей имеет положительный результат.
Если говорить о перспективах работы в данном направлении, мы видим в совершенствовании форм и методов совместного взаимодействия с социокультурными центрами города и обобщении и распространении опыта работы на уровне города, края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весеннее развлечение "В гости к весне"
Это развлечение написано в форме путешествия на разных видах транспорта, поэтому вызывает положительный эмоциональный отклик у детей....
Интегрированное занятие в подготовительной группе " В гости к весне"
комплесное занятие...
презентация "В гости к Весне"
презентация для детей старшей группы...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)
Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...
Весеннее развлечение в средней группе "Путешествие в гости к весне"
Программное содержание. Образовательные области Музыка. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры. Согласованн...
Нетрадиционное рисование в подготовительной группе "В гости к весне"
Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях. Расширять знания о весенних первоцветах: подснежниках, ландышах, одуванчиках, тюльпанах, нарциссах...
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»
Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»...