Проект "Мордовия - мой край родной"
проект (старшая группа)

Воронина Татьяна Федоровна

Материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных к школе групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_2018-2019.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Мордовия – наш край родной».

Тип проекта: долгосрочный (с октября 2018 года по апрель 2019 года).

Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.

Актуальность проекта: нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Объект проекта: процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий.

Предмет проекта: педагогические условия для ознакомления с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями Мордовии.

Цель проекта:  выявление совокупности условий и их оптимальность для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в микро - и макро социуме на основе здоровьесберегающих педагогических технологий; воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

Образовательные:

- приобщение детей к культуре своего народа.

Развивающие:

-  развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей.

Воспитательные:

- воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственного отношения и чувства сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

Проект реализуется в 3 этапа:

1. Организационно-подготовительный этап.

На данном этапе осуществлялась следующая работа:

- анализ научно-педагогической, философской, психологической, социологической и методической литературы;

- проведен анализ воспитательно-образовательной деятельности  ДОУ, выявлены проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию;

- обоснована актуальность проблемы;

- определены основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения формирования нравственно-патриотических качеств через ознакомление с историей и культурой родного края при  взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий;

- определена работа с  родителями воспитанников группы в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

2. Основной этап (перспективный план работы)

дата

тема

содержание

октябрь, 2018

«Знатоки родного края»

Расширять представления детей о родном крае,  достопримечательностях Саранска, гербе Саранска. Активизировать в речи употребление слов: определение прилагательных "Саранск – какой?"; название профессий; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов: Саранск, саранский). Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом.

ноябрь, 2018

«Символы Мордовии»

Закрепить и уточнить знания детей о символике Республики Мордовия. Уточнить название нашей страны, столицы, республики, города.  Повторить знания о флаге, гербе и гимне Республики Мордовия. Учить узнавать флаг России и Мордовии, герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.

декабрь, 2018

«Природа Мордовии»

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

январь, 2019

«Национальные праздники Мордовии»

Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами. Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Мордовии), интерес к народной культуре, потребность в получении информации.

февраль, 2019

«Славные защитники земли Мордовской»

Формировать представление о героическом прошлом народа, великих богатырях- защитниках Земли. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу, уважение к воинам, желание им подражать.

март, 2019

«Мордовия – прошлое, настоящее и будущее»

Расширять сведения о национально-региональных особенностях родного края. Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска. Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица.

апрель, 2019

 «Мир спорта города Саранска»

Воспитывать гордость за мордовских спортсменов, уважение к труду спортсменов, желание заниматься спортом.

3. Заключительный этап.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты у воспитанников ДОУ:

- сформированы понятия гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-  сформированы начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- развиты элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах, истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

1. Разработаны  и апробированы конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей – дошкольников по темам: «Знатоки родного края», «Символы Мордовии», «Природа Мордовии», «Национальные праздники Мордовии», «Славные защитники земли Мордовской», «Мордовия – прошлое, настоящее и будущее», «Мир спорта города Саранска».

2. Организована работа с родителями по выбранным направлениям проектной деятельности «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий».

3. Создан методический и практический материал по теме проекта «Мордовия – наш край родной».

Работа с родителями:

- беседа «Край, в котором мы живем»;

- чтение детям мордовских народных сказок;

- предложение посетить музей имени С.Д.Эрьзи;

- выставка рисунков «Мордовский костюм».

Методическое обеспечение:

1. Книга «Саранск – столица Мордовии».

2. Репродукции картин художников Мордовии.

3. Альбом «Природа Мордовии».

4. Сборники мордовских народных сказок.

5. Картинки с изображением героев войны, родившихся в Мордовии; с известными спортсменами Мордовии.

Список используемой литературы.

1. Арсентьев Н. М., Баргова Т.С., К.И. Шапкарин К.И. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск  : типография «Красный Октябрь»,2005 г.;

2. Баргова Т.С., Руськина Е.С . Саранск-столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск , 2007г

3. Бизнес-каталог «Мордовия» – Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г.;

4. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.;

5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара. / Под ред. Л. А.Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;

6.  Историко-культурные очерки. Мордва. - Саранск,1995г.;

7. Историко-культурные очерки. Мордовский народ: что нас волнует? - Саранск, 1991г.;

8. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.

9. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.;

10.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина, Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.

Интернет-источники

11. dohcolonok.ru

12. http://vospitatel.com.ua.        

13. pedrazvitie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....