Проект "Татарстан - истоки доброты"
проект (старшая группа)

Проект знакомит детей с кульурой и традициями татарского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tatarstan_istoki_dobroty.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  “Татарстан: истоки доброты”

 Тип проекта:  информационно- творческий

 Вид проекта:  групповой

 Продолжительность:  1. 04. 2016 – 31. 05. 2016 (краткосрочный)

 Возраст воспитанников: 5 лет

Участники:  педагог, дети.

Актуальность:    Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы  формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным. Чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

Цель: формировать представления о доброте; продолжать воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим; учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

 Задачи: 

  • формировать представления о доброте;
  • совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам
  • формировать представления о справедливости, дружбе, смелости
  • формировать интерес к художественной литературе;
  • воспитывать интерес к аппликации;
  •  учить осознанно относиться к выполнению правил игры
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь

   Формы работы 

  • Образовательная деятельность
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций
  • Участие в игровой деятельности
  • Продуктивная деятельность
  • Организация выставки детских работ  “Книжки малышам”

     Методы и приёмы 

  • Беседы
  • Работа с литературой
  • Творческая работа

Выполнение проекта   ОД (речевое развитие)

Цель:  формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения.

Дети входят в группу, рассаживаются на свои места. Раздаётся стук в дверь.

 - Ребята, нам прислали письмо. Здесь целая игра. Для Никиты и Алёны, Для   Роберта и Марселя. Давайте поиграем. Игра называется «Оцени поступок».

Алёна, что изображено на твоём рисунке?

- Дети помогают бабушке нести сумки из магазина. Они совершили хороший поступок.

- А у меня на картине дети разорвали  книжки и сделали беспорядок в комнате. Это плохой поступок.

- Ребята, как выдумаете, если человек совершает плохие поступки, можно сказать, что это хороший человек?

- Нет. Это плохой человек. Хороший человек совершает только хорошие поступки.

- Верно ребята. Значит, когда мы оцениваем человека, мы имеем в виду его дела и поступки. Получается, человек ценен не красивыми нарядами, не интересными игрушками, а прежде всего своими добрыми делами. Каждый человек должен любить другого человека, должен спасать другого, должен трудиться. И тогда другие люди ответят ему тем же добром, благородством и трудолюбием. Мы недавно прочитали сказку Сельмы Лагерлёф  «Подмёныш». О чём в ней рассказывается?

- В ней говорится, как одна женщина не давала в обиду подкинутого ей ребёнка тролля. Её родной сын находился в это время у троллей. Когда троллёнка били и не давали есть, человеческого детёныша тоже били и морили голодом. Только доброта женщины по отношению к детёнышу тролля спасла и её сына.

-Значит, как мы относимся к другим людям, точно так же и они будут относится к нам.  Ты с добром , и к тебе с добром. Но мы ещё читали произведение Л.Н.Толстого «Лоханка». О чём оно?

- Это произведение о том, как старенькому немощному дедушке его дети подавали есть в лоханке, чтобы он не пачкал скатерть, а потом и вообще перестали сажать за стол. А внук слелал лоханку и сказал своим родителям: «Вот состаритесь и я буду кормить вас из лоханки». Родителям стало стыдно и они посадили старика за стол.

-Какой же можно сделать вывод из рассказа, ребята?

- Если хочешь, чтобы к тебе относились хорошо, то и сам относись к людям хорошо. Не обижай их.

-Правильно ребята. А ведь на Руси есть ещё множество пословиц об отношениях людей друг к другу. Давайте вспомним их.

-_Каков привет – таков ответ.

- Что посеешь, то и пожнёшь.

- Как аукнется, так и откликнется.

-Доброму Савве – добрая слава.

- Правильно ответили. Я очень хочу, чтобы после нашего занятия в вашей жизни  были добрые дела и поступки. Чтобы до нас доходила только добрая слава о вас.

Вид: коммуникация (развитие речи)

Тема: «Хочу быть добрым»

Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения; учить пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую и  монологическую формы речи; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения; учить поддерживать непринуждённую беседу, правильно отвечать на вопросы педагога.

Методические приёмы:      наглядные

                                                 словесные (беседы, вопросы)

                                                 словарные (активизация словаря)

                                                 игровые     (дидактическая игра)

Демонстрационный материал: портреты Л. Толстого и С. Лагерлёф

Предшествующая работа: беседы о добре, о хороших  и плохих поступках,                                        

                                                 разбор и  заучивание пословиц и поговорок.

Предварительная работа:  чтение произведений Л.Толстого С. Лагерлёф,

                                                  обсуждение характеров персонажей.

Структура занятия:  вводная часть – дидактическая игра

                                       основная часть – пересказ произведений,

                                                                     беседа по содержанию

                                       заключительная часть – беседа по содержанию

                                                                                 пословиц

Организация занятия: дети сидят за столами.

Организация дидиктической игры  «Оцени поступок»

                  (социально – личностное развитие)

Цель: учить справедливо оценивать свои поступки и поступки героев; формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

 Организация дидактической игры «Ребята с нашего двора»

                  (социально -  личностное развитие)

Цель: воспитывать культуру общения; продолжать воспитывать у детей  чуткое отношение к окружающим; воспитывать стремление вести себя сдержанно;

 Чтение художественной литературы.

Цель: формировать  умение пониматьсодержание произведений; учить сравнивать произведения, находить в них общую тему; продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый, справедливый).

Художественные произведения:

С . Лагерлёф  «Подмёныш».

Л. Толстой     «Лоханка»

 Аппликация  «Книжки малышам»  ОД

 (художественно-эстетическое развитие)

Цель: воспитывать у детей интерес к аппликации; учить правильно держать ножницы; учить составлять композицию из нескольких частей; учить детей выражать чувство радости; формировать желание порадовать подарком младших товарищей.

Мат-лы: лист альбомный, цветная бумага, клей, кисти.

Методические приёмы: Предложить детям порадовать малышей подарками. Показ приёмов сгибания бумаги в виде книги. Обсудить варианты композиции. Анализ, выставка работ.

                            Консультация для педагогов

              «Воспитание основ нравственности в семье»

    Воспитание и образование-процесс трудный, многогранный и требует  взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

      Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый  эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

       Успешность семейного воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

       Уместно выделить факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье:  1.микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей социальным ценностям.

2.внутрисемейная деятельность-основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

3.воспитательная деятельность родителей.

         Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья-это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и  развитие личности ребёнка.

           Отсюда вытекают функции семьи:

- создание условий для интеллектуального и физического развития ребёнка.

- обеспечивает первичную социализацию личности.

- создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений.

            В каждом дошкольном учреждении желательно знать те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания. Очень ценно, когда описывается родителем или педагогом не только состояние семейного воспитания, но и раскрываются пути и способы получения положительных результатов, рассказывается об ошибках и способах их исправления, о нерешённых проблемах.

           В России наиболее распространённой является семья однопоколенная, в которой вместе живут отец, мать и их дети. Хорошо это или плохо? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности. Но, вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи-традиции, объединяющие взрослых и детей.

          В многопоколенной семье вместе живут и молодое, и старшее поколение. Если это дружная семья, то создаётся возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчён быт. Однако, даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной семье есть свои трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными, но в определённых случаях твёрдо отстаивать позиции современного воспитания.

            Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери и отцу помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества.

            Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Если родители обладают определённой педагогической культурой, им удастся успешно воспитывать дошкольников.

              Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

          Формирование нравственной сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

           В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счёту, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность родители не придают значения.

             Проведённые педагогические исследования позволили  выделить основные показатели готовности ребёнка к школе, из которых наиболее важными являются общая нравственная воспитанность, т.е. достижение определённого уровня сформированности нравственных качеств, необходимых в учебной деятельности.

               Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственных качеств.

               Известно стремление всех дошкольников к  самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Овладение детьми навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственных качеств, как самостоятельность и настойчивость.

                С появлением новых видов труда у дошкольников расширяются возможности их использования в нравственном воспитании.  Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Ребёнок  наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.

                   Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, доставить им радость, чувство долга перед семьёй. Благоприятные семейные условия положительно влияют на  трудовое  воспитание детей и их нравственные качества.

             Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

               Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели:  степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от  условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем труде.

               Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.

                Формирование основ нравственных качеств ребёнка начинается ещё в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее моральное развитие ребёнка. Важно с самого начала воспитывать ребёнка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия.

                 Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться на формировании его нравственных качеств.

Используемая литература:

  1. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А «Дошкольная педагогика»
  2. Минкевич Л.В «Тематические педсоветы в ДОУ»
  3. Виноградова Н.Ф «Воспитателю о работе с семьёй»  

                          Муниципальное учреждение

              «Управление дошкольного образования»

           Исполнительного комитета Нижнекамского

         Муниципального района Республики Татарстан

                                      ПРОЕКТ

                     «Татарстан: истоки доброты»

                                                                      Составила: воспитатель гр.№5

                                                                                            выс. кв. категории

                                                                                             Колесникова Ю.Н.    

                        Республика Татарстан

                               Г. Нижнекамск

                                       2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Истоки доброты".

Приобщать родителей к добру, чтобы они служили примером доброты....

Комплексное занятие на тему: «Истоки Доброты»

Проводили воспитатели высшей категории:Медникова Н.В.Клинкова Л.С.п.г.т. Монино, ДОУ №46,  09.02.2010...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» тема:"Дом доброты"

Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Дом Доброты»

Цель: Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлят...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»

Конспект непрерывной образовательной деятельности   по программе «Социокультурные истоки» для детей средней группы. Тема: «Доброта»...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик» Проект по программе «Социокультурные истоки» тема: «Уроки доброты»

Проект по программе «Социокультурные истоки»тема: «Уроки доброты»         Составили:Биннатова Г.А.Пояснительная запискаДобрым ...