Конспект НОД "Северная Двина в разное время года"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Попова Татьяна Владимировна

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Северная Двина в разное время года" в подготовительной группе, мспользуется как итоговое занятие, основываясь на полученные знания детьми в ходе изучения данной темы. Проводится в рамках реализации ООП ДО в части формируемой участниками образовательных отношений. В ходе занятия прменяется метод моделирования. Детям предоставляется право выбора времени года и содержания  задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_severnaya_dvina.docx669.86 КБ

Предварительный просмотр:

      НОД  «Северная Двина в разное время года»                                                                                      

подготовительная группа

Цель: формирование  представлений у детей  о состоянии реки Северной Двины  в разное время года.

Задачи: 

Образовательные: - Уточнить представления о географическом расположении  реки.

- Активизировать в речи детей названия рыб, явлений природы.

- Уточнить и расширить  представления детей о ледоходе.

- Способствовать развитию представлений о появлении льда на реке.

- Закрепить  правила безопасного поведения во время ледохода.

Развивающие:

-  Обогащать  словарь  детей.

- Развивать связную речь детей – умение строить рассуждение, используя причинно-следственные связи.

- Способствовать развитию умения наблюдать и высказывать своё мнение об увиденном.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к малой Родине,  навыки сотрудничества в совместной деятельности, понимание необходимости соблюдать правила безопасности на реке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о родном городе, крае; рассматривание альбомов о Котласе, чтение стихов котласских поэтов о природе родного края; просмотр видеопрезентаций; рисование «Котлас в разное время года», рассматривание картин котласских художников о городе и природе, чтение рассказа  котласской писательницы Г.Сергеевой «Едем в Котлас».

Ход деятельности:

Дети приветствую гостей.

Ребята,  к  нам пришли воспитатели из других детских садов, и они хотят узнать что-нибудь интересное о нашем городе, а потом рассказать об этом своим ребятам в группе.

Скажите, как называется город, в котором мы живем? Главная река нашего города?

А откуда река берет свое начало?  (по опорным схемам)

Северная Двина – важнейшая река на севере  России. Свое начало река берет на территории Вологодской области у г. Великий Устюг, образуясь от слияния рек Сухона и Юг, после чего течет по Архангельской области и впадает в Белое море. Участок реки от слияния Сухоны и Юга до впадения Вычегды называется Малой Северной Двиной, а участок от Котласа и до устья - Большая Северная Двина.

 Вы очень интересно рассказали о реке. Но оказывается у нашей реки «Северяновны» есть много секретов.  

Где мы можем узнать  о них?  (ответы детей – спросить у родителей, прочитать в книгах, узнать по телевизору, в интернете, экскурсии).  

Мне понравились ваши предложения. Предлагаю  отправиться на экскурсию, чтобы разгадать все секреты реки в разное время года.

С чего мы начнем?

На магнитной доске модели четырех времен года

https://www.publicdomainpictures.net/pictures/130000/nahled/blue-snowflake-7.jpg

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/12/23/27a6e05a65066ca2e822df83ecd2446d.jpg

https://natworld.info/wp-content/uploads/2018/08/jarko-svetit.png

http://sadluchik0615.caduk.ru/images/bornp.png

  1. Просмотр видеоряда о реке в зимнее время года.

 Какая река зимой? (выставление названных моделей прилагательных, придуманных и нарисованных предварительно  детьми)

https://www.publicdomainpictures.net/pictures/130000/nahled/blue-snowflake-7.jpg

Тихая,

Безмолвная

(почему)

замерзшая

заснеженная

Ледяная, холодная

Новые знания:  Я узнала, что толщина льда этой зимой на Северной Двине достигала 70 см. Это вот столько. (показ руками)

Как вы думаете, под таким толстым льдом есть что-то живое? (водоросли, растения, рыбы)

Как они там живут, если кислорода зимой подольдом мало?  (рыбы малоподвижны, чтобы сохранить его).  Люди делают специальные отверстия – лунки. Кто может помочь рыбам? (рыбаки) 

Пройдите к столу и выберите рыб, которые живут в нашей реке, прикрепите на мольберт. (картинки речных и морских рыб)

Присаживайтесь. Чья это рыбка, как она называется? (восемь рыб по количеству детей)

Умнички. Настоящие знатоки рыб. А вы знаете, что ерш очень живучая рыба? (интересные факты)

Вот какие секреты таит река зимой.

Продолжаем экскурсию. Выбирайте, куда отправимся дальше.

2. Весна. Видео ледохода.

Воспитатель: Ребята, что это? (Ледоход) Слово ледоход состоит из двух слов (лед ходит). (модель) 

А что еще делает лед? (шуршит, скрепит, шевелится, громоздится, трещит…)

А вы знаете, во время ледохода бывают заторы (модель.). Тогда лед взрывают.

Все мы любим смотреть на ледоход. Это интересно, но и опасно.

Я предлагаю  разделиться на пары, подойти и выбрать картинку. Вместе подумайте, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ  делать во время ледохода:

- переправляться через реку в период ледохода;

- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;

-отталкивать льдины от берегов;

- ходить по льдинам и кататься на них.

Кто начнет. (рассказывает каждая пара) В итоге получается общая картина-предупреждение «Опасно, тонкий лед»

C:\Users\User\Desktop\ГПо регионл. компонент\stixi-dlya-detej-bezopasnost-na-ldu-3.jpg       C:\Users\User\Desktop\ГПо регионл. компонент\002.jpgC:\Users\User\Desktop\ГПо регионл. компонент\2.jpgF:\maxresdefault.jpgF:\led.jpg

Ребята, весной резко тает снег и лед .Что происходит с рекой? (разливается)

Наступает наводнение (модель) – затопление территорий, которые  находятся на берегу  Северной Двины.

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/12/23/27a6e05a65066ca2e822df83ecd2446d.jpg

ледоход

заторы

наводнения

Как много опасных секретов таит река весной.

Продолжаем наше путешествие. В какое время года отправляемся.

Видеоряд лето

3.Что можно делать на реке летом? (ответы детей)

А по нашей реке плавают большие корабли и теплоходы? Почему?

 (мелководная, обмелевшая)

Самое глубокое место реки – 24 метра. (Это дом в 7 этажей)

Выходите, будем передавать сердечко и рассказывать.  «Что мы любим, делать на реке или у реки летом»

Кто начнет? (купаться, бросать камушки, загорать, строить песочные замки, ловить рыбу, кататься на лодке, собирать ракушки, пускать блинчики, смотреть на природу)

Мне очень понравились ваши ответы. А я люблю….смотреть на закат.

Сколько приятных воспоминаний связано летом с рекой.

https://natworld.info/wp-content/uploads/2018/08/jarko-svetit.png

сердечко

Наше путешествие подходит к концу.

 Видеоряд  (река осенью)

  1. Что происходит с рекой осень? (готовится к зиме, засыпает, становится холодной)

Где сначала река замерзает?  Расстановка  схем  «Что сначала, что потом». (На основе опыта с водой).     Почему?

Реки  начинают замерзать от берега, т. к. мелко и  вода быстрее остывает. А  на глубине вода теплее.  Когда вода вся охладится, лед покроет всю реку. Называется ледоставом.

http://sadluchik0615.caduk.ru/images/bornp.png

края

наполовину

вся

           

                 

Мы побывали на реке в разное время года. В какое время года река вам больше нравится? Что нового вы узнали?  Какие секреты реки мы раскрыли? Ребята,  как вы думаете, мы все узнали о реке?

Я с вами согласна. Конечно,  нет? 

Вот, например, в Северной Двине было отмечено появление китайских мохнаторуких крабов. Интересно, кто это такие и как они попали в нашу реку. Это нам предстоит выяснить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".

Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".

Программное содержание:  Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее в...

Конспект занятия кружка “Веселые художники” на тему: “Дерево в разные времена года”. Техника изображения: рисование с помощью соли. Старшая группа

Продолжать учить детей технике рисования с помощью соли. Развивать воображение при придумывании сюжета картины, умение доводить начатое до конца. Развивать пластику и мимику у детей при показе я...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года".

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема "Мое любимое дерево в разное время года"....

Конспект НОД «Лес в разное время года» для детей старшего дошкольного возраста. (технология интеграции)

Конспект НОД «Лес в разное время года»для детей старшего дошкольного возраста. (технология интеграции)...