Главные вкладки

    Музейная педагогика
    проект

    Ермакова Марина Михеевна
        Воспитать в ребенке привязанность и любовь к малой Родине задача каждого педагога.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №6 городского округа город Нефтекамск

    Республики Башкортостан

    Проектная работа

    Создание Краеведческого музея в ДОУ,

    как средство  патриотического воспитания детей

    старшего дошкольного возраста и ознакомления

    с родным краем и городом.

     Ермакова  Марина  Михеевна

    Педагог-психолог

    МАДОУ детский сад № 6

    г. Нефтекамск , 2018 год

    Содержание

          Введение…………………………………………………………………….…....3

    1. Содержание проекта…………………………………………………..………....7
    2. Ожидаемые результаты……………………………………………….…….….10
    3. Материально – техническое оснащение, информационное обеспечение…..11
    4. Заключение…………………………………………………………….………..12

    Введение

               Воспитать в ребенке привязанность и любовь к малой Родине задача каждого педагога. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

              Недостаточность  знаний  старших дошкольников о родном городе и  крае является одной из проблем патриотического  воспитания подрастающего поколения. На этом фоне трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

              Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода воспитанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Проект составлен на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

            Для включения детей в проект была предложена мотивация – создание краеведческого  музея в ДОУ  «Мой родной  город - Нефтекамск » .

      Цель проекта:

            Воспитать  будущего гражданина, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры).

    Задачи проекта :

    1. Расширить и обогатить знания детей старшего дошкольного возраста

     о родном городе, крае. 


    2. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему. 


    3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности, сопричастности за все, что происходит в родном городе. 

    4.Реализовать  направление  «Музейная  педагогика»  с  инновационным  содержанием ФГОС ДО.

    5.Вовлечь воспитанников и родителей в совместную деятельность по созданию новой предметно-развивающей среды.

    6.Осуществлять  сотрудничество  и  конструктивное  взаимодействие   педагогов и родителей в процессе создания  музея краеведения .

    7.Сформировать  у  детей  элементарные  представления  о  создании музейной коллекции, развивать познавательный интерес к экспонатам краеведческого музея.

    8.Приобщать  дошкольников  к  социокультурным  ценностям  нашего народа, продолжать знакомить с достопримечательностями региона ,в котором живут дети.

    9.Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам, любовь к родному городу, краю, Родине.

    Обоснование необходимости проекта:

             Дети мало знают о родном крае. Формируя интерес к истокам родного края, мы закладываем основы воспитания патриотизма. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно, а сделать это в процессе совместного интересного дела вместе с родителями – продуктивно, интересно и действенно. Первым шагом к воспитанию юного патриота может стать именно работа по краеведению. А увлекательной и наглядной формой ознакомления дошкольников с родным краем – организация в детских садах  музеев краеведения .

     Идея проекта:

            В  2018 году город  Нефтекамск  отпраздновал своё 55-летие. Поэтому предварительно была организована работа  по созданию в детском саду краеведческого музея.

    Новизна :

                 Заключается в индивидуализации среды, отражающей направления работы и включающий региональный аспект.

    Тип  проекта: 

           Информационный,  познавательно-исследовательский, творческий. 

    Статус  проекта :

            Завершенный, цели и задачи реализованы.

    Методы и способы проекта: 

    Анкетирование, беседы, наблюдение, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, изучение  исторических фактов, рассматривание иллюстраций , просмотр видеофильмов «Родной Башкортостан», «Салават-сын народа»,продуктивная деятельность ,выставка работ, совместная деятельность родителей и детей, проведение акций по сбору экспонатов для создания краеведческого музея.

    Продукт проекта :

    • Создание краеведческого музея в ДОУ  «Мой славный город -Нефтекамск» ;
    • Пополнение библиотеки  ДОУ;
    • Выставки рисунков«Далекая,седая старина»,»Промыслы Башкортостана»,»Космос».
    • Выставка   совместных  поделок  «Быт башкирского народа»   ;
    • Методическое пособие для воспитателей и родителей « поделки из природного материала»;
    • Коллективная работа детей ко дню 9 Мая  - плакат « Есть такая профессия-Родину защищать»» ;
    • Коллективная акция «Сохрани природу родного края» (сбор макулатуры);
    • Квест-викторины  «Из прошлого в настоящее», «Кем славен мой город»;
    • Проведение конкурса «Моя семья моя крепость», составление «Шежере» с детьми подготовительных групп.

    Участники проекта:

            Воспитанники подготовительной группы и их родители, педагоги детского сада, воспитанники старшей и средней группы.

    Срок реализации  проекта: 1 год (2017-2018 учебный год)

    I . Содержание проекта

    1.Предпроектная подготовка

    • Разработка стратегии реализации проекта;
    • Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
    • Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города;
    • Создание условий для самостоятельной деятельности;
    • Фотоинформация  «Достопримечательности моего города»;
    • Альбомы «Я здесь живу»,   «Дорога от дома до детского сада».

    2. Организация деятельности

    • Виртуальная экскурсия для родителей «Это было недавно, это было давно»;
    •  Семейно-групповые   мини-походы на природу;
    •  Создание гербария «Природа родного края»;
    •  Экскурсия в городскую детскую библиотеку;
    •  Экскурсии в   историко-краеведческий музей города Нефтекамск; 
    •  Экскурсия в   картинную галерею «Мирас»  города Нефтекамск;
    • Экскурсия на медовую пасеку;
    •  Оформление выставок: «Далёкая, седая старина», «Промыслы Башкортостана», «Космос», «Есть такая профессия – Родину защищать»;
    • Проведение недели « Моя семья»;
    • Игры-занятия для детей: «Из прошлого в настоящее», «Путешествие по городу», «Кем славен город мой?» ;

    3. Этап  реализации проекта

                Анализируя и дискутируя, педагоги составили план и модель реализации проекта. Составляя алгоритм действий, они распределили обязанности и поручения. Детьми по совместному поиску и сбору информации по теме проекта.

               Следующим шагом воспитатели привлекают детей к достижению намеченного плана. Реализуют основные совместные действия :экскурсии, наблюдения, чтение литературы,  экспериментирование,  рассматривание, сравнение, беседы , обсуждения .

               Подключая родителей к реализации проекта, проводится анкетирование , консультации, совместные акции и мероприятия .Подготовка итогового мероприятия.

    4.Рефлексивный этап

    • Подведение итогов по созданию  краеведческого музея;
    • Выявление результатов деятельности педагогов;
    • Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу;
    • Экскурсионно-массовая работа;
    • Итоговое диагностирование детей;
    • Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Нефтекамск;

             Итоговым мероприятие по проекту для детей стала викторина-конкурс знатоков родного города «Мой родной город – Нефтекамск»   и   открытие музея «Краеведческий музей»;

             Данные мероприятия продемонстрировали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу  года.

    II. Ожидаемые результаты

     Работа с детьми :

    • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
    • Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города и края;
    • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ);

    Работа с воспитателями:

    • Разработка конспектов занятий;
    • Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;
    • Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;
    • Разработка конспектов занятий досугов ;
    • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

    Работа с родителями:

    • Повышение интереса к работе ДОУ;
    • Активное участие в конкурсах, выставках;
    • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

       III. Материально – техническое оснащение , информационное  обеспечение :

    • педагог-психолог, старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели, родители;
    • Библиотека детской и познавательной литературы;
    • Объемные экспонаты: макет микрорайона, макеты исторических и памятных мест города;
    • Экспонаты для музея предоставленные родителями воспитанников и сотрудниками детского сада. Демонстрационный и игровой материалы были изготовлены силами родителей и сотрудников; 
    • Герб города, флаг города, стенд «Нефтекамск в фотографиях», карта города;
    • Альбомы «Природа края», фоторепортаж «Мой папа лучше всех»,  «Это – мы! », наборы открыток с видами города и   достопримечательностями;
    • Интернет ресурсы.
    • ИКТ .

     VI.  Заключение

       Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

       Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов ,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

            Интеграция метода  проектов  и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

             Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

             Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

             Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

                 Литература

    1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

    2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  

    3.Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

    4.Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

    План работы на год по мини-музею Архитектуры...

    Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

    Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

    Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

    Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

    Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

    Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

    Музейная педагогика в коррекционно-логопедической работе

       Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К сожалению, дошкольников с тяжелыми ...

    Музейная педагогика в детском саду.

    «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость,так как без корней в родной местности,на стороне человек похож на иссушенноерастение перекати-поле».Академик Д.С.Л...