Музейная педагогика
проект

Ермакова Марина Михеевна
    Воспитать в ребенке привязанность и любовь к малой Родине задача каждого педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Проектная работа

Создание Краеведческого музея в ДОУ,

как средство  патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста и ознакомления

с родным краем и городом.

 Ермакова  Марина  Михеевна

Педагог-психолог

МАДОУ детский сад № 6

г. Нефтекамск , 2018 год

Содержание

      Введение…………………………………………………………………….…....3

  1. Содержание проекта…………………………………………………..………....7
  2. Ожидаемые результаты……………………………………………….…….….10
  3. Материально – техническое оснащение, информационное обеспечение…..11
  4. Заключение…………………………………………………………….………..12

Введение

           Воспитать в ребенке привязанность и любовь к малой Родине задача каждого педагога. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

          Недостаточность  знаний  старших дошкольников о родном городе и  крае является одной из проблем патриотического  воспитания подрастающего поколения. На этом фоне трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

          Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода воспитанию у детей среднего и старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Проект составлен на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

        Для включения детей в проект была предложена мотивация – создание краеведческого  музея в ДОУ  «Мой родной  город - Нефтекамск » .

  Цель проекта:

        Воспитать  будущего гражданина, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры).

Задачи проекта :

1. Расширить и обогатить знания детей старшего дошкольного возраста

 о родном городе, крае. 


2. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему. 


3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности, сопричастности за все, что происходит в родном городе. 

4.Реализовать  направление  «Музейная  педагогика»  с  инновационным  содержанием ФГОС ДО.

5.Вовлечь воспитанников и родителей в совместную деятельность по созданию новой предметно-развивающей среды.

6.Осуществлять  сотрудничество  и  конструктивное  взаимодействие   педагогов и родителей в процессе создания  музея краеведения .

7.Сформировать  у  детей  элементарные  представления  о  создании музейной коллекции, развивать познавательный интерес к экспонатам краеведческого музея.

8.Приобщать  дошкольников  к  социокультурным  ценностям  нашего народа, продолжать знакомить с достопримечательностями региона ,в котором живут дети.

9.Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам, любовь к родному городу, краю, Родине.

Обоснование необходимости проекта:

         Дети мало знают о родном крае. Формируя интерес к истокам родного края, мы закладываем основы воспитания патриотизма. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно, а сделать это в процессе совместного интересного дела вместе с родителями – продуктивно, интересно и действенно. Первым шагом к воспитанию юного патриота может стать именно работа по краеведению. А увлекательной и наглядной формой ознакомления дошкольников с родным краем – организация в детских садах  музеев краеведения .

 Идея проекта:

        В  2018 году город  Нефтекамск  отпраздновал своё 55-летие. Поэтому предварительно была организована работа  по созданию в детском саду краеведческого музея.

Новизна :

             Заключается в индивидуализации среды, отражающей направления работы и включающий региональный аспект.

Тип  проекта: 

       Информационный,  познавательно-исследовательский, творческий. 

Статус  проекта :

        Завершенный, цели и задачи реализованы.

Методы и способы проекта: 

Анкетирование, беседы, наблюдение, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, изучение  исторических фактов, рассматривание иллюстраций , просмотр видеофильмов «Родной Башкортостан», «Салават-сын народа»,продуктивная деятельность ,выставка работ, совместная деятельность родителей и детей, проведение акций по сбору экспонатов для создания краеведческого музея.

Продукт проекта :

  • Создание краеведческого музея в ДОУ  «Мой славный город -Нефтекамск» ;
  • Пополнение библиотеки  ДОУ;
  • Выставки рисунков«Далекая,седая старина»,»Промыслы Башкортостана»,»Космос».
  • Выставка   совместных  поделок  «Быт башкирского народа»   ;
  • Методическое пособие для воспитателей и родителей « поделки из природного материала»;
  • Коллективная работа детей ко дню 9 Мая  - плакат « Есть такая профессия-Родину защищать»» ;
  • Коллективная акция «Сохрани природу родного края» (сбор макулатуры);
  • Квест-викторины  «Из прошлого в настоящее», «Кем славен мой город»;
  • Проведение конкурса «Моя семья моя крепость», составление «Шежере» с детьми подготовительных групп.

Участники проекта:

        Воспитанники подготовительной группы и их родители, педагоги детского сада, воспитанники старшей и средней группы.

Срок реализации  проекта: 1 год (2017-2018 учебный год)

I . Содержание проекта

1.Предпроектная подготовка

  • Разработка стратегии реализации проекта;
  • Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;
  • Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города;
  • Создание условий для самостоятельной деятельности;
  • Фотоинформация  «Достопримечательности моего города»;
  • Альбомы «Я здесь живу»,   «Дорога от дома до детского сада».

2. Организация деятельности

  • Виртуальная экскурсия для родителей «Это было недавно, это было давно»;
  •  Семейно-групповые   мини-походы на природу;
  •  Создание гербария «Природа родного края»;
  •  Экскурсия в городскую детскую библиотеку;
  •  Экскурсии в   историко-краеведческий музей города Нефтекамск; 
  •  Экскурсия в   картинную галерею «Мирас»  города Нефтекамск;
  • Экскурсия на медовую пасеку;
  •  Оформление выставок: «Далёкая, седая старина», «Промыслы Башкортостана», «Космос», «Есть такая профессия – Родину защищать»;
  • Проведение недели « Моя семья»;
  • Игры-занятия для детей: «Из прошлого в настоящее», «Путешествие по городу», «Кем славен город мой?» ;

3. Этап  реализации проекта

            Анализируя и дискутируя, педагоги составили план и модель реализации проекта. Составляя алгоритм действий, они распределили обязанности и поручения. Детьми по совместному поиску и сбору информации по теме проекта.

           Следующим шагом воспитатели привлекают детей к достижению намеченного плана. Реализуют основные совместные действия :экскурсии, наблюдения, чтение литературы,  экспериментирование,  рассматривание, сравнение, беседы , обсуждения .

           Подключая родителей к реализации проекта, проводится анкетирование , консультации, совместные акции и мероприятия .Подготовка итогового мероприятия.

4.Рефлексивный этап

  • Подведение итогов по созданию  краеведческого музея;
  • Выявление результатов деятельности педагогов;
  • Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу;
  • Экскурсионно-массовая работа;
  • Итоговое диагностирование детей;
  • Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Нефтекамск;

         Итоговым мероприятие по проекту для детей стала викторина-конкурс знатоков родного города «Мой родной город – Нефтекамск»   и   открытие музея «Краеведческий музей»;

         Данные мероприятия продемонстрировали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу  года.

II. Ожидаемые результаты

 Работа с детьми :

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
  • Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города и края;
  • Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ);

Работа с воспитателями:

  • Разработка конспектов занятий;
  • Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта;
  • Разработка конспектов занятий досугов ;
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Работа с родителями:

  • Повышение интереса к работе ДОУ;
  • Активное участие в конкурсах, выставках;
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

   III. Материально – техническое оснащение , информационное  обеспечение :

  • педагог-психолог, старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели, родители;
  • Библиотека детской и познавательной литературы;
  • Объемные экспонаты: макет микрорайона, макеты исторических и памятных мест города;
  • Экспонаты для музея предоставленные родителями воспитанников и сотрудниками детского сада. Демонстрационный и игровой материалы были изготовлены силами родителей и сотрудников; 
  • Герб города, флаг города, стенд «Нефтекамск в фотографиях», карта города;
  • Альбомы «Природа края», фоторепортаж «Мой папа лучше всех»,  «Это – мы! », наборы открыток с видами города и   достопримечательностями;
  • Интернет ресурсы.
  • ИКТ .

 VI.  Заключение

   Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

   Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов ,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

        Интеграция метода  проектов  и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

         Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

         Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

         Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

             Литература

1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  

3.Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

4.Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...