Конспект НООД «Игрушки мордовского края»
план-конспект занятия (младшая группа)

Аверкина Елена Филипповна

Конспект НООД

«Игрушки  мордовского края»

 

 Программное содержание:

1. Познакомить детей с элементами Мордовской национальной             одежды.

2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова.

3. Формировать фонематический слух.

4. Прививать детям любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Прослушивание мордовской музыки, чтение мордовских народных сказок, рассматривание альбомов, книг о Мордовии.

Словарная работа:

Панар, пулай, кырганят

Оборудование:

Аудиозаписи с мордовской музыкой, кукла в национальном костюме, деревянные Тавленские игрушки, книга Мордовия- Народное искусство.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, чередование хоровых и индивидуальных ответов, физкультурная пауза, обследование игрушки, вопросы к детям.

Ход НООД:

Включается запись мордовской песни:

«Вай велесь, велесь…»

- Ребята, скажите, на каком языке поют эту песню?

- На мордовском.

- Правильно.

- А как называется город, в котором мы живем?

- Саранск- это главный город нашей Мордовии. Он большой и красивый.

Нам в Саранск

Замечательно

Живется

Наша жизнь

В России

Светлой песней льется

Здесь мокшанки

И нарядны

И красивы

Мой Саранск

Саранск известен

Всей России

  А. Мортынов

(Стук в дверь. Появляется кукла мокшанка- эрзя, в руке небольшая сумочка с игрушками)

- Шумбратодо ялгат! Здравствуйте ребята!

- Давайте познакомимся. Меня зовут Маруня.

Я живу в Мордовии. По национальности я- мордовка. Компазиторы очень много песен написали про мордовочек. Одну из них сегодня вам спает Иван Сяткин.

(Включается запись песни «Мордовочка»)

- Маруня, какая ты красивая! Правда ребята?

(Рассматривание куклы)

 

- На Маруне длинное платье, да не простое, а вышито мордовскими узорами. По-мордовски оно называется «Панар»

(Индивидуальное и хоровое повторение)

- Сзади у нее повязана набедренная повязка. Она очень красивая. Посмотрите, какие красивые узоры составлены из бисера. Здесь так же пришивались пуговицы, разная тесьма, нанизывались старинные монеты.

- Маруня, а для чего это делали?

- Это делали для того, чтоб красивую мордовскую девушку можно было не только увидеть, но и услышать из далека. По- мордовски эта повязка называется «пулай».

- «Пулай» (индивидуальные и хоровые повторения)

- Ребята! А что у меня на ногах? (Сапоги)

- В старину, сапоги стоили очень дорого. Одну пару сапог можно было купить, если продать хорошую лошадь, поэтому не каждый мог их себе позволить. А кто не мог купить сапоги, те надевали лапти. А вы знаете, что такое лапти?

(Демонстрация лаптей)

- Это обувь, которую плели из лыка.

- Маруня, а какой красивый у тебя головной убор!

- Это какошник. По- мордовски он называется «панга».

(Индивидуальная работа со словом «панга»)

-А бусы на моей шее по - мордовски называются «кырганят»

(индивидуальные и хоровые повторения)

- Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями- игрушками, которые делают у нас в Мордовии.

(показ)

- Это матрешки- мордовочки. Их нельзя спутать с другими матрешками, т.к. они расписаны мордовскими узорами.

- А вот эти игрушки пришли к нам из деревни Подлесная Тавла.

- Что это?

- Кони.

- Из какого материала они сделаны?

- Из дерева.

- В Подлесной Тавлее созданы мастерские, где делают игрушки из дерева.

 (Показ иллюстраций из книги «Мордовия. Народное исскуство. Стр. 120»)

- Здесь создаются резные деревянные скульптуры на темы мордовских сказок, разные игрушки с движениями (стр. 122- 123 )

- А вот эти игрушки свистульки (посвистеть), использовались не только для игр, но и как музыкальное сопровождение во время  праздничных представлений. Часть людей пела, а часть свистели под музыку. Вот так (включается музыка, показ)

Воспитатель:

- На этом занятие закончено. Сейчас можете поиграть с игрушками, рассмотреть их поближе, познакомить их с нашими игрушками, которые живут у нас в группе.

(Включается спокойная мордовская музыка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НООД

«Игрушки  мордовского края»

 Программное содержание:

1. Познакомить детей с элементами Мордовской национальной             одежды.

2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова.

3. Формировать фонематический слух.

4. Прививать детям любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Прослушивание мордовской музыки, чтение мордовских народных сказок, рассматривание альбомов, книг о Мордовии.

Словарная работа:

Панар, пулай, кырганят

Оборудование:

Аудиозаписи с мордовской музыкой, кукла в национальном костюме, деревянные Тавленские игрушки, книга Мордовия- Народное искусство.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, чередование хоровых и индивидуальных ответов, физкультурная пауза, обследование игрушки, вопросы к детям.

Ход НООД:

Включается запись мордовской песни:

«Вай велесь, велесь…»

- Ребята, скажите, на каком языке поют эту песню?

- На мордовском.

- Правильно.

- А как называется город, в котором мы живем?

- Саранск- это главный город нашей Мордовии. Он большой и красивый.

Нам в Саранск

Замечательно

Живется

Наша жизнь

В России

Светлой песней льется

Здесь мокшанки

И нарядны

И красивы

Мой Саранск

Саранск известен

Всей России

  А. Мортынов

(Стук в дверь. Появляется кукла мокшанка- эрзя, в руке небольшая сумочка с игрушками)

- Шумбратодо ялгат! Здравствуйте ребята!

- Давайте познакомимся. Меня зовут Маруня.

Я живу в Мордовии. По национальности я- мордовка. Компазиторы очень много песен написали про мордовочек. Одну из них сегодня вам спает Иван Сяткин.

(Включается запись песни «Мордовочка»)

- Маруня, какая ты красивая! Правда ребята?

(Рассматривание куклы)

- На Маруне длинное платье, да не простое, а вышито мордовскими узорами. По-мордовски оно называется «Панар»

(Индивидуальное и хоровое повторение)

- Сзади у нее повязана набедренная повязка. Она очень красивая. Посмотрите, какие красивые узоры составлены из бисера. Здесь так же пришивались пуговицы, разная тесьма, нанизывались старинные монеты.

- Маруня, а для чего это делали?

- Это делали для того, чтоб красивую мордовскую девушку можно было не только увидеть, но и услышать из далека. По- мордовски эта повязка называется «пулай».

- «Пулай» (индивидуальные и хоровые повторения)

- Ребята! А что у меня на ногах? (Сапоги)

- В старину, сапоги стоили очень дорого. Одну пару сапог можно было купить, если продать хорошую лошадь, поэтому не каждый мог их себе позволить. А кто не мог купить сапоги, те надевали лапти. А вы знаете, что такое лапти?

(Демонстрация лаптей)

- Это обувь, которую плели из лыка.

- Маруня, а какой красивый у тебя головной убор!

- Это какошник. По- мордовски он называется «панга».

(Индивидуальная работа со словом «панга»)

-А бусы на моей шее по - мордовски называются «кырганят»

(индивидуальные и хоровые повторения)

- Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями- игрушками, которые делают у нас в Мордовии.

(показ)

- Это матрешки- мордовочки. Их нельзя спутать с другими матрешками, т.к. они расписаны мордовскими узорами.

- А вот эти игрушки пришли к нам из деревни Подлесная Тавла.

- Что это?

- Кони.

- Из какого материала они сделаны?

- Из дерева.

- В Подлесной Тавлее созданы мастерские, где делают игрушки из дерева.

 (Показ иллюстраций из книги «Мордовия. Народное исскуство. Стр. 120»)

- Здесь создаются резные деревянные скульптуры на темы мордовских сказок, разные игрушки с движениями (стр. 122- 123 )

- А вот эти игрушки свистульки (посвистеть), использовались не только для игр, но и как музыкальное сопровождение во время  праздничных представлений. Часть людей пела, а часть свистели под музыку. Вот так (включается музыка, показ)

Воспитатель:

- На этом занятие закончено. Сейчас можете поиграть с игрушками, рассмотреть их поближе, познакомить их с нашими игрушками, которые живут у нас в группе.

(Включается спокойная мордовская музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НООД "Три медведя" в старшей группе (лепка сюжетная)

Образовательная область "Художественное творчество". Лепка сюжетная....

Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"

Конспект интегрированной  непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...

Конспект НООД по нравственному воспитанию "Что такое дружба"

раскрыть понятие о нстоящей дружбе, приобщать к элементарным нормам м правилам взаимоотношений со сверстниками...

Конспект НООД ОО «Познавательное развитие» - окружающий мир. Тема: «Обитатели рек и озёр Мордовского края»

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группыИнтеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развит...

Конспект НООД "Знай и люби свой край!"

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по "Ознакомлению с окружающим миром", "Ознакомление с природой" с использованием ТРИЗ - технологии....